Рижский автомузей

Aug 30, 2016 20:57

В июле этого года, после капитальной трёхлетней реконструкции, в Риге вновь открыл свои двери крупнейший в Балтии авто-моторный музей. Прекрасный повод для того чтобы заглянуть внутрь и посмотреть чем же они там занимались целых 3 года и на что потратили более 8 миллионов евро. Не углубляясь в технические дебри, постараюсь рассказать о своих впечатлениях на уровне человека, никогда в жизни не видевшего капот изнутри, т.е. впечатления получились в формате: "Понравилось - не понравилось". Забегая вперёд скажу, что понравилось практически всё!




Есть версия, что здание музея выполнено по мотивам радиатора небезызвестной фирмы Роллс-Ройс. Что же, очень похоже на правду. Интересно, отгрохали бы когда-нибудь в свободной Латвии такой автомобильный музеище, если бы в 1985 году совет министров латвийской ССР не дал согласие на его строительство? Началась же история музея не в 1989 году, когда построили центральное "Роллс-Роевское" здание, а в далёком 1972-м, когда группа местных энтузиастов образовало рижский клуб любителей старинных автомобилей. Именно собрание этого клуба и стало основой музейной коллекции, ну там ещё советское министерство транспорта подбросило чуток экспонатов, но как понимаете, в наше время об этом не очень любят вспоминать. Следует добавить, что клуб автолюбителей существует до сих пор и регулярно организует ралли-мероприятия, так что не удивляйтесь, увидев в Риге вереницу ретро автомобилей. Но довольно истории, давайте уже заходить. Первое впечатление - полнейший восторг от световой музейной реализации! Именно так, приглашающе-интимно, на мой взгляд и должны выглядеть музеи, как незабвенные магазины "Abercrombie & Fitch", или же это магазины выглядят как музеи? Неважно. Важно, что выплывающие из темноты экспонаты, блистают на свету всеми своими медными и хромовыми деталями, словно пытаясь показать себя с лучшей стороны. Работники музея шустрыми продавцами бегают вокруг покупателей посетителей, ловя их вопросительные взгляды и стараясь объяснить любую мелочь. Может я что-то путаю и здесь можно было чего-нибудь прикупить?



Как вы наверняка знаете, история автостроения началась с трёхколёсной колесницы немецкого инженера Карла Бенца. Поэтому вполне логично, что экспозицию автомобильного музея открывает именно эта конструкция. Конечно же не оригинал. Первый экземпляр вообще не сохранился, даже в мюнхенском техническом музее стоит изготовленная в начале 20-го века реплика "Motorwagen Nummer 1". На заднем фоне виднеется мультимедийная стена "Длинная дорога к автомобилю", показывающая все вехи 5000-летнего пути от изобретения колеса к творению Бенца.



На последнем экране мультимедийной стены выезжает сам виновник торжества.



В плане информационного обслуживания рижский музей обыгрывает лучший (на мой взгляд) автомобильный музей России, московскую коллекцию Вадима Задорожного, в одни ворота! Кроме многочисленных медийных инсталляций, в Риге можно использовать такие интерактивные информационные стенды, выполненные на 3-х языках и поставленные, если не ошибаюсь,  возле всех 11 тематических участков музея.



Информация предоставляется дозировано, только самое главное. И это правильно, никто не хочет утонуть в море технических деталей. Хорошо, что здесь не додумались как в мунстерском танковом музее сделать аудио-гид для блондинок женщин. При желании можно нанять гида, но лично мне информации хватило. Так с удивлением узнал, что выходец из Латвии был одним из пионеров автомобилестроения США. Предприятие Августа Крастиньша существовало недолго, но развернуться он тогда успел по-крупному. Кто знает, не сгори здание его завода в 1904-м году, разъезжали бы мы сейчас на "Krastin", а не на Фордах.



Форды тоже не были забыты. Конечно, изготовленная 15 миллионов раз, и до сих пор дешёвая (само собой, по олдтаймеровским меркам) "Модель-Т" должна присутствовать в любом уважающем себя автомобильном музее. Но почему-то напротив информационной стены, рассказывающей о новаторских фордовских успехах на ниве конвейеростроения, поместили немецкий автомобиль "Hansa". Любопытна история этого кабриолета. В 1914-м году в самом начале первой мировой войны двое немцев решили устроить ралли по дорогам российской империи. В общем, не очень хорошо получилось, но автомобиль каким-то чудом сохранился.



Рижских моторный музей, это не только собрание самодвигающихся повозок, но и огромное количество тематических предметов. Глаза разбегаются: собрания раритетных дворников, поворотников, автомобильных радио, коллекция редких номеров, выставлены даже такие бензоколонки 30-х годов с ручным насосом.



"Дикси" первый автомобиль, изготовленный под маркой BMW. Примечательно, что первая модель BMW производилась по лицензии британской Austin Motor.



Следующий экспонат меня впечатлил, дополненная виртуальная реальность в действии! Инсталляция называется: "Шасси Oldsmobile в действии" и представляет собой разобранную старинную машину с кучей планшетов, висящих со всех сторон. На экранах планшетов можно посмотреть на работу двигателя и на то как меняется внешний вид автомобиля с кузовом.



Добро пожаловать в 21-й век!



Пусть я не был в этом музее до реконструкции, но примерно представляю себе как он выглядел раньше. Вместо электронных информационных стендов повсюду стояли таблички и манекены, сделанные так неумело, что угадать в них реальных исторических персонажей было весьма затруднительно. Как хорошо, что от этой дешёвки отказались! Я лучше посмотрю, как Максим Горький (т.е. актёр) читает своего Буревестника. При этом принадлежащий Горькому красавец Lincoln V12 вышел на второй план.



По-моему, самые стильные автомобили делали в 30-ые годы, тогда пропала "угловатость" 20-ых и ещё не пришла послевоенная расчётливость. В результате один за другим появлялись такие пароходы дорог с названиями кузовов, звучащие как симфония: Фаэтон, Лимузин, Пулльман, Седан, Купе, Ландо.





Шикарно выглядят как