Одной из главных проблем исторической науки во все времена оставалась ограниченная освещённость письменными источниками отдельных племен, государств регионов во времени и пространстве. Очень небольшое число древних сообществ, даже имевших свою развитую письменность, озадачивались тем, чтобы сохранить собственную историю. Яркий пример - Древняя Греция. Несколько сотен государств с очень развитым самосознанием полисных граждан, с богатой мифологической традицией, с письменностью. Однако, от всего этого поражающего воображение многообразия полноценную письменную историю архаического периода мы имеем разве что по Афинам. Что-то реконструируется для Спарты. Еще меньше - для нескольких крупных полисов. Но, реконструкция эта зиждется в значительной степени именно на афинском материале. Конечно, были и местные хроники других полисов. Некоторые (например, история Гераклеи Понтийской, составленной Мемноном) даже сохранились, о большей части мы знаем лишь потому, что на них ссылались историки-энциклопедисты классического, эллинистического и римского периода. В последующие периоды мало чего поменялось. О большей части Европы в Темные века или Раннее Средневековье мы узнаем крохи информации благодаря франкам и грекам, в какой-то степени еще арабам и евреям. Как мне приходилось писать в "Вещем Олеге", документированная история большинства сообществ Европы того периода представляет собой вспышки, лишь изредка выхватывающие из мрака неизвестности те или иные регионы до того, как там появляется своя летописная метрика. Но и тогда ситуация исправляется лишь отчасти, так как русская классическая летописная традиция до 13-14 вв. это почти исключительно история "Русской земли в узком смысле" в ее киевоцентричном варианте. Об истории отдельных регионов Руси мы узнаем лишь постольку, поскольку киевские князья по какой-то причине оказались втянутыми в местные события (напали или отбивались от жителей интересующего нас региона, например). Круг интересов русских летописцев был до обидного ограничен. К примеру, женская половина княжеского рода (главного героя ПВЛ и ее продолжений) практически не интерсовал летописцев, в итоге мы потеряли значительную составляющую генеалогии этого рода - каркаса истории древних монархических сообществ. А это и история культуры, и история дипломатии, и многое другое...
Мы почти ничего не знаем об истории древлян, северы и прочих славянских этносов Раннего Средневековья.
Удивительную возможность представить то, какой может быть история таких малых регионов в эту эпоху, нам дарят скандинавские саги. Несмотря на фантастичность, ненадежность многих генеалогий и туманность хронологии, они тем не менее позволяют нам увидеть Традицию.
В силу специфики моих научных предпочтений, меня всегда интересовала одна скандинавская область - Рогаланд (Рогаланн, Роги), историческая область и древнее племенное "королевство" на юго-западе Норвегии.
Рогаланд представлял собой часть более обширного культурно-географического региона - норвежского Вестланда. Именно здесь зародилось такое знаменитое историческое явление, как викинги. Кроме Рогаланда сюда входили Хердаланд, Согн, Агдир и несколько других районов. К востоку от Вестланда лежала колыбель Норвежского государства - земли вокруг Ослофьерда, в первую очередь Вестфольд - родное "королевство" Харальда Прекрасноволосого из рода Инглингов. К северу - богатый Трандхейм и далекий Халоголанд.
Вестланд славился как край воинственных и непокорных людей, воинов и пиратов. Именно они доставили больше всего проблем Харальду, созидавшему свою "Норвежскую империю". Археологические исследования ХХ века, как пишет Гвин Джонс, подтвердили, что в 7-9 вв. это было общество, заточенное под войну. Археологи говорили о "спартанской культуре" этого обширного и сурового края.
Рогаланд в силу своего названия привлекает мое особенное внимание. Долгое время я грустил по поводу того, что в сагах древняя история рогов из Норвегии почти не отражена, а недавно случайно выяснил, что это полностью ошибочное представление, что есть большая и подробная сага, которая посвящена местному правящему роду. А в других сагах можно найти кое-что, дополняющую эту картину. Сага, безусловно, не летопись. Ко всему тут нужно относится критически, но тем не менее, некоторое представление о доблестных и славных рогах она нам может дать.
