Прототипы "русских конунгов" в Гото-гуннском эпосе Центральной и Северной Европы. Ч. 1

Oct 31, 2020 22:55

Ранее мне неоднократно приходилось обращаться к проблеме происхождения «русских сюжетов» в европейском эпосе Центральной и Северной Европы. Большая часть этих «русских сюжетов» сосредоточена в масштабном прозаическом сочинении «Сага о Тидреке Бернском», созданном в Норвегии во второй половине 13 века на основе континентальной германской героической ( Read more... )

гунны, велеты, эпос, саги, Русь, русы, Италия, Аттила, былины, скандинавы, руги, Тидрек Бернский, Руян, Ругиланд, Одоакр

Leave a comment

aloslum November 5 2020, 21:25:22 UTC
Хирдир, брат Хертнида старшего, в повествовании почти не играет роли, однако надо отдать ему должное - он погиб в битве с Вилькином, которому уже потом подчинился его брат.

Илиас стал правителем только Греции, а Восточная часть после смерти Хертнида досталась вместе с Руциландом и Пулиналандом тому же Вальдимару. Илиас прямо назван отцом Хертнида младшего в гл. 31 (хотя в гл. 292 тот назван сыном Осантрикса) и явно подразумевается в гл. 350 как брат Осантрикса, дяди по отцу Хертнида, тогда как Руна из Аустррики там же назван отцом его жены Остасии.

Появившийся в 314 главе Ирон (возможно действительно соответствующий Руне), отнесённый составителем Тидрек-саги или его немецкими предшественниками к единому русскому роду, только этим да титулом ярла схож с Илиасом, прототипом которого в качестве «брата» Вальдимара (но не нашего богатыря как такового) полагаю «рува» Уалипса, ушедшего во Фракию («Грецию»?) около 441 года, то есть не принявшего гуннское владычество.

С Ироном же можно сопоставить Трано «тирана» рутенов у Саксона Грамматика (не названного королём), побеждённого Фрото I (по счёту поколений около середины 5 века). Кстати, с именем его современника (Х)Андвана, короля хеллеспонтийцев-ориентов сопоставляли имя Адвинды, жены Владимира по Иоакимовской летописи. Возможно у Саксона или его переписчика начальная I превратилась в T (впрочем, «тирана» Трано (первого из правителей рутенов, упоминаемого Саксоном) ещё сопоставляли с Трояном в Слове о полку Игореве, но меня это не очень увлекает).

Кем бы ни была Хильдигунн, но «бургундкой» она стала лишь в латинском «Вальтарии», а вот напавшие на них Хёгни (по Тидрек-саге), или Хагена с Гудхере («друг Бургундов» по английскому «Вальдере»), или Хаген и Гунтер (ставшие «франками» по латинскому «Вальтарию») действительно были бургундами. И даже в этой версии имя её отца, что «в бургундской стране свой скипетр могучий / Крепко король Херирик держал в бесстрашной деснице» созвучно например с именем Эрариха из племени ругов, известного век спустя. Не было ли это результатом смешения Вальтария с Вальдаром (внуком Вальдемара по Саге о Скьёльдунгах), соперничавшим с Рэриком, которого и сопоставляю с Эрарихом.

С Тидреком, сыном Вальдимара, сражавшимся с Тидреком Бернским, скорее всего произошла инверсия. Почти во всех источниках (за исключением Иордана), повествующих о противоборстве двух Теодорихов, один назван сыном Триария, а другой именно сыном Валамира (Аноним Валезия, Малх, Марцеллин Комит, Иоанн Антиохийский, Феофан).

