Загадочное государство славян или когда русы пришли в Киев...

Mar 26, 2012 01:50

Арабские источники, подарившие нам загадку Русского каганата, подарили и другую загадку - рядом с Русью они всегда описывают и какое-то неизвестное нам славянское государство язычников. У ибн-Русте описание славян предшествует описанию "острова русов", что означает видимо, что славяне проживали восточнее русов. В "Худуд-ал-Алам", напротив Славянское княжество следует после него и четко помещается к западу от Руси. Это весьма важное известие. В ХАА упоминается группа русов - киевлян, а это позволяет поместить загадочных славян западнее Киевской Руси. Славяне арабских источников несомненно  язычники, а следовательно Великая Моравия должна быть отклоненна (это я упоминаю, потому, что существует гипотеза, что титул интересующих нас славян "свиет-малик" - светлый князь следует читать как "Святополк" - так звали самого известного моравского государя). Климатические условия, описанные в источниках, также говорят о том, что речь идет о славянах Восточной
Европы.


Посмотрим, что собственно пишут арабы:
ибн-Русте:    ... И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва . т (Ва . ит). Путь в эту сторону идет по степям (пустыням?) и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед. Называется это у них улишдж, и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец.
Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютня же восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом. Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого человека. Орудие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют-«главой глав», зовется у них свт-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в течении трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений.ХАА:

§ 43. Рассказ о стране славян (Saqlab).

К востоку от этой страны - внутренние булгары (Bulghar-i andaruni) и некоторые из русов; к югу от нее - некоторые местности моря Гурз и некоторые местности Рума; к западу и северу от нее всюду пустыни Ненаселенных Земель Севера. Это обширная страна с чрезвычайно многочисленными деревьями, растущими близко друг к другу (payvasta). Люди (эти) живут среди деревьев и не сеют (kisht) ничего кроме проса (arzan). У них нет винограда, зато имеется большое количество меда, из которого они делают вино и тому подобное. Их сосуды (бочонки) для вина (khunb-i nabidh) сделаны из дерева, и (там) есть люди (mard buvadh ki), которые в год заготавливают по сотне таких сосудов вина. Они владеют стадами свиней (ramma-ha-yi khug), которые в точности подобны (ham chinank) стадам овец. Мертвых они сжигают. Когда умирает муж, жена его, если она его любит, убивает себя. Все они носят рубахи и обувь выше лодыжек (pirahan va muza ta ba ka'b). Все они огнепоклонники. У них имеются струнные инструменты (alat-ha-yi rudh) неизвестные в мусульманских странах (andar musalmani), на которых они играют. Оружие их - щиты, копья (**метательные/дротики - javelins) (zupin), и пики (**т.е. неметательные копья, которыми колют держа их в руках - lances). Властитель Saqlab(-ов) называется S.mut-swyt (или Bsmut-swyt,
**[bsmut swit khwan.nd]) Пища их властителей - молоко. Зиму они проводят в хижинах и подземных жилищах (kaz-ha va zir-zamin-ha). (Они) имеют многочисленные замки и крепости. (Они) одеваются главным образом в ткани из льна. (Они) полагают долгом их веры (vajib andar din) служить своему властителю. (Они) обладают двумя городами.

1. VABNIT - первый город - на востоке (**страны) саклабов и некоторые (из его жителей) напоминают русов.

2. KHURDAB - большой город и местопребывание властителя.

Как видим, перед нами довольно сильное государство с централизованной властью. Существует два города - Хурдаб, столица княжества, и Ва.ит, город, пограничный с русами, некоторые жители которого похожи на русов. Очевидно эти "некоторые" были местными аристократами, подражавшие русам.
Еще Рыбаков предположил, что славяне, описанные арабами - это вятичи. Но координаты  ХАА противоречат этому.  След может пролить статья Херманна - К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ОСНОВАХ «БАВАРСКОГО ГЕОГРАФА».

