Про мерю и мурому. Заметка о границах Руси в 11-12 вв.

May 07, 2017 22:33


С подачи В. Седова существует мнение о славянизации этих средневековых этносов. Мысль интересная, Седов ее изящно, хотя и несколько сложновато, доказывает. В науке эта идея главного слависта в истории не прижилась. И я тоже не являюсь ее сторонником. Вообще, я скептически отношусь к возможностям археологии. В последнее время ее все больше пытаются наделить не свойственными этой замечательной науке функциями. По сути, археологией пытаются подменить историю. Но это я так... крик души.
   Про мерю и мурому.

Летописец, который понимал в этих вещах лучше нас, однозначно относил эти этносы к разряду "инии языци, иже дань дають Руси". Летописец был славяно-русский "националист", "шовинист" и "расист" (кавычки тут весьма спорны, кстати, но будем избегать модернизмов). В иерархии племен   и народов, которую летописец тщательно выстраивает на страницах своего бессмертного труда, этот разряд стоит ниже славян и выше всевозможных "печенегов" и "половцев". Соседями мери и муромы были всевозможные этносы балтского и финно-угорского происхождения.
   К чему это я? ВСЕ этносы этой группы не входили на прямую в границы Русского государства. Историки делают исключение для мери и муромы, так как в их землях находились Ростов и Муром. Однако, летописец явно был с ними не согласен. В связи с этим несколько иной вид приобретают марийские предания о том, что их предки ушли из Ростовской земли от русских, которые попадались мне когда-то в какой-то советских времен работе. Мною уже высказывались мысли о том, что назначение Владимиром Крестителя Ярослава Мудрого и Бориса в Ростов, а Глеба в Муром были всего лишь поручениями к завоеванию этих регионов. Оказалось, что я не одинок в своем мнении. А. Поляков в статье "Становление территории Древней Руси" высказывает схожую мысль о том, что Ростов был изначально крайним пунктом, принадлежащей Руси территории в этом направлении. Именно отсюда, из пограничной крепости, распространяли русские князья свою власть на соседние внешние территории. Во времена летописца меря была вне Руси, вне Ростова, вопреки составителям исторических атласов. Вероятно, ситуация в Залесье начинает меняться лишь во время правления Юрия Долгорукого, первого "долговечного" ростовского князя, фактически создавшего (он перестал платить дань в Киев) в Залесье независимое русское государство.
   С Муромом ситуация, как всегда, менее ясная, но там явно проходили схожие процессы. При Глебе русская дружина (явно не большая) появляется в крае. Успеха она не достигла. О том, что было тут на протяжении следующих 40, как минимум, лет, мы не знаем, но после 1054 года Муром был уже частью волости Святослава Черниговского, крайним восточным пунктом его владений. Тот факт, что Муром "тянул" к Чернигову позволяет предположить, что город был приобретен для Руси в 1024-1036 гг. Мстислав Храбрый, воинственный соправитель Ярослава. С другой стороны, особое место Мурома в "Предании о призвании варягов", которое отражает реалии тех же лет и политические амбиции новгородской дружинной корпорации, когда столицей Ярослава был Новгород, заставляет предположить, что подчинение Мурома шло с севера, с подачи Ярослава. М.б. это ключевое для Муромского края событие было связано с упомянутым в летописи под 1024 г. инкорпорированием Ярославом "Суждальской земли" в состав Руси.
(Кстати, это позволяет отделить "Суждаль" от мери). Поглощение территории муромы Муромом  и Русью видимо было связано с именем другого Ярослава - младшего сына Святослава Черниговского, которому пришлось волею судеб и произволом своих племянников - Всеволода Ольговича и Мстислава Великого, - стать первым муромским князем.

Previous post Next post
Up