Reply

ortnit November 5 2020, 22:02:34 UTC
Все ждал, когда ты доберёшься до этих постов и найдёшь кучу всего, что я перепутал или пропустил.
Про гибель Гирдира я, вот, пропустил. Хотя, соответствующие главы не перечитывал. Все больше по памяти. Впрочем, более важной роль Гирдира от этого не стала. Павел Григорьев как-то с Диром я сравнивал. Пока писал этот цикл, тоже пришла в голову эта мысль.
Илиасу отец, мне казалось, чего-то поболее выделил. Грецию эту надо, мне кажется, связывать с тем, что немцы в 11 веке и Киев в Греции помешали.
Про проблемы отцовства в "русской" части Саги. Надо учитывать, что эти эпизоды лепили из 2х, как минимум, самостоятельных поэм, а может быть и из трех (если про Хертнида и Остацию была какая-то особая песня). В одной версии Хертнид мог быть сыном Ильи, в другой - Озантрикса. А мб он вообще был племянником обоим, что вероятнее всего, учитывая генеалогию "Ортнита".
Илиас, как мне представляется, явно заимствован из русского эпоса 9-11 вв. Поэтому, вовсе не обязательно искать какие-то общие черты у него и Ирона/Руны. Важно, что по сюжету у Хертнида было три сына, один из которых ярл и практически никак себя не проявляет. Важно, что Илиас не погибает по сюжету, но вдруг вместо него как черт из табакерки появляется Ирон.
При всей соблазнительности отождествления Илиаса и Уалипса, все таки зацепиться там фактически не за что. Он вполне мог быть одним из прототипов, но сам русский богатырь Илья, все же, был наверное иного происхождения.
Траннона с Трояном я сопоставляю. Правда, лишь на уровне имён. Кузьмин больше про сходство говорил. А вот [И]рон вместо [Т] раннон - это интересно... А мб аналогичная ошибка могла случится с Сагой о Тидреке?
Созвучие отца Хильдигунн с Эрарихом занимательно, особенно, учитывая географию событий. Но, про её становление "бургундкой" я не уловил. "Вальтарий" разве не древнее Саги? Если даже она стала бургундской девой, как бургунды стали франками, то первоначально вся история вообще могла быть связана с тем же Эрарихом.
Насчёт Тидреков полностью согласен, хотя ругийское происхождение готов не признаю.

Reply

aloslum November 6 2020, 18:27:05 UTC

За тобой не угонишься )
Тоже вспоминал эту Грецию, до которой по Адаму доходило Балтийское море, и украшением которой он считал Киев. Но ещё напомню Грецию (с Константинополем), где будто бы правили Анциус, Хугдитрих и Вольфдитрих (то есть по моим построениям Амал Венетарий, он же русский Волх-Вольга и Хамаль-Хельги, связанный с Рогхеймом и окрестностями Рюгена). Затрудняюсь обосновать эту привязку (общую или разные?) руциманского Илиаса, родича Вальдимара, и амелунгского Вольфдитриха, предка Дитриха (и соответственно Валамира) в немецком эпосе.
Возможно, какие-то знатные рода больше опирались на союз с кочевниками, а какие-то на греческое и эллинизированное население Ольвии, Тиры и Скифского царства, покорённых готами (по мнению исследователя Черняховской культуры Б. Магомедова «Не исключено, что представители этого народа составляли в обществе торгово-ремесленную прослойку», напомню ещё моё сопоставление росомонов-хеллеспонтийцев / халейгов, связанных с правителями Гардарики и Рейдготланда, с алазонами, соседями эллино-скифов ещё при Геродоте). А тот же Венетарий по моим построениям изгнал опекунов Витимира с союзными аланами и гуннами. И можно предположить, что оставалась память о «гуннской» (те же Вёльсунги) и «греческой» (те же Амалы) партиях, не обязательно соперничавших.
Однако более вероятным представляется как раз отражение памяти о том, куда ушёл «брат» Вальдимара, и откуда вышел Дитрих (с чем уже соотнесли его предков).

Насчёт прототипа Илиаса специально выделил «в качестве «брата» Вальдимара (но не нашего богатыря как такового)». Помимо ухода Уалипса за Дунай в 435-441 гг., то есть во время утверждения власти Аттилы, повторю также соответствие троицы Осантрикс (нем. Озерих), Вальдимар и Илиас и троицы Избор (тоже старший, но не наследовавший Русь), Владимир и Столпосвят (имя последнего, не соотнесённого с Ильёй, вывожу от искажения *Оуолпос). То есть зацепки в обстоятельствах и времени (неудачная борьба с Аттилой, известия о гибели Осантрикса и Вальдимара, но не Ильяса / уход от Аттилы части рубов / ругов), а также созвучии двух тождественных персонажей не друг с другом, но именно через Уалипса-Уллибоса.