Баварский Географ помещает сильное славянское "королевство" к западу от Русов, в полном соотвествии с арабскими источниками. Прочие славянские племена почитали это княжество, как свою прародину. Аналогичное предание сообщает нам другой арабский географ аль-Масуди. Он называет это княжество ВАЛИНАНА, то есть Волынским! Отчасти это подтверждается и археологей: все правобережье Днепра и Волынь составляли ареал единой Лука-Райковецкой культуры, позднего этапа культуры типа Прага-Корчак. Вероятно во времена Баварского Географа (середина 9 века) в состав этого княжества могли входить еще и древляне. Впрочем, С.В. Алексеев предположил, что упоминаемые в Баварском Географе жеревичи - это и есть объединение, называемое в 10 веке древлянами. Дело в том, что археология Древлянской земли выделяет две группы поселений. Центром одной из них был Искоростень (это собственно древляне), в центром второй - Овруч, именно здесь и протекает река Жерева! 
   Арабские источники похоже древлян не знают, как и славян Левобережья. Ту же картину мы видим в Баварском Географе. И арабы и БГ делят пространство Восточной Европы между тремя гигантами - Хазарией, Русью и славянами-волынянами. Собственно это подтверждает и летопись. Согласно русским источникам хазары в 9 веке контролировали все Левобережье Днепра - северян, радимичей и вятичей. Старое Полянское кн-во перешло к русам и с средины 9 века Оскольд стал планомерно подчинять русскому влиянию княжества правобережья - древлян, дреговичей, полочан и смоленских кривичей. При Олеге Вещем граница с хазарами была отодвинута на Дон и Северский Донец.
   О государе Волыни 9 или 10 века очевидно нам сообщает аль-Масуди. В списке могущественнейших государей славян на первом месте он ставит "царя" Дира, на втором некоего князя имя которого с арабского можно прочитать как "ал-Олванг" (самое популярное чтение из-за сходства с именем Олега Вещего), либо "Аванджа", а на третьем - "царя Турка", в котором обычно видят венгерского короля, покорившего славян. В другом месте Масуди перечисляет славянские племена и их правителей, среди которых уже нет Турка и Дира, что подтверждает версию о том, что они были венгерским и русским государями соотвественно, но зато значится некто Вандж-слав, правитель племени ДУЛАБА, то есть дулебов, проживающих на той же Волыни! Логично предположить, что именно сей Вандж-слав и был Аванджем\Олвангом! За это говорит и положение Аванджи в списке между Венгрией и Русью. 
    Может возникнуть вопрос, а отразились ли в русских летописях сведения о столь могущественном и процветающем княжестве славян? Как ни странно, но в летописях не отражено дже присоединение к Руси волынян - бужан! Впрочем в летописях вообще много чего не отражено! Зато, летописи особенно выделяют два похода на Запад Владимира Крестителя - поход на Белых Хорватов и войну с Польшей за так называемые Червенские города, расположенные на реке Буг! Имя хорватов, проживающих на территории Галиции, часто сравнивали с названием столицы славянского кн-ва - Хурдабом. Насестники Светлого князя назывались супанеджами, то есть жупанами, так же как у западных и особенно южных славян. Масуди сообщает, что народ Аванджи воюет с франками, Румом - Византией и Нукабардом - лангобардами. Можно предположить, что араб просто спутал балканских и карпатских хорватов! Бросается в глаза и невероятно развитый регион с многочисленными городами, которые в последствии стали основой Галицко-Волынского княжества и королевства Малая Русь! При этом происхождение этих городов никак не объяснено в летописи! Еще более интересно название этих городов - Червенские, по имени главного города - Червеня. Это название удивительно созвучно названию "королевства славян"  из Баварского Географа, которое Масуди назвал Волынским -    Zeriuani. Именно как ЧЕРВЯНЕ  прочитал его и С.В. Алексеев. Характерно, что рядом с Червенем стоял город Волынь. Надо пологать, что столица временами перемещалась то в один, то в другой города, потому и источники 9 (Баварсский Географ) и 10 века (Масуди) зафиксировали разные названия. Возможно также, что под Хурдабом арабских источников рубежа 9-10 вв. скрывался именно Червень!
Итак, в 9-10 вв. в Восточной Европе существовало достаточно сильное славянское государство, наследник древнего Славянского государтва русов Добриты и Мусокия, объединявшее вероятно Белую Хорватию и Волынь. Столица княжества распологалась в разное время в Червене, Волыни и возможно в граде, на месте которого позже отстроили Галич (существвание более древнего города на месте столицы Галиции открыли археологи). В конце 10 века княжество пришло в упадок, будучи зажато с одной стороны Русью, а с другой растущей Польшей. В итоге государство исчезло, а его города стали предметом спора между поляками и русинами. 
Упоминание этого государства весьма важно с точки зрения локализации русов арабских источников и Баварского Географа и датировки их появления в Поднепровье! Баварский Географ, восходящий вероятно к сообщению Бертинских Анналов о посольстве кагана русов в Византии и Германии в 839 году, фиксирует существование Русского каганата в Восточной Европе к западу от Хазарии в середине 9 века. Данные эти согласуются с известиями Хордадбега и ХАА, написанного во времена Святослава, но опиравшегося на более ранние источники, фиксирующие венгров еще в Заволжье и не знающие о существовании Волжской Болгарии! Но ХАА уже знает Киев, как столицу одного из русских государств. С другой стороны, ибн-Русте не знает Киева, описывает русов, как жителей далекого острова (или не острова... термин, используемый арабом можно перевести и как междуречье, но важно не это), к западу от славян Хурдаба и Ва.ита (Волыни?), который по прежнему упоминается, как восточный город славян. Таким образом, сведения ибн-Русте могут восходить к источнику еще до переселения русов из Балтики в Восточную Европу в начале 9 века! Характерно, что арабы не знали о том, где находится Остров русов и с какими народами он граничит, что свидтельствует именно за островную версию перевода и локализацию в неизвестных арабам землях, а такими были именно балтийские земли и Северная Европа! Позднее, очень похожее на описание Острова русов,  описание арабы давали одной из трех групп русов - арсанийа, "царь которых живет в Арсе". Название столицы этих русов, их название и описание быта русов и религиозных особенностей еще больше свидетельствуют в пользу того, что ибн-Русте описывал балтийский остров Рюген - Руян!  
     Т.о. сопоставление арабских и германских известий о русах и славянско княжестве на Волыни служат еще одним доводом против гипотезы аланистов о принадлежности русам Салтовской культуры Подонья и аланской природе русов, упоминаемых в источниках.

ибн-Русте, Русь, Червенские города, Русский каганат, Баварский географ, три группы, Масуди, хорваты, Руян, Волынь, Остров Русов, Рюген

Previous post Next post
Up