Античность на севере Балкан. Религия и боги фракийцев. Ч. 5 (версия 2.0)

Oct 11, 2020 00:25

Божественное происхождение царского рода распространялось конечно на всех его представителей. Это обстоятельство делало в глазах народа священными и неприкосновенными родственников царя. Это объясняет не только высокое положение и влияние на государственные дела соправителей царя, но и объясняет ряд темных моментов в истории одрисов. Так, Геродот (Hdt. IV, 80) сообщает, что в то время как скифский царь Октомасад незамедлительно казнил своего брата Скилла, одрис Ситалк в аналогичной ситуации сохранил жизнь своему мятежному брату. Котис оскопил потенциального конкурента Адамаса (Arist. Pol. V, 12), видимо потому, что не мог убить его. Тот же Котис, несмотря на то, что другой родственник Мильтокит попытался свергнуть его или отделиться, захватил казну и главную резиденцию царя на Священной горе, вступил в союз с Афинами, с которыми Котис вел долгую и упорную войну, схватив мятежника сохранил ему жизнь, и кажется даже оставил свободу (Dem. XXIII, 104). И это царь, прославленный своею жестокостью и кровожадностью. Причины такой гуманности одрисских царей проясняют события, последовавшие за смертью Котиса. Узнав об этом Мильтокит вновь поднимает восстание против сына покойного царя Керсоблепта. Керсоблепт и его полководец Харидем вновь берут мятежного родственника в плен. В отличие от отца Керсоблепт решил казнить предателя, но очевидно, что он не мог этого сделать. Поэтому Харидем передал Мильтокита и его сына жителям Кардии, которые и осуществили казнь. Известие о жестокой расправе над Мильтокитом вызвало возмущение по всей стране. Восстание возглавили Берисад и Амадок, сын Медока, что привело в итоге к разделу страны между ними и Керсоблептом (Dem. XXIII, 169).
Демосфен пытался объяснить странное поведение Керсоблепта тем, что у фракийцев нет смертной казни, что конечно невероятно. Скорее нужно уточнить, что у фракийцев нет смертной казни для аристократов, членов священного царского рода. Определенную параллель мы можем видеть в Спарте, где при необходимости ликвидировать неугодного царя, приходилось изобретать способы, которые позволили бы общине остаться в стороне от преступления: уморить царя голодом или спровоцировать его самоубийство . При этом, смерть царя в бою, как героический акт, не рассматривалась как нечто нарушающее сакральный статус правителя-бога. Это касается и спартанских, и одрисских царей. Так в бою с трибаллами погиб Ситалк (Thuc., IV, 101, 5). Любопытно, что через четверть века была зафиксирована победная песня фракийцев «ситалка», аналогичная эллинскому пеану (Xen., Anab., VI, I, 6). Династическая история Тересидов отличается в этом отношении от истории их соседей. Цареубийства известны в истории Скифии (судьбы Анахарсиса и Скилла), Персии, а в Македонии этот вовсе было обыденной реальностью. Как минимум половина македонских царей были убиты , не считая многочисленных родственников истребляемых в ходе борьбы за власть. В истории одрисов зафиксировано достоверно лишь одно цареубийство - Котиса I. Причем убийцами были греки - два брата из Эноса (Dem. XXIII, 119, Arist. Pol. V, 12).
Сакральная природа одрисских царей выражалась также в выборе имен. Характерным примером тут служит опять-таки Котис, явно названный в честь богини Котис (Котитто), культ которой зафиксирован у фракийцев - эдонов. Имя его сына Керсоблепта созвучно именам Великих Самофракийских богов (Shol. Аpoll. Rod. Argo. I, 917). Особый интерес в связи с этим вызывает также имя царя Ситалка. Выше уже упоминалось, что у фракийцев бытовала на рубеже песня «ситалка», аналогичная греческому пеану, священному гимну Аполлону. Павсаний в своем описании Фокиды сообщает, что в Дельфах Аполлона называли «Ситалк», что означает «Дарующий хлеб, Хранитель посевов» (Paus. XV, 1). Любопытно, что в письме Филиппа II афинянам, которое содержится в собрании речей Демосфена, македонский царь обвиняет граждан Афин в том, что они «завязали дружбу» с убийцей афинского гражданина и фракийского царя Ситалка (Dem. XII, 9). Это упоминание вызывает удивление, так как Ситалк никогда не получал афинского гражданства. Афинским гражданином был его сын Саток. Противоречие возможно устраняет схолия к 145 строфе комедии Аристофана «Ахарняне», согласно которой Сатока называли в честь отца Ситалком, а в честь деда - Тересом. Но нам ничего не известно о его убийстве. В тоже время, обстоятельства, описанные Филиппом, больше соответствуют истории убийства Котиса I, убийцы которого были приняты в Афинах как герои - тираноубийцы. Это, а также туманное указание схолии к Аристофану, позволяют предположить, что «Ситалк» не личное имя, а почетный титул, подчеркивающий сакральное положение некоторых представителей одрисского царского рода. Следовательно, в разное время «Ситалком», царем-жрецом Аполлона, могли быть и Саток, и его отец, и Котис. С. Топалов пришел к аналогичным выводам, опираясь на данные нумизматики: он убедительно доказывает, что царя Ситалка на самом деле звали «Сараток», от имени которого чеканили широко распространенные во Фракии монеты, датируемые второй половиной V в. до н.э . Имя-титул «Ситалк» вполне соответствовало политике Котиса, который именуется «сыном Аполлона» в одной из надписей.
Самым знаменитым фракийским героем был легендарный певец Орфей, которому приписывали основание фракийских мистерий в честь Аполлона. Это одна из важнейших черт фракийской культуры. Эллины считали Фракию не только родиной буйных богов Ареса и Диониса, но и величайших певцов, которые были мудрецами, провидцами, обладали магическим даром и почитались как учредители древнейших тайных культов-мистерий - Орфея, Лина, Эвмолпа, Тамириса. Эвмолп считается основателем Элевсинских мистерий в честь Деметры и Персефоны, Орфею приписывается честь основания мистерий по всей Элладе, а кроме того целой религиозно-философской школы орфиков!
В заключение следует добавить, что, по всей видимости, у южных фракийцев существовал некий запрет-табу на упоминание имени Богов, именно поэтому Геродот столь скуп в описании фракийской религии, хотя довольно подробно описывает скифский пантеон и гетский культ Замолксиса. В пользу этого говорят и многочисленные имена фракийского Аполлона (Великий Бог, Дипойт, Дарзалас, Дзбелсурд), Героса/Ареса (Карабазмос, Перкон и др.), Богини - Матери (Бендида, Котитто, Ганея и др.). Это создает много сложностей для реконструкции этой загадочной религии. С другой стороны, возникает опасность поддаться фантазиям, как это случалось неоднократно с мэтрами фракологии из Болгарии. Серия данных постов получилась довольно дерганной, так как сложно пройти по грани между двумя крайностями - нигилизмом и фантазией. Даже спустя более чем 15 лет, что я занимаюсь этой темой, понимаю, что нахожусь лишь в самом начале пути. Льщу себя надеждой, что в будущем сумею относительно полно постичь тайны фракийских верований.
















(Виды на фракийские горные святилища)

Боги, античное, язычество, религия, Балканы, геты, фракийцы, древняя вера

Previous post Next post
Up