Илиас в качестве дяди Ортнита скорее всего появился позднее (в версии о Херниде Бергарском в Тидрек-саге, а также в «Вольфдитрихе» он в этом качестве не упоминается), но ещё в Подунавье. Изначально Хертнит младший судя по всему представал в качестве племянника (или сына) Озериха (Осантрикса), смешиваемого с Тразарихом (Эдгейром) и Ангантюром / Даном, что отразилось во французской поэме об Ожье ле Дануа (Ogier le Danois) и Эрно (Hernaut), былинах (архангельских) о Даниле Игнатьевиче и его сыне, а также о Василии Игнатьевиче. Вариантом тех преданий стали былины (олонецкие) об Илье и Ермаке, отражённые и в немецкой поэме об Ильясе и Ортните, кроме того Илиас попал в братья к Осантриксу и Вальдимару (что отражено в тех же былинах: в шести заонежских и одной пудожской записях Ермак назван племянником или крестником Владимира, в четырёх пудожских и одной лужской записях он назван крестником или племянником Ильи).
Можно допустить, что на немецкую традицию повлияла олонецкая традиция, а на французскую - более ранняя (помимо архангельских былин предания о Даниле известны в Украине, былины о Василии тоже распространены широко). Однако и французская поэма со всеми этими сюжетами - от выступления против своего правителя (как Василий), до ухода в монастырь (как Данила), предстаёт отнюдь не заимствованной (и Эрно при всей своей доблести здесь лишь эпизодический герой), и немецкая поэма не предстаёт таковой, но повествуют они о героях и событиях, непосредственно связанных с русскими. В том же «Ортните» помимо прочего ещё параллель с былинами о Волхе-Вольге, которого сопоставляю как раз с Вольфдитрихом, связанным с Ортнитом. Во французской традиции имелась отдельная поэма о рыцаре-воре Элегасте, проникшем во вражеский замок, подобно Хельги, Вольге и Альбериху.

Reply

ortnit November 6 2020, 18:48:37 UTC
Теперь угонишься. Постинг-марафон объявляется закрытым. Пора работать над другими проектами.
Сейчас я склонен объяснять некоторые сюжетные параллели скорее взаимовлиянием русского и германского эпоса.
"Вольфдитриха" я все таки считаю поздним произведением, хотя и содержащим древние мотивы. К примеру, к нему ушли некоторые детали биографии Тидрека. А сага вроде бы основана на более архаичных вариантах германского эпоса, нежели те, что стали основой немецких поэм.

Reply

aloslum November 6 2020, 21:05:16 UTC
Будем поспешать медленно.
Как уже замечал, одним влиянием такое сложное сходство между пятком традиций, разнесённых в пространстве и времени, объяснить затруднительно, скорее именно общей основой, отражённой в них по своему, в одном схоже с одними, в другом с другими, а не просто с чем-то одним.
А в «Вольфдитрихе» помимо параллелей исторических (Анциус / Ансила, Вальгунт / Вультульф, Боуге / Боз, Васмут / Гезимунд, Белиан / Баламер, Ортнит / Харатон) и эпических (Ботелунг / Будли, Гриппиан / Грипир / Грубиян) усматриваю сказочные (мифо-ритуальные) - от кормления волчицей до женитьбы на Косматой Эльзе, но связь этого с эпическим предком вполне органична и по-всей видимости изначальна.

