Возраст Святослава Храброго, пожалуй самого популярного древнего князя современности, вокруг имени которого сложился настоящий культ, весьма сложный вопрос. Традиционно принято считать, что он родился в 942 году у престарелых Игоря Рюриковича и его жены Ольги. Сие обстоятельство смущает не первое поколение историков - профессионалов и любителей, рассуждающих о "мафусаиловом возрасте" и т.п. Проблему любят решать тем, что пересматривают возраст родителей, особенно Ольги. В популярной литературе эта позиция наиболее красочно представлена во втором томе цикла замечательных книг С.Э. Цветкова о средневековой русской истории ("Между язычеством и христианством"). В том же духе рассуждает А. Королев ("Загадки первых русских князей"). Нужно заметить, что сомнения в летописном возрасте Игоря тут не оправданы. Пожилые люди этого возраста вполне могут стать родителями и в наши дни, и в древности. Примером тому довольно много. В том числе, в истории рюриковичей. Пожилой Владимир Мономах "родил" Юрия Долгорукого. Пожилой Мстислав Великий - Владимира Мачешича. И т.д.
А уж про активность пожилых людей, что также частенько смущает сторонников этой точки зрения, то можно вспомнить античных долгожителей: иллириец Бардилл в возрасте за 90 лет погиб в своей последней битве, верхом на коне; скиф Атей в возрасте за 90 лет погиб в своей последней битве, верхом на коне; диадохи Александра Великого (Антипатр - ум. в возрасте 78 лет; Полиперхон - ок. 90 лет; Антигон Одноглазый - ок. 80 лет; Лисимах - ок. 80 лет; Птолемей - ок. 77-84 лет; Селевк - ок. 78 лет), прожив дикую жизнь, пройдя километры через горы, пустыни, джунгли, пройдя десятки сражений и тысячи пьянок, дожили до глубокой старости, проявляя чудеса активности и многим повезло пасть в битве! Так что, чисто теоретически, Игорь вполне мог стать папой Святослава в 942 году в своем летописном возрасте. Равно как через пару лет скончаться при попытке собрать дань с соседних древлян. Не такой уж Старый Игорь был старый. Другие товарищи (не будем показывать пальцами, все равно не помню, кто это писал), думают, что вся генеалогическая схема "Игорь-Святослав-Владимир" вымышленная. Тут остается только пожать плечами, так как у нас есть несколько независимых (включая иностранные и юридические) источников, подтверждающих ее. На самом деле, причины для сомнения есть, но они относятся не к самим летописным известиям, а к летописной хронологии, которая является плодом изысканий и вычислений одного из авторов того текста, который мы называем "Повестью Временных лет" (на сегодняшний день можно выделить 3-4 авторов, последовательно создававших тот текст, который нашел воплощение в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях).
Необходимо также понимать, откуда летописцы черпали свою информацию об отдельных событиях биографии Святослава. К примеру, исследователи выделяют эпическую песню, которую летописец просто переписал в свой труд:
Кнѧзю Ст҃ославу възрастъшю .
и възмужавшю .
нача вои совкуплѧти .
многи и храбръı и
легъко ходѧ . аки пардусъ
. воинъı многи творѧше ходѧ.
возъ по собѣ не возѧше .
ни котьла ни мѧсъ варѧ .
но потонку изрѣзавъ .
конину ли . звѣрину ли .
или говѧдину .
на оуглех̑ испекъ ӕдѧху.
ни шатра имѧше .
но подъкладъ пославъ.
и сѣдло в головахъ
такоже и прочии вои єго вси бѧх̑ .
А посъıлаше къ странамъ гл҃ѧ .
хочю на въ ити...
Что-то в этом духе. У Б. Рыбакова, если не ошибаюсь, реконструкция более поэтичная. Под руками, увы, нет, а в силу природной своей лени, искать неохото. Из той же песни, или из другой, взяты были, очевидно, подробности о деяниях Святослава, которые летописец относительно точно датировал 964-971 гг. Сторонники классической датировки рождения Святослава, как правило, опираются на указание на то, что Святослав начал свои походы в 964 году, "възрастъшю . и възмужавшю", но упускают из виду, что это всего лишь зачин песни, прославляющей героического князя. Аналогичным образом описывается и начало походов Волха Всеславьевича в былинах. Противники классической датировки указывают на то, что слишком поздно "возмужал" Святослав даже по этой версии.