Вообще, меня удивляет пассивность норманнистов в этом вопросе. Ввиду обширного корпуса письменных источников, которые связывают восточноевропейскую русь (русов, русинов) с ругами, норвежские роги могли бы быть отличным кандидатом на роль "Руси Изначальной", но единственным человеком, который попробовал совместить норманнизм и гипотезу Кузьмина, остается, насколько мне известно, остается неизвестный мне комментатор к «Деяниям данов» на сайте «Северная слава»: «В ПВЛ упоминается князь Изборска по имени Труворъ (Лаврентьевская летопись, стб. 20; Ипатьевская летопись, стб. 14); согласно летописи он был одним из предводителей варяжского племени ‘русь’, чьё название можно сопоставить с др.-норв. фюльке Рогаланд (Rygia filke), частью которого была упомянутая у Саксона область Ядер (о др.-норв. фюльках см.: Мельникова Е. А. Древнескандинавские географические сочинения, с. 166-169)». Вобщем, опять придется за оппонентов делать их работу и познакомить читателя с «Норвежской Русью».
Легендарная история Рогаланда, неотрывно связанная с соседней областью Хердаланд, отражена в первую очередь в «Саге о Хальве и людях Хальва», которая представляет собой перечень деяний правящего рода Рогов и Хердаланда. Немного дополняет эту сагу текст «О Форньете и его роде» или «Как заселялась Норвегия», в которой несколько иначе дается генеалогия героев «Саги о Хальве». В «Саге об Олаве сыне Трюггви» дается вариант предания об одном из первых конунгов Рогаланда, Эгвальда. «Сага о Харальде Прекрасноволосом» и «Сага о Греттире» описывают конец независимости Рогаланда. О потомках рогаландских конунгов: «Прядь о Гейрмунде Темная Кожа». Кое-что о центральном герое «Саги о Хальве»: «Прядь о Токи сыне Токи». Вобщем, по всему видно, что легендарные правители Рогов и Хердаланда были заметными фигурами в эпосе. Хальв стоит в одном ряду с Хрольвом Жердинкой, например. Далее мы подробнее остановимся на судьбах героев этих саг.
Итак. Согласно саге «Как заселялась Норвегия», Рогаланд осваивался легендарными первопоселенцами и потомками Форньета (в этой саге - человека, а в других источниках - великана, турса, которого отождествляют с Имиром). Один из потомков этого великана, проживавшего в Финнляндии, Нор, прибыл в будущую Норвегию и завоевал ее, подчинив местных жителей (насколько я понял, также связанных с великанами). Одним из его сыновей был Гард Агди (по нему получила название область Агдир рядом с Рогаландом). Братом Гарда был прародитель-эпоним трендов из Трандхейма. Сыновьями Гарда Агди были среди прочих Херд (первый конунг Хердаланда) и Ругальв. В честь этого Ругальва и был назван Рогаланд. Его сыном был Регнвальд (Рогволод, значит, по-нашему), а затем конунгом стал сын Регнвальда Эгвальд.
С этого места начинаются определенные противоречия в сагах. Начнем с канона, так сказать. Именно именем Эгвальда начинается перечень рогаландских конунгов в «Саге о Хальве». Согласно этой саге: «Эгвальд, конунг Рогаланда, жил в Роги на Пустоши Ёсура. Она находится между Рогаландом и Теламёрком. Теперь люди называют это место Види. Вот поехал он на охоту, и дружина сопровождала его. Там королева родила мальчика, которого назвали Ёсур. Его воспитал Гуннвальд ярл Сторда. Викинг Хэклинг вышел со своим войском против конунга Эгвальда. Конунг Эгвальд пал в том бою и был погребён на Эгвальдовом Мысу». Эгвальд, видимо, был популярным персонажем. Сага подкрепляет свою версию висой, которую якобы услышал один из первопоселенцев Исландии Финн Богатый:
«То было давно,
дорогу держали,
числом премногие,
Хэклинга люди,
плыли по соли
следом форели.
Так этого стал я
жилья правителем». - Вису Финн услышал от самого покойного Эгвальда, когда остановился у его кургана на Эгвальдовом мысу. Спустя много веков это место стало популярным у норвежских конунгов. Тут находилась одно из поместий Харальда Прекрасноволосого, а потом и его потомков. Однажды, в поместье отдыхал от трудов праведных Олав Трюггвасон, которого посетил странный гость… «Рассказывают, что, когда Олав конунг гостил в Эгвальдснесе, однажды вечером туда пришел какой-то человек, старый и очень красноречивый. У него была шляпа с широкими полями и только один глаз. Он умел рассказывать обо всех странах. Он завел разговор с конунгом. Конунгу очень понравились его речи. Конунг спрашивал его о многих вещах, и гость всегда умел ответить на его вопросы, так что конунг засиделся с ним до позднего вечера. Вот спрашивает конунг, не знает ли тот, кто такой был Эгвальд, по которому названы мыс и усадьба. Гость отвечает, что Эгвальд был очень воинственный конунг и поклонялся всего больше одной корове104, которую брал с собой, куда бы ни ходил в поход. Он считал полезным всегда пить ее молоко. Эгвальд конунг бился с конунгом, которого звали Варин. В этой битве Эгвальд конунг пал. Он был погребен здесь, недалеко от усадьбы, и ему было поставлено два камня, которые и сейчас стоят. А в другом месте недалеко отсюда была погребена та корова. Такие вещи рассказывал гость и многое другое о конунгах и древних событиях». Если сопоставить две версии, то выходит, что конунг рогов пал от рук викингов, которые были варнами/варинами с побережья Мекленбурга или же с Рейна, где помещают королевство варнов, описанное Прокопием Кесарийским.