Reply

aloslum November 6 2020, 18:27:51 UTC
В отличие от Ирона в Тидрек-саге имя Трано у Саксона упоминается единственный раз.
Запись латинского «Вальтария» (как и английских отрывков «Вальдере», где род Хильдегюд не упоминается) старше Тидрек-саги, но если бургунды Гунтер с Хагеном там стали франками, то можно предположить и превращение Хильдегунды в бургундку (нигде она не принимала первых за своих). Сближение бургундов с ругами прослеживается и в других случаях, хотя и более усложнённых: Гудрун, дочь Гьюки и жену Сигурда, сопоставляю с Настасьей Микуличной (вар. Викулична), женой Добрыни, а само необычное отчество Микулы Селяниновича, связанного ещё с Вольгой, полагаю калькой эпитета «бургундский»; та же Гудрун не только соотносилась с братьями-росомонами, но как жена Атли по-видимому смешивалась с другой его женой Эркой, дочерью Осантрикса (которой соответствует Кудруна, дочь Хетеля).
Наконец Видимир, сын Видимира, младшего брата Валамира, ушёл в Галлию, его сопоставляю с живущим за Рейном Эльсунгом, сыном Эльсунга и дядей Эмлунга. Не от них ли предания об Элегасте, Эрно и Озерихе-Эдгейре (но не Илье) дошли до франков?
А Вальдимара / Олимара, которому наследовал Димар (ср. Марфа Дмитриевна, племянница Владимира) ты снова не сопоставляешь с Валамиром, которому наследовал Тиудемир / Дитмар? К слову, в прологе к Страсбургской Книге героев помимо Хартунга (Хертнита Русского, упоминаемого в некоторых поэмах в числе сподвижников Дитриха) упоминается ещё Дитрих из Русланда.

Reply

ortnit November 6 2020, 18:41:39 UTC
Ирон-Транно. Так и Ирон единственный раз упоминается. "Руно" - совершенно другая форма, а просто имя "Ирон" вообще из другого сюжета, никак не связанного с Русью.
Хильдигун. Предположить можно, согласен. Я в расчет имя ее папы в "Вальтарии" не брал. Если это Эрарих, то в принципе "ругийство" ее можно принять как изначальное, но Илья там все же скорее всего поздний элемент.
Былинные параллели следует оставить пока в стороне. При том, что у былинных персонажей и сюжетов вполне может быть очень древняя "биография", я сейчас не думаю, что сами былины настолько древние.
А каки образом Гудрун с Эркой смешивается?
Эрно тесно связан с Северной Италией. Скорее это какой-то местный герой, унаследованный от ругов. Руги же, видимо, принесли с собой в Италию и образ Ортнита. Я склонен, как ты наверное заметил, отождествлять Ортнита, Хертнида Младшего и Хертнида Бергарского. А к франкам все эти сюжеты могли попасть массой способов - и от готов, и от лангобардов, и от баваров, и от алеманнов с тюрингами.
Какой Димар? Я пропустил этот факт.

Reply

ortnit November 6 2020, 18:49:56 UTC
А Хартунг тоже "русским" назван?

Reply

aloslum November 6 2020, 20:27:57 UTC
Имя Ирона в паре глав упоминается несколько раз, вряд ли во всех случаях исправили начальную букву.
Ряд былинных сюжетов с определённым комплексом имён (именно в сочетании друг с другом), соотношу с событиями той же эпической эпохи, к которой восходят многие сюжеты немецкой и скандинавской традиций (причём с участием русских героев). В частности о Вольге и Микуле Селяниновиче (Венетарий и Гивика бургундский), о Добрыне, Забаве Путятичне и Настасье Микуличне (Сигурд, Брюнхильд, дочь Будли, и Гудрун, дочь Гьюки), о Потыке и Вахрамее Вахрамеевиче (Басих и Бахрам, и ещё в сопоставление с немецким преданием о Виланте и Хертните), о Чуриле и Бермяте-Ерме (Курсих и Харатон), о Даниле Игнатьевиче (Дан и Ангантюр-Онгентеов, а также Озерих-Эдгейр), о его сыне или Ермаке (Хертнит-Ортнит младший). А также об Илье (сюжеты о котором усматриваю в 6 веке) и Алёше (Альциоке), хотя разумеется на эту основу накладывались и добавлялись позднейшие герои и деяния.

Сюжеты о Хагене, Хетеле (Хедене) с его великанами и Кудруне соответствуют сюжетам о Милиасе, Осантриксе с теми же великанами и Эрке. Имена Кудруны и её золовки Ортруны, явно взяты от Гудрун и её золовки Оддрун.
В Ортните, ставшем племянником Ильяса, и соответственно в Херниде Бергарском, ставшем современником Тидрека (но ещё отличаемого от сына или племянника Илиаса), усматриваю смешение старшего (изначально) и младшего Хертнидов (последний известен как Хертнит Русский, сподвижник Дитриха). Изначально же сказание по всей видимости было посвящено «первому из риксов» Харатону, «духовному» сыну Венетария (Волха-Вольги / Альбериха), то есть его преемнику из ругов. В свою очередь на наследство Харатона претендовал тот же род Венетария-Вольфдитриха (в лице его самого, будто бы женившегося на вдове Ортнита, или троицы братьев, будто бы сыновей Хертнида), но оно досталось Ругиле (полуругу), а потом Аттиле.
Главное, что сами сюжеты не только связаны с русскими героями, пусть и как будто вскользь (Эрно во французкой поэме и Ильяс в немецкой), но и весьма схожи с русскими былинами (о Даниле Игнатьевиче и его сыне, о Василии Игнатьевиче, об Илье и Ермаке, о Волхе).

