Гипотеза карпатского происхождения Руси. Тезисно и с последними изменениями.

Jan 10, 2020 18:11

В ходе попыток создания непротиворечивой картины создания Русского государства в 9-10 вв. мною была сформулирована гипотеза «Карпатской Руси», как изначального ядра «Русского каганата» 9 века. В общих чертах гипотеза сводится к следующему:
1) Русь - это славянский этнос, который сформировался в Прикарпатье к 9 веку. Вероятно, ядро его составляла группа неславянского (восточногерманского?) населения, от которого элита унаследовала германские имена.
2) В нач. 9 века Карпатская Русь находилась, как мне представляется, в сфере влияния дунайских болгар. Приблизительно в 830-е гг. завершился процесс консолидации Русского «племенного союза» и было создано политическое объединение, которое я называю «Первый Русский каганат». Возможно, это произошло еще раньше. Полагаю, русскими дружинами были покорены соседние «племена» хорватов, Волыни, древлян, м.б. дреговичей. В рамках «Русского каганата», возможно, завершился процесс формирования лука-райковецкой культурной общности. С «Карпатской Русью» я связываю возникновение гигантских городищ в Прикарпатье (Плиснеск и другие памятники на территории Львовской обл.).
3) Пика своего могущества «Первый Русский каганат» достиг в 860-е гг. В 860 г. русь совершает знаменитый поход на Царьград. Около 861-867 гг. русская элита принимает христианство. Русские купеческие караваны посещают Багдад и гуляют на рынках Баварии (судя по лингвистическим данным), очевидно не редкими гостями в это время они были и в Царьграде. На прикарпатских городищах обнаружены следы распространения христианства.
4) Полагаю, что во многом именно реалии этого времени легли в основу древнейших былинных сюжетов и образов - Владимира Красно Солнышко, Илья Моровлина/Муромца, Волха Всеславьевича, Михайло Потыка.
5) Вероятно, следствием принятия христианства стали внутренние противоречия, в результате которых во второй половине 870-х «Первый Русский каганат» развалился. «Славинии» лука-райковецкой культуры обрели независимость. Сама русь, возможно, раскололась. Поздние источники, восходящие к моравской традиции, сообщают о том, что Русь вошла в состав Великой Моравии при Святополке I.
6) На рубеже 9-10 вв. начинается восстановление положения Руси, которое я связываю с Вещим Олегом. Русь снова языческая. Славянские купцы «от ругов» вновь появляются на Дунае. Русские купцы посещают Волжскую Болгарию и Хазарию. Олег заключает договоры с Византией, а русские наемники служат в византийской армии. Летописный поход Олега на Царьград, который «византийские хроники не заметили», а русские летописцы с трудом датировали (в НПЛмл он датирован 922 г., в ПВЛ - 907 г., явно на основании договоров, кроме того - это единственный русский поход на Царьград, описание которого дано не по византийским источникам, а по фольклорному источнику), я отождествляю с наиболее успешным походом руси на Царьград - походом 860 г. (он же, как я считаю, отразился в былинах о «Волх Всеславьевич» и «Илья Муромец и Идолище Поганое»).
7) В 909-912 гг., явно по соглашению с Хазарией и вероятно с Византией, русские дружины совершают масштабные рейды по южному побережью Каспия. Однако, после успешной экспедиции 911-912 гг. огромное русское войско, отдыхавшее в лагере в Хазарии, было уничтожено хазарской мусульманской гвардией. Это не могло не отразиться на положении Руси. Я считаю, что ослаблением Руси воспользовался Симеон Болгарский, который не мог одобрять сближение Олега и Византии. По мнению некоторых исследователей, в нач. Х века прикарпатские городища подверглись разрушению (преобладает, правда мнение, что это связано с походами Владимира Святославича на хорватов в конце Х века).
8) После разорения Карпатской Руси начинается отток населения. Венгерские источники отмечают, что вместе с мадьярами в начале Х века в Паннонию переселяется также русь. Этим же временем датируется резкое увеличение численности населения в Среднем Поднепровье. Именно тогда формируется территория «Руси в узком смысле» вокруг Киева, Вышгорода и Чернигова (позднее, при Владимире к ней прибавится территория Переяславля и его окрестностей). Это движение, по моему мнению, и согласно с летописной традицией ПВЛ, возглавил Вещий Олег. Он подчиняет древлян, отнимает часть территории у северы и облагает ее и радимичей данью. Все это указывает на обострение отношений Руси и Хазарии. Показательно, что в иностранных источниках Русь в период 920-930-х гг. почти не упоминается. Единственным исключением, кажется, является письмо патриарха Николая Мистика Симеону Болгарскому, в котором он угрожает царю союзом империи с Росией, венграми, печенегами и аланами.
