Мысли вслух

May 22, 2018 15:07

Потихоньку настраиваюсь к работе над очередным исследованием. В связи с этим периодически возникают разные мысли. Так как исследование будет аж про скандинавов в Восточной Европе (кодовое название "Викинги. Варяги. Русь"), то и мысли соответствующие ( Read more... )

антинорманизм, норманизм, Гнездово

Leave a comment

angon_kuning May 22 2018, 21:09:57 UTC
Можно предложить вот такую гипотезу (сомнительную, конечно):
Балтийские славяне принадлежали к циркумбалтийской культуре, так? Но если на Балтике к циркумбалтийской культуре принадлежали все, то в качестве этноопределяющий признаков для балтийских славян на Балтике должны были выступать именно славянские элементы (отличающие балтийских славян от других балтийских народов). Напротив, в славянском и, шире, восточноевропейском окружении для балтийских славян было важнее подчеркнуть именно балтийские элементы (опять же, отличающие их - но в этом случае уже от местных славян). "Смотрите, мы - не какие-то там кривичи, радимичи и меряне, мы варяги с Варяжского моря, самого князя Рюрика сородичи и соотечественники!"

Reply

kat_matroskin May 23 2018, 10:23:55 UTC
чо то я не понял, что имеется в виду ? :-)

Reply

angon_kuning May 23 2018, 12:59:42 UTC
Что на Балтике балтийские славяне старались выглядеть более славянами (чтобы отличаться от всяких данов, свеев, готов, фризов, пруссов, куршей и кто там еще на Балтике был), а в Восточной Европе - более балтийскими (чтобы отличаться от кривичей, радимичей, дереговичей и прочих местных славян). Этномаркеры для того же и нужны, чтобы от чужаков отличаться.

Reply

ortnit May 23 2018, 11:36:38 UTC
Думаю, что все проще. Если к примеру, на Западе скандинавские выкинги быстро утрачивали материальную индивидуальность, предпочитая одежду и украшения местного производства, то в ВЕ ситуация была другой. Материальная культура восточных славян и их соседей в 9 - начале 10 века не отличалась особой оригинальностью. Украшения и другие товары с берегов Балтики могли прийти по вкусу местным обитателям, что и привело к широкому их распространению. Сложение Русского государства, в котором династия и значительная часть элиты явно имела варяжские корни, только способствовало этому процессу. Но, на Севере это получило распространение еще раньше. К примеру, Леонтьев считает, что по крайней мере на первом этапе "скандинавские" артефакты попадали к мере в результате торговли со словенами. Потом он там находит варяжскую дружину в Сарском, но подробности его рассуждений мне не известны, к сожалению.

Reply

angon_kuning May 23 2018, 13:04:39 UTC
То есть циркумбалтийская материальная культура оказалась более развитой и/или более статусной, чем местные, и их в значительной степени вытеснила? Но опять же, ее статусность связана с тем, что для балтийских славян в славянском окружении именно (циркум)балтийский компонент их материальной культуры стал этническим маркером.

Reply

ortnit May 23 2018, 13:35:15 UTC
Просто в Восточной Европе не сложилось своей элитарной культуры. Слишком бедно, слишком равно в прошлом. А когда начала выделяться элита - дружины, знать - появились варяги с уже готовыми образцами и местным образцы пришлись по душе. У местных серебро, у варягов - престижные красивые побрякушки и мечи. Потому и формирующаяся дружинная культура очень многое взяла из циркумбалтийской. Престижная не потому, что варяжская, а потому что понравилось - стильно и современно) Как джинсы в СССР. Варяжская культура сама по себе синкретична и не может быть этномаркером. Этномаркеры балтийских славян в регионе - строение крепостей, формы стрел и ножей, конструкция печей. Уже на счет керамики не уверен, так как она стала таким же элементом циркумбалтийского культурного койнэ, как ювелирка - мекленбургские формы керамики и в Скандинавии производили. На данный момент представляю себе последовательность примерно так ( ... )

Reply

angon_kuning May 23 2018, 19:21:49 UTC
Да, с такой последовательностью я полностью согласен, но все же хочу уточнить один момент относительно пункта 2 (несколько переиначивая свою гипотезу):
Вот есть у нас варяжка-ободритка, жена/сестра/дочь одного из гридней Рюрика (или иного предводителя варягов в Восточной Европе). Она носит черепаховидные фибулы - не как этномаркер, а потому, что в циркумбалтийской культуре все их носят.
И видят ее с черепаховидными фибулами кривичские или там мерянские девушки/женщины, которые к циркумбалтийской культуре не относятся. Для них эти фибулы - очевидный этномаркер варягов (в ихъ краях больше никто такие не носит), а варяги - престижная этносоциальная группа (самого князя сородичи и соотечественники).
Стало быть, надо соответствовать/ассимилироваться, тоже покупать и надевать черепаховидные фибулы. Не потому, что они скандинавские или там циркумбалтийские (про это кривичам с мерянами неизвестно), а потому, что они варяжские (хотя сами варяги с этим утверждением могут не согласиться).

Reply

ortnit May 23 2018, 20:06:22 UTC
Проблема в том, что эти злосчастные фибулы не все, насколько я знаю, в циркумбалтийской культуре носят. Вроде как только в скандинавских странах и на Руси. Но, мне встречалась когда-то информация, что на Руси носят как попало: не попарно, как в Скандинавии принято, и не только женщины, но и мужчины. Это как раз указывает, что заимствовали напрямую у скандов, но исключительно модную красивую штучку.
По поводу престижности варягов уже написал. По поводу механики распространения моды можно спорить (в споре рождается истина). В целом это погоду не делает. Вопрос в датировке. Я думаю, что сначала мода распространялась, а потом варяги влились в элиту и стали престижной группой населения. У словен и мери было кажется именно так.

Reply


Leave a comment

Up