Олимар по Саксону победил при Фрото короля Ямти и Хельсингии, а также завоевал Хестию, Оландию, Куретию и острова рядом со Светией. Чуть позже Фрото назначает Олимара править Хольмгардией, а «Некоему Димару он дал в подчинение области, заселённые хельсингами, ярнберами и ямти, а также обе Лаппии». То есть Димар получил часть земель, завоёванных Олимаром: Ямти и Хельсингию (ср. Пелсойс, у Иордана?).

«Король Хартунг из Русенланда. Прекрасный Дитрих из Русенланда».
Возможно титул король восходит ещё к старшему Хертниду (хотя и младший был королём, только Вилькиналанда). В некоторых редакциях «Розового сада» Хертнит Русский (Хартнит, в «Бегстве Дитриха» Хортнит) назван Хартунгом и Хертингом.

Reply

ortnit November 7 2020, 06:39:18 UTC
Мне казалось, что русский Ирон один раз только упоминается. И ошибка могла иметь место уже принаписании Саги.
Хаген, Хетель и Кудруна, конечно, напоминают русских героев, но разве что, внешне. Идея совершенно иная - общая гибель. Ты Милиаса с Аттилой не путаешь?
Не особо Хертнид Бергарский отличается от Хертнида Младшего. И тот, и другой по сути живут в Гунноланде, в империи Аттилы. О родственных связях Бергарского не упоминается. О Младшем сказано, что про него есть особая сага. Явно отсылка к "Ортниту". Бергарский - это тот же Ортнит. В немецкой версии песен о Дитрихе или Ортните точно была фраза о том, что королевство Ортнит после его смерти стало принадлежать Дитриху. Королевство Бергарского постигла таже участь. В "Ортните" его дядя - Илиас. Илиас - современник Аттилы и Тидрека. Одинокую версию "Вольфдитриха" тут можно не принимать в расчёт. В ранней версии ортнитова дракона убивал именно Дитрихе, судя по всему. И к Италии он оказался привязан, скорее всего, уже позднее.

Reply

ortnit November 7 2020, 06:50:32 UTC
С приемственностью от Винитария, да ещё и его связью с Альберихом ты увлёкся, мне кажется.
Теперь понятно о каком Димаре речь. Тут такая себе приемственность, конечно. Остроготские вожди Амалы служили Аттиле, а после его смерти получили одну из областей его империи. Это вполне могло отразится в сюжете. Вообще, Фротон тут явно заменяет самого Аттилу. На это указывают границы его империи от Рейна до Волги и от "островов севера" до Дуная, а также свита из 30 королей.
Значит, Дитрих Русский все таки был в одной из двух "русских" поэм.