8) В Среднем Поднепровье группа переселенцев из Карпатской Руси ассимилировала немногочисленное местное население - небольшое племя полян вдоль Днепра между Ирпенем и Росью, остатки роменского населения вокруг Чернигова (этот болотистый край роменцами был мало заселен, на месте Чернигова было небольшое поселение северы), также роменское поселение было, судя по всему, на Старокиевской горе. В Киеве с русью Олега должны были соединиться варяги Аскольда и Дира и группа «новгородцев» - словен, о переселении которых сообщает предание, сохраненное Никоновской летописью. Археологический материал не противоречит сказанному. Чуть позднее к этому населению прибавляется новая волна варягов во главе с Игорем. Он, породнившись с Олегом, женившись на Ольге, и возглавляет эту общность после смерти Вещего князя. Таким образом, можно говорить, что на Днепре под именем руси при Олеге складывается достаточно интернациональная общность.
Дальше все по летописи.
Что касается судьбы «Карпатской Руси», то после укрепления венгров в Паннонии, Потисье и Трансильвании она частично вошла в сферу влияния венгров в качестве одной из трех ее областей. Адемар Шабанский называет эти области: Белая Венгрия, Черная Венгрия и Русия. Ее, вероятно, следует локализовать в окрестностях Ужгорода и Восточной Словакии. Позднее, после создания Венгерского королевства, эта область войдет в его состав в качестве герцогства. На основании венгерских, византийских и немецких источников 11-12 вв. можно говорить о том, что имела место борьба в этой области за влияние между Венгрией и Византией, которая завершилась разорением «Гуннской Тавроскифии» византийскими войсками в 1166 г. в ходе войны между империей Комнинов и Арпадами. Это уникальное сообщение подтверждает, что «Гуннскую Тавроскифию» нельзя отождествлять с Галицией. После этого известия о Карпатской Руси исчезают, хотя русины в Карпатах никуда не делись.
Часть Карпатской Руси вошла в состав «державы Рюриковичей» - это земли в верховьях Западного и Южного Буга. В последствии еще большие территории войдут в состав Галицкого княжества, основанного в 12 веке боковой ветвью Рюриковичей.
Основанием для моей гипотезы служат:
1. Сообщеиие ал-Идриси о «наиболее отдаленной Русии» между Венгрией и «Македонией» (македонянами некоторые восточные источники (еврейско-хазарская переписка, например) называют Византию эпохи Македонской династии, которую сменили Комнины), что подтверждается также рядом французских и немецких источников 12 века. С этой загадочной «Русией», на мой взгляд, следует отождествлять один из трех «видов русов» - Славию, которая соседствует с болгарами и часто с ними воюет, а также названа самой отдаленной из трех «видов».
2. Описание маршрутов русских купцов у ибн-Хордадбега и русской флотилии, разорявшей Каспий, у аль-Масуди, из которых следует, что Русь в 9 - нач. 10 вв. находилась где-то на юго-западе Восточной Европы, но это не Среднее Поднепровье. Данной локализации соответствуют сведения Бертинских анналов под 839 годом (русское посольство может попасть на родину как из Византии, так и через владения франков, которым тогда принадлежали формально Моравия. Богемия и Паннония), патриарха Фотия о нападении росов в 860 году (росы появляются под стенами Царьграда в тоже время, что и флот Игоря и Ярослава Мудрого, следовательно, их база находилась примерно на той же широте, что и Киев; указание на то, что от моря росов отделяют реки, по которым они к этому морю спускаются; указание на то, что до нападения росы покорили многие народы), арабского географа Гардизи, передающего информацию, восходящую к «Анонимной записке» 9 века (о венграх, нападающих на славян и русов), Константина Порфирородного, который сообщает, что печенежская «фема» Харавои, кочующая между соседями Дунайской Болгарии и венгров в Подунавье и Приднестровье и соседями древлян и уличей в Поднепровье, соседствует с «Росией», под которой нельзя понимать в данном случае Среднее Поднепровье. Этому соответствует указание документа «Дагоме юдекс», что граница Руси проходит у Кракова.