Из «Саги о Хальве» следует, что сыном и наследником Эгвальда был конунг Есур. После гибели отца, он воспитывался одним из знатных рогов, ярлом Гуннвальдом. Но, последний также был убит. На этот раз убийцей был Колль, дружинник Альрека, конунга Хердаланда. Через какое-то время Есур решил отомстить за воспитателя. Собрав большое войско он выступил против хердов. Альрек и Колль погибли, сын конунга Викар был вынужден бежать. Есур был первым конунгом, объединившим под своей властью рогов и хердов, хотя подчинил он только владения ярла Колля, включавшие густонаселенную область на юге страны хердов. В последствии этот край был причиной многолетней вражды между Есуром, а потом его сыном Хьером с одной стороны и Викаром с другой. В этой борьбе погибли Есур, бонды Острова Колля, а потом Хьер и Викар все же помирились. Далее, не очень понятно из саги. О потомках Альрека более не известно, хотя сага называет нам места погребения сына Викара и его внуков. Видимо, они продолжали править Хердаландом, пока был жив Хьер.
Сага характеризует Хьера как могущественного конунга Рогаланда, который умер от болезни. Его преемником был сын Хьерлейв Женолюб, названный уже конунгом Рогаланда и Хердаланда. Следует отметить, что автору саги «Как заселялась Норвегия» была неизвестна эта традиция. Для него Есур был сыном Херда, эпонима Хердаланда. И последующие конунги были его потомками. О борьбе Есура и его сына с родом Альрека ему также ничего не известно. Однако, я больше доверяю пространной версии «Саги о Хальве». Как бы там ни было, я не нашел обстоятельств, при которых сын Хьера стал конунгом хердов. Сага сообщает лишь о его щедрости, из-за которой он испытывал финансовые затруднения, но надо полагать переход Хердаланда под руку сына Хьера был как-то связан с тем, что потомки Альрека нашли покой под своими курганами.
Справиться с трудностями Хьерлейв решил с помощью бьярмов. Организовав поход в Бьярмию, популярный источник богатств для героев саг, Хьерлейв «пришёл в устье Вины, он разделил своё войско на три части. На его корабле было девяносто человек. Треть войска с ним во главе воевала с местными жителями, вторая треть с кормчим охраняла корабль, а третья треть с воином, место которого было на носу корабля, разрушила курган, и добыли они много сокровищ». На обратном пути еще и тролля где-то в Финляндии завалил. Этому также была посвящена песнь, цитаты из которой приводятся в «Саге о Хальве». Вобщем, Хьерлейв Женолюб был парень хоть куда. Настоящий викинг! По одной из версий, он или его полный тезка даже в Бравалльской битве принимал участие.
Женолюбом его прозвали не просто так, само собой. Первой его женой была Эса Светлая, дочь ярла из Вальдреса. Главной женщиной в его жизни была Хильд Стройная. Она происходила из знатного рода, потомками которого были также знаменитые ярлы Хладира, соперники Инглингов, оспаривавшие у последних власть над Норвегией. Второй его женой стала дочь конунга Зеландии Хрейдара по имени Хрингья, но этот брак не был счастливым. Девушка умерла на корабле, едва молодожены покинули Зеландию. Это стало причиной вражды между зеландцами и рогами. Хрейдар напал на зятя. Хьерлейв, благодаря предсказанию водяного и своей чудесной собаке, лаявшей только, когда хозяину грозила опасность, уцелел, но Хрейдар сжег его усадьбу и ушел с большой добычей, включая Эсу и Хильд. У рогов и хердов длинные руки и память хорошая, поэтому очень скоро зеландцев постигло возмездие. Хьерлейв проник в палаты конунга, но Эса предала его и выдала Хрейдару. Хильд, напротив, освободила супруга. Хьерлейв убил Хрейдара и бежал к своему кораблю, где ждала дружина. С помощью воинов конунг покорил Зеландию, пленил дружину Хрейдара, которой впрочем даровал свободу, а затем он передал Зеландию брату Хильд - ярлу Сёльви.