Reply

aloslum November 7 2020, 22:12:22 UTC
В саге Ирон собирает совет, решающий сдаться Аттиле, идёт и говорит с Аттилой, назначается Аттилой наместником в Руциланде, хотя это всё в пределах пары маленьких глав.
Сопоставление Хагена, Хетеля и Кудруны с Милиасом, Осантриксом и Эркой подробно обсуждал с Пашей Григорьевым здесь https://stridmann.livejournal.com/113759.html
Идея обоюдного истребления, выросшая до мифологического масштаба (с вечным оживлением павших), присуща только скандинавской традиции, в той же «Кудруне» Хаген и Хетель помирились после битвы (а по Саксону было будто бы две битвы, в первой Хёгин пощадил Хидина, но спустя семь лет они убили друг друга, а Хильда их оживляла каждую ночь).
Хагена (помирившегося с графом Гарадеи) и Милиаса (помирившегося с Осантриксом, старшим, но не царствовавшим в Руциланде) сопоставляю с Ругилой (власть которого по моим построениям признали руги после Харатона-Хертнида).
Хетеля / Хедина (отцом которого был Хьярранди, ср. Хертнид), вассалом которого был Вате, участвовавший в похищении дочери Хагена, и Осантрикса / Озериха, вассалом которого был Вади, дядя великанов, участвовавших в похищении дочери Милиаса, сопоставляю с Гесимундом, регентом при малолетних Амалах, отказавшегося самому принять королевскую власть.
Кудрун, дочь Хетеля, в свою очередь похищенную Хартмутом (ср. Атли в балладах именовался Арталой), у которого была сестра Ортруна, сопоставляю собственно с Эркой / Хельхой, похищенной Аттилой (Атли, у которого была сестра Оддрун).
Людвига, отца Хартмута, можно сопоставить с Хлёдом (ср. Мундзук, отец Аттилы, умер раньше своего старшего брата Ругилы, возможно погиб в битве). Саму битву Ангантюра (ср. Ангул с Даном) с Хлёдом сопоставляю с войной Осантрикса (смешиваемого с Эдгейром / Ogier le Danois) с Милиасом, то есть борьбой ругов за власть при Ругиле.
Предшествующее правление Хейдрека (который к слову, упоминается в «Плаче Оддрун»), который воспитывал сына конунга Гардарики и стал правителем Рейдготланда, то ли дублирует регентство Осантрикса / Хедина, то ли предваряет его (Хедин / Хетель = Хейд(рек)ович?), относясь ещё ко временам Вандалария или Харатона.

Хертнид младший не жил в Хуноланде (разве что в плену у Милиаса) и тоже сражался с Аттилой и Тидреком (гл. 137), прядь о нём (и вероятно большая сага) не сопоставляется с рассказом о Херниде Бергарском, то есть Ортните. В немецких поэмах Ортнит Гардский и Хертнит-Хортнит Русский явно не сопоставляются друг с другом. Возможно о том же короле Хартунге Русском существовала отдельная поэма, как и о Дитрихе Русском, но в той же Книге героев кайзер Оттнид из Гарды, сын сестры русского короля Элегаста (!), упоминается отдельно от них, при этом говорится, что змея убил именно Вольфдитрих, а в конце поэмы «Ортнит» сказано что-то вроде: «видите, что было древнее Дитриха Бернского» (Seht, daz was von Berne Dietriches alter an).
Можно даже допустить, что первоначально дядя Ортнита (причём по матери) именовался именно Элегастом (тёзка которого во французской поэме соответствует Вольге и Альбериху, проникшим во вражескую крепость), потом уже смешанный по созвучию с Ильясом, известным из русских песен, и заменённый им заодно с *Улибосом в сказании о братьях Вальдимара. А уже потом это повлияло на олонецкую (ближайшую к Новгороду, торговавшему с немцами) традицию о Ермаке и Илье (изначально другом родиче Владимира - некоем «Игнатьевиче» / Онгентеов-Ангантюр / Огиер-Озерих).
Альберих типичное имя для дварфа (к слову, в поэме «Виргиналь» упоминается дварф Элегаст), оно могло заместить того же Элегаста, в свою очередь перенесённого на земного родича Ортнита (того самого Игнатьевича / Огиера).

Олимар помимо Ямти и Хельсингии воевал в Светии, Димар помимо ямти и хельсингов, получает власть над ярнберами (в той же Светии). Соотношу это с войнами Валамира и Тиудемира со свевами, у того же Пелсода-Пелсойса (ср. Хельсингия?) и Данубия.
Кстати, в поэмах ещё упоминается Дитрих Греческий, причём как раз с Хертнитом Русским (в «Розовом саду» это сподвижники Дитриха Бернского, в «Бегстве Дитриха» люди Этцеля, помогающие Дитриху Бернскому, и ещё в «Равенской битве» он упомянут отдельно).