3. Сведения «Деяний венгров» о том, что задолго до появления венгров в Потисье и Трансильвании, здесь болгарскими правителями было создано укрепленное пограничье с «рутенами» (марка рутенов).
4. Данные археологии, согласно которым в Прикарпатье культура, идентичная древнерусской культуре Киева и Чернигова, формирует параллельно и независимо от днепровских центров уже к середине Х века, то есть до присоединения этого региона к Киеву по летописным данным и до того, как древнерусская культура получает распространение в землях древлян, кривичей и северян.
В этой теории есть лишь одно слабое звено - почему в летописном предании, которое связывает создание «Киевской Руси» с варягами Рюрика, нет ни малейших следов этой «Карпатской Руси» и воспоминаний о русском прошлом? Я предположил, что эта ситуация связана с двумя факторами. Во-первых, с физическим вымиранием прямых потомков карпатской руси в ходе военных катастроф 941 г., 970-971 гг. и высылки в Византии 6-10 тыс. воинов - русинов Владимиром Святославичем накануне крещения 988 г. Эти потери киевскими князьями восполнялись за счет привлечения варягов (ПВЛ о подготовке похода 944 года, о высылке большей части варягов Владимиром после захвата Киева и привлечении на службу их части) и за счет переселения на юг знати новгородских словен, вятичей, мери, чуди и кривичей Владимиром (ПВЛ под 992 г.). Во-вторых, соперничество между кирилло-мефодиевской традицией русского христианства 9-10 вв. и византийским православием, после победы которого во время Ярослава Мудрого прежняя историческая традиция, связанная с «ругами» и «франками» была стерта из памяти, а на смену ей в конце 11-начале 12 вв. приходит летописная традиция, вывигавшая на первый план киевских аборигенов - полян, принявших имя «русь» от варяжских князей, потомков Рюрика, приглашенного когда-то новгородцами. «Варяжская легенда», с одной стороны опиралась на неверный перевод греческой хроники, где сказано «росы от рода франков» как «русь от рода варяжского», а с другой стороны, вероятно, отражала реальную генеалогическую традицию русских князей - «рюриковичей».
Однако, в свете новых данных археологии Киева и свидетельства Титмара Мерзебургского, на которые меня навел Д.М Котышев («От Русской земли к земле Киевской». М., 2019), возможно, следует несколько откорректировать эту версию.
Итак, что нового мне открылось? Как известно, по словам Титмара Мерезебургского, население Киева в начале 11 века представляло собой всевозможный сброд - «беглых сервов», «проворных данов» и т.п. Археологические исследования подтвердили, что во время Владимира город, который Владимир и отстроил фактически, испытывал серьезные проблемы с перенаселением - мощный приток населения привел к тому, что люди жили на склонах киевских гор, друг у друга на головах, можно сказать. Проблема была решена только Ярославом, который в несколько раз расширил городскую территорию Киева. Бедолаги со склонов гор переселились в новые районы, а на месте их коморок были возведены «промышленные мощности». Еще через пару десятилетий, к 1060-и гг. окончательно сформировалась городская община киян, которые громко заявили о себе, изгнав Изяслава Ярославича с «отнего стола». Очевидно, примерно таким же образом увеличивалось население и остальных «старших городов» - Чернигова и Переяславля. В конце Х века они, а также Вышгород и Белгород размерами не уступали Киеву, то есть все они были относительно небольшими городами. Очевидно, еще до Владимира начался процесс притока населения. Этому неизбежно должны были способствовать такие факторы, как концентрация в Поднепровье материальных благ, получаемых в виде дани и иностранных товаров, возможность начать жизнь с нуля, получить кусок обрабатываемой земли (область Поляне была относительно малонаселенной областью). К этому нужно добавить также, что русские князья из походов приводили полон, который расселялся в их владениях в качестве зависимых смердов. Пресловутые «беглые сервы» были, надо полагать, такими же зависимыми смердами, но из других земель-княжений, Древлянской земли, например. Кроме того, источником для пополнения населения были, скорее всего, изгои. Русские князья были весьма заинтересованы в этой категории населения складывающегося государства, о чем свидетельствует первая статья «Правды» Ярослава Мудрого: «Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него». Как видим, жизнь изгоя приравнивается жизни княжеского слуги.