Сторонники классической датировки указывают на то, что после смерти Игоря Святослав был настолько мал, что не мог участвовать в сражении и даже бросить копье как следует. Я бы тут отметил, что сама дата смерти Игоря ничем другим не подтверждена. Исследователями отмечалось, что все даты смертей русских князей привязаны к датам их договоров с греками по принципу: заключил договор - умер. Со Святославом все так и получилось. Вероятно, по его образцу летописец "расправился" и с Олегом и Игорем. На деле мы просто не знаем, когда умерли предшественники Святослава. Я, исходя из достоверных сведений о княжении Ольги и особенностей "посмертного" упоминания Игоря в трактате Константина Порфирородного, склоняюсь к тому, что Игорь погиб около 950-952 гг. Что касается "боевого крещения" Святослава, то еще А.Н. Насонов предположил, что на самом деле этот эпизод из жизни юного князя имел место задолго до смерти Игоря, а летописец, не зная точно, когда это произошло, связал его именно с последним восстанием древлян.
Лаврентьевская летопись вообще ничего не говорит о том, когда родился Святослав. Он упоминается впервые в тексте договора Игоря с греками от 945 года и это важнейшее свидетельство из жизни молодого князя. Младенец трех лет от роду не мог быть представлен собственным послом в таком важнейшем мероприятии, да еще занимая место выше двух десятков русских князей. Он не мог считаться ни наследником Игоря, ни самостоятельным правителем. Русь 945 года не абсолютная монархия, не феодальная монархия франков (хотя, даже там мне не известно случаев, когда младенцы участвовали, пусть и символически, в такого рода мероприятиях). То, что Святослав принимал участие в заключении договора ясно указывает, что он был постарше. Его далекий потомок Мстислав Великий стал князем новгородским в возрасте около 12 лет. Думаю, Святославу в 945 году было не меньше, а скорее всего больше, так как жил он в более суровые времена, когда власть Рюриковичей была далека от того, чтобы детям доверять правление и дружину. Князь должен был внушать страх и уважение данников. Если уж самого Игоря казнили восставшие древляне, то чего ждать от данников, которые встречали ребенка во главе дружины?
Единственным нашим источником, который датирует рождение Святослава 942 годом является Ипатьевская летопись. При этом, рождение Святослава синхронизируется со смертью царя Симеона Болгарского. Однако, в ПВЛ последнее событие датировано 942 г. ошибочно. На самом деле это случилось в далеком 927 году, но летописец ошибся, переводя индикт, которым смерть Симеона датировалась в византийском источнике, в привычное летоисчисление. В силу приведенных выше соображений, мне эта мысль пришлась по душе. С этой датировкой перекликается мнение Татищева, который датировал, вероятно, опираясь на одну из своих загадочных летописей, рождение Святослава 920-м годом. С поправкой на разницу между отдельными традициями летоисчисления (разница между Константинопольской эрой и Александрийской составляла 8 лет), эту дату также можно связать со смертью Симеона. В прежних записях я всегда датировал рождение Святослава ок. 927 года. Однако, вчера прочитал
новую статью М. Жиха, который относит указание даты рождения Святослава к числу т.н. "ипатьевских вставок", которые отсутствуют в Лаврентьевской летописи, так как сделаны были в ходе последней "редакции" ПВЛ. В основу Лавретьевской летописи легла ПВЛ, созданная Сильвестром, а в основе Ипатьевской летописи - переработанный текст, автором которого М. Жих справедливо (на мой взгляд) считает монаха Нестора.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) источники не позволяют определить дату рождения Святослава Храброго;
2) Святослав Храбрый был без сомнения достаточно взрослым, чтобы принимать участие в заключении договора 945 года с греками, где его представлял Вуефаст;
3) Наиболее вероятной датой рождения Святослава является начало 930-х гг. (соответственно, в 945-м ему около 15 лет), но с тем же успехом, он действительно мог быть рожден в 927-м или около того.