Вернувшись домой, конунг созвал тинг (норвежское народное собрание), который осудил Эсу к утоплению в болоте. Конунг проявил гуманность и просто выгнал Эсу с ее сыном Облаудом, от которого вели происхождение Люди с Мыса Дымов, один из исландских родов. Хильд же родила Женолюбу двух сыновей. Один из них был неудачник ХьерОльв, а второй прославленный Хальв, которому собственно и посвящена сага.
Уже в 12 лет Хальв оказался качком-переростком и начал собирать дружину для морских походов. Собрал он в свою бригаду лучших из лучших, поэтому «люди Хальва» вполне могли сравниваться славой с дружиной Хрольва Жердинки и рыцарями короля Артура или Карла Великого. Короче, эдакие супервикинги. Их всегда было 60 человек. В саге особенно отмечено, что Хальв вооружил свою дружину боевыми ножами - саксами (скрамасаксами). Это оружие было отличительной чертой воинов Вестланда, которое, как пишет Гвин Джонс, появляется вместе с новыми тяжелыми копьями континентального типа, около 600 года. Больше нигде в Норвегии таким оружием не пользовались.
Хальв с дружиной мотался по разным странам 18 лет. Среди его криминальных подвигов «Сага о Норна-Гесте» упоминает нападение на Хальвдана Смелого, отца Ивара Широкие Объятия (как это увязывается с тем, что Хьерлейв Женолюб принимал участие в Бравалльской битве? Никак!). К тому времени, когда он вернулся домой, в Хердаланде правил конунг Асмунд. Он женился на Хильд Стройной после того, как Женолюб погиб в викингском походе. Асмунд признал себя человеком Хальва, но готовил заговор, намериваясь убить пасынка, чему также посвящена была песня, значительная часть которой вошла в «Сагу о Хальве». Хальва одолели числом. Он пал, как и большая часть его дружины, однако уцелевшие отомстили Асмунду, заручившись поддержкой Сельви Зеландского и дружески настроенных конунгов Дании и Сконе.
Со смертью Хальва и Асмунда власть унаследовал сын Хальва Хьер. Он также прославился своими походами, но в большей степени он известен историей «про неведому зверушку», точнее про своих сыновей. Женой Хьера была некая Хагню, дочь конунга Хаки. Пока Хьер отсутствовал в связи с собранием конунгов, его супруга родила двух близнецов, кожа которых была подозрительно темной (в разных вариантах «темная», «черная», «как у Хель»). Мальчишек назвали Хамундом и Гейрмундом. Мамаша постеснялась показывать таких сыновей супругу и подменила их симпатичным сыном служанки, но была разоблачена прославленным скальдом Браги, который как раз зашел погостить на халяву у знаменитого конунга. По «Саге о Хальве» отец, пораженный внешностью сыновей, приказал унести их прочь, но видимо на их статусе это не отразилось. В дальнейшем они стали прославленными викингами. Когда они были уже немолодыми людьми (для Норвегии с ее средним возрастом 30-40 лет, это наверное около 50-ти), взошла звезда вестфольдского конунга Харальда Прекрасноволосого, покорившего Рогаланда и Хердаланд.
О судьбах сыновей Хьера рассказывает «Сага о Греттире»: "В те времена было большое немирье в Норвегии. Там бился за власть Харальд Косматый, сын Хальвдана Черного. Прежде он был конунгом в Уппланде, а потом пошел на север страны и бился там во многих битвах и всегда одерживал победу. Потом он пошел на юг страны и, куда бы он ни шел, все покорял своей власти. Но когда он вступил в Хёрдаланд, люди поднялись против него всем скопом. Их возглавляли Кьётви Богач и Торир Длиннолицый, а Сульки был во главе людей из Южного Рогаланда. Гейрмунд Черная Кожа был тогда в походе на западе, поэтому он не участвовал в битве, хоть и был он конунгом в Хёрдаланде.