В эпоху Ярослава общественное устройство было сложнее, чем при Олеге и Игоре, но это было всего лишь дальнейшее развитие тех тенденций, что сложились тремя поколениями ранее. При Олеге и Игоре «приднепровская русь» представляла собой довольно сложный социально-политический организм, который управлялся неким коллективом князей - «архонтов», связанных скорее всего родственными отношениями. Если 15 послов Олега аналогичны двум десяткам послов Игоря, то можно предполагать, что во времена Олега этот коллектив состоял из 15 князей, а при Игоре и Ольге их количество увеличилось. Имена послов и их отправителей очень познавательны. Среди них выделяются имена неотчетливо «германского» происхождения (профессиональные лингвисты - норманисты затрудняются связать их непосредственно со скандинавами, что показательно), на мой взгляд - это восточногерманские имена; в договоре Игоря появляются славянские имена; там же встречаются явно скандинавские имена (Гунарь среди князей); имена неясного происхождения. Внимание привлекает имя одного из послов - «Ятвяг». Оно подчеркивает, что «поднепровская русь» во времена Игоря стала именем интернациональной общности.
Судя по договорам, власть Игоря была значительно больше власти Олега над «русью». Археологический материал подтверждает, что именно при Игоре в Поднепровье возводятся т.н. «дружинные лагеря». Все это свидетельствует о том, что ему удалось создать т.н. «большую дружину», которая и стала залогом формирования будущего Русского государства. «Большая дружина» укрепила положение Игоря и его семьи, их превосходство над остальными членами «клана», а между крещением и смертью Ольги (957-969) избавиться от этих родственников - соправителей, которых позднее заменили уже правнуки и праправнуки Игоря, представлявшие аналогичный «клан» родственников. Создание «большой дружины» как раз и было началом того процесса, который заставил Ярослава Мудрого расширять Киев. К Игорю и его родичам стекалась не кастово чистая элита, а бродяги, мелкие дружины - банды, купцы - неудачники и их охрана, изгои, потерявшие право на место в общине, «крестьянские сыны из Мурома», «поповские дети из Ростова», которым не хотелось учиться грамоте и кадить кадилом, «Дунаи Ивановичи, семерым королям служившие», профессионалы - наемники. Все они вливались в большую семью княжеских людей, становились «братьями» «Добрыням Никитичам», урожденной дружинной знати. Были тут и новые отряды варягов (Варяжко при Ярополке), были, наверное, и скандинавы среди них. Были моравы, следы которых в середине Х века обнаруживаются в Среднем Поднепровье и Гнездово. Были, вероятно и венгры (при сыновьях Владимира они были), чудь (с древними эстонцами связывают имена Искусеви и Апубскаря в договоре Игоря, в 11 веке в числе высшего слоя русской знати были братья Чудин и Тукы), ятвяги (посол Ятвяг в договоре Игоря). Наверняка потомки русской элиты, пришедшей вместе с Олегом около 915 года в Поднепровье, просто тонула в этой массе бродяг со всего света. Киевщина была «Америкой» Восточной Европы. И толпы эмигрантов, стремившихся туда за своей удачей, становились «американцами», давая клятву «архонтам Росии». Так что, во фразе летописи, которую так любили советские «антинорманисты»: «И сЂде Игорь, княжа, в КыевЂ; и бЂша у него Варязи мужи СловенЂ, и оттолЂ прочии прозвашася Русью» (НПЛмл; примерно также в ПВЛ, но вместо Игоря - Олег) - есть доля исторической правды, с той поправкой, что ватага Игоря пришла в Киев к Олегу, а уже там стала «русью».
Учитывая, что этот процесс продолжался значительное время, больше столетия, нет ничего удивительного, что потомки бродяг, связанных только клятвой верности Игорю и его потомкам, не сохранили память о «Руси Изначальной» в то самое время находящейся под властью венгерских Арпадов. Не удивительно и то, что свое собственное происхождение и создание «Киевской Руси» они связывали с происхождением Игоря, к которому так или иначе предание, легшее в основу летописи, привязывало и Аскольда с Диром, и Вещего Олега.

Русский каганат, Рюриковичи, Русский род, варяги, скандинавы, Русская земля, варяжская легенда, летописание, Карпатская Русь

Previous post Next post
Up