Reply

ortnit November 8 2020, 15:59:30 UTC
Согласен, сюжет сказаний о Хетеле и Озантриксе общий. Хотя, персонажей мб и не стоит отождествлять. Общий сюжет ещё не значит, что у героев все общее.
Сходство имён также мб обманчивым. Былинные имена изменчивы как песок. Григорьев поделился со мной своими наблюдениями над судьбой некоторых героев были. Тот же Данила оказывается не совсем Данилой, хотя я малость запутался во всех этих перечислениях.
В конце Саги видно, что Гунноландом оказываются все страны, побежденные гуннами и готами. Как я показал выше, Бергарский - это Ортнит, а Ортнит - это явно Хертнид Младший. То, что они там прямо не отождествляются, ещё ни о чем не говорит. Между смертью Остации и смертью Бергарского вполне мог быть рассказ о том, как племянник русских королей оказался в какой-то Бергаре. Это могла быть та самая большая сага, которую упоминал автор "Тидрека".

Reply

aloslum November 9 2020, 13:44:55 UTC
Там не просто общий сюжет, а связка сюжетов о похищении дочери Хагена / Милиаса, а потом - дочери Хетеля-Хедина / Осантрикса, сына Хиарранди / Хертнида, которому помогают певец Хорант (ср. певец Хиарн у Саксона) / Хертнид младший, а также Вате и/или великаны Вади. Хотя поправлюсь: договор Хагена с графом Гарадеи соответствует не договору Милиаса с Осантриксом (этому соответствует последующий договор Хагена с Хетелем), то есть договор Ругилы с Гесимундом, регентом при малолетних Амалах, а предшествующий договор Ругилы с некоронованным Вандаларием, с чем сопоставляю ещё союз Еруслана Лазаревича, преемника царя Картауса, с князем Иваном Русским богатырём, а также былину об Иване Годиновиче (Горденовиче), расправившимся с изменщицей-невестой (олицетворяющей власть, наподобие Апраксии), но не сочетавшийся с ней.
Ранее сопоставлял Эмлунга, одолжившего коня у Видги в залог городов Виндланда, дарованных его отцом Хорнбоги, и вернувшего собственного коня, взятого Сигурдом, оказавшимся его родичем, с тем же Вандаларием, сыном Венетария («Рог Боги», то есть Бооза-Боуге?), в «Розовом саду» упоминается, что у Витеге, отобрал коня Амелольт, это одна из форм имени Амелунга, владетеля Гарды, женатого на сестре Хильдебранда (из рода Вюльфингов, которых сопоставляю с Вёльсунгами). Такие вот параллели, обнаруживающиеся именно в комплексе изменчивых вариантов.

Хернид Бергарский (Бургарский, то есть гуннский?) соответствует Ортниту, но в чём его соответствие Хертниду младшему, кроме того, что первый представлен племянником Ильяса, но при этом по матери (и вероятно тот заменил Элегаста-Вольгу, разделившегося на «духовного» и земного родича, дварфа и человека). Хернид Бергарский хотя и приближен в саге к Тидреку, но его сподвижником в отличие от Хертнита Русского побывать не успел, а привязка к Италии скорее всего связана с позднейшим пребыванием там ругов (которым Теодорих отдал Тицин, то есть Павию, в которой командовал Эрно), да может ещё с тем, что там была местная Гарда.
Харатон, если считать его ругом, мог представляться (а то и действительно быть по материнской линии) преемником Амала Венетария (которого тоже отношу к ним). Поэма говорит о добывании им знатной невесты (то есть верховной власти) с помощью «духовного» отца и дяди, а также о появлении дракона, погубившего его. В былинах говорится о нашествии несметных полчищ, при этом Ермак (в большинстве вариантов, кроме двух) и сын Данилы Игнатьевича остаются живы (к слову, вспомним Доната, гибель которого разъярила Харатона, ср. Владимир тужит о гибели Данилы, крестного брата Добрыни (которого сопоставляю с Саром-Сигурдом) и казнит за неё Мишатку Путятича, которого сопоставляю с Дагом, братом Сигрун, смешиваемой с Брюнхильд, дочерью Будли). Нашествие нередко возглавляет Скурлат-царь, ср. скиры-скюры, занимавшие важное место в войске Ульдина, которого сопоставляю с Вильтином, покорившим Хертнида.
Хертнид младший / Хертнит Русский мог быть соратником Дитриха-Теодориха ещё на Балканах (вместе с Дитрихом Греческим / Русским) и в завоевании Италии. Но если принять, что Охерих / Осантрикс (воевавший с Аттилой) смешивался с позднейшим Тразарихом / Эдгейром (воевавшим с Теодорихом, когда прославился Витигес / Видга), то Хертнид либо уже воевал против готов, либо сам мог смешаться например с Гундеритом (в эпизоде пленения Видги). И как бы то ни было, он сам напал на Исунга (якобы конунга, на самом деле смешанного с Исунгом-скоморохом), которого сопоставляю с Мундом, скорее всего когда тот уже стал союзником византийцев (заодно с эрулами, ср. Теттлейв Датский) против готов и погиб вместе с сыном, как Исунг в саге, руги же были вместе с готами. Хотя тут предполагаю смешение Эдгейра с Ангантюром и/или Даном и соответственно Хертнида младшего со старшим.