Когда у Энунда зажили раны, они с Трандом поехали к Гейрмунду Черная Кожа: он был славнейшим из викингов на западе. Они спросили, не думает ли он вернуть себе владения в Хёрдаланде и предложили свою поддержку. Они думали, что не мешало бы позаботиться и о своих владениях, ибо Энунд принадлежал к роду знатному и могучему. Гейрмунд сказал, что теперь настолько выросла сила Харальда конунга, что им нечего ждать славы от этого похода: вот ведь всю страну на него поднимали, и то потерпели поражение. Он прибавил, что ему мало радости стать рабом конунга и выпрашивать себе то, чем он прежде владел как хозяин. Он сказал, что уж лучше поищет себе другого поприща. А был он тогда уже немолод".
Гейрмунду также посвящена особая «Прядь о Гейрмунде Кожа как у Хель». Там также рассказывается о том, что: «И так случилось одним летом, что они совершили викингский поход на запад. Там они захватили много больше добычи, чем в другие годы, как об этом было рассказано. И тем летом, перед тем, как вернуться домой, они поделили свою добычу. Тогда получил один из них двадцать фунтов серебра, а второй два фунта золота. И тем же самым летом они прекратили свои набеги и каждого из своих людей отпустили восвояси с хорошим вознаграждением. Держат оба брата путь на двух кораблях во владения норвежского конунга.
Тогда Норвегией правил конунг Харальд Прекрасноволосый. Братья рассчитывали обрести там пристанище и вот отпустили свой флот и команду. И когда конунг узнаёт об этом, ему не нравится, что они там остаются. Ему не кажется невероятным, что сила их чрезмерно возрастёт, если они сговорятся между собой.
И некоторым людям по душе говорить, что Гейрмунд уплыл в Исландию из-за самовластия Харальда конунга. Но я слышал, что в то время, когда эти братья вернулись с запада из викингского похода, самой важной новостью было то, что никто не может представить себе более славного похода, чем поездка в Исландию. И вот по этой-то причине Гейрмунд пожелал отплыть сразу же, тем же летом, когда они прибыли в Норвегию, ведь лето уже клонилось к концу. А Хамунд не пожелал этого и едет на встречу с Хельги Худым. И братья приплыли в Исландию порознь»
В общем, пока братья совершали викингские подвиги, о которых нам мало что известно, Харальд завоевал Рогаланд, Хердаланд и весь Вестланд. В итоге, оба брата осели в Исландии, где положили начало славным местным родам. Однако, создается впечатление, что в море немолодые уже темнокожие Хьерсоны проводили времени больше, чем дома, так как в битве при Хафрсфьорде (традиционно датируется около 872 г.) Харальду Прекрасноволосому противостояли ополчения рогов под предводительством конунга Сульки и его брата ярла Соти и ополчение хердов под предводительством конунга Эйрика. Все они погибли в той битве, ознаменовавшей рождение Норвегии и гибель малых королевств. Надо полагать, эти конунги замещали предпочитавших мотаться по морю законных наследников. К сожалению, саги не объясняют нам, кем приходились Сульки (имя то какое странное…) и Эйрик потомкам Ругальва и Регнвальда, а также из какого рода они происходили. Однако, на них закончилась славная история конунгов рогов и хердов.
Если говорить о хронологии, то весьма приблизительно утверждение династии Ругальва и его потомков в Рогаланде следует относить к рубежу VI-VII вв. или чуть позднее. Это весьма любопытно, так как совпадает с археологическими датировками, фиксирующими изменения в вооружении племен Вестланда. Именно около 600 г. появляются здесь тяжелые копья и скрамасаксы, близкие к франским образцам. Это, вместе с именем рогов, позволяет предполагать, что за преданием о прародителе Гарде Агди и его сыне Ругальве лежат какие-то реальные события, связанные с приходом ругов в Норвегии примерно тогда же, когда из Подунавья ушли отряды герулов в первой половине VI в. Уважаемый Aloslum остроумно подметил связь имени отца Ругальва Гарда Агди со скандинавским названием Руси (Гарды, Гардарики) и владениями эпического племянника русских королей Ортнита в Италии (Гарда недалеко от Вероны), в области расселения ругов и готов. Что подтверждает связь между русью и ругами.
Следует также добавить, что сага, во-первых, отмечает связи ругов с Восточной Прибалтикой (где следует помещать Бьярмию), а во-вторых, разгром ругского ополчения хронологически совпадает с летописными и археологическими датировками появления «варягов-руси». Были бы норманисты не такими лентяями, можно было бы интересный сценарий сконструировать. Харальд громит ругов. Их конунги мигрируют в Исландию. Непокрные вестландцы уходят на Восток под предводительством Рюрика и Вещего Олега… Все приходится делать за оппонентов…
P.S. Благодарю за помощь Aloslum`a и Haraldhildetand`a за диалоги, в которых родился этот пост.