Кстати, если Вальдимар / Олимар, то есть Валамир не погиб в войне с Аттилой, а подчинился ему, то над какими руциманнами был поставлен Ирон? Сравни поход росмосоков с гуннами в 441 году по Моисею Каганкатваци соответствует походу хонов во главе с Хераном по Егише, хотя обычно его сопоставляют с Эрнахом-Хернаком, сыном Аттилы. А если Руна соответствует Ирону, то подходит и его Восточное царство.

Reply

ortnit November 14 2020, 20:26:11 UTC
Олимар/Вальдимар может быть вовсе не связанным с Амалом Валамиром, хотя два Валамира могли сближаться в поздней эпосе, как сам Тидрек со своим отцом. Я думаю, что в саге отразился факт разгрома гуннами Ругийского королевства. В балтийско-датской же версии запомнился только факт гунно-ругийского союза,который просто был привязан к имени наиболее известного вождя - Олимара.
Ирон - Херан? Возможно... Но, тут ещё с росмосоками бы разобраться...

Reply

aloslum November 16 2020, 11:28:32 UTC
В верхненемецкой традиции (по «Бегству Дитриха») сохранилась память о трёх сыновьях Амелунга - Эрменрихе, Дитмаре (отце Дитриха) и Дитхере (отце Харлунгов), в нижненемецкой традиции (по Тидрек-саге) сохранилась память о трёх сыновьях Самсона - Эрминреке, Теттмаре (отце Тидрека) и Аки Верного Эрлунгам (или Эмлунгам), а также о трёх сыновьях Хертнида - Осантриксе, Вальдимаре и Илиасе (при этом отмечу, что в былинах Илья предстаёт племянником или крестником Самсона, это по сути вариант былины об Илье и его (или Владимира) племяннике или крестнике Ермаке).
В реконструируемой скандинавской традиции (по прологу Иоакимовской летописи) сохранилась память о трёх сыновьях Вандала, сына Славена - Изборе, Владимире и Столпосвяте, соответствующих с одной стороны трём сыновьям Вандалария, сына Венетария - Валамиру, Теодемиру (отцу Теодориха) и Видимиру, а с другой стороны Осантриксу (нем. Озерих), Вальдимару и Илиасу. При этом Осантрикс говорил Аттиле, что «его род не столь знатен, как руциманны, наши родичи», подобно тому как Иордан писал насчёт «братьев Валамира, Теодемира и Видемера, более благородных по происхождению, чем сам король, которому они служили» (то есть Аттила).
В имеющейся скандинавской традиции (по Саксону Грамматику) сохранилась память об Олимаре русском, сначала союзничившим, а потом воевавшим с братьями Хунами, подобно Валамиру. Наконец, при наличии взрослых наследников Амалы не правили готами до 440-х годов, и ещё Венетарий воевал против значительной «части» готов (если не против собственно готов), в 450-х годах Сидоний указал на первом месте в войске Аттилы ругов, при этом умолчав о готах (это ещё и по поводу «разгрома»), а позже Теодорих мстил за ругов как за «родичей» (по Эннодию) и «своих» (по Иоанну Антиохийскому).
В общем, вижу все основания для сближения Амалов с Валамиром и ругов, а вот оснований для выделения двух Валамиров не вижу.

Reply


Leave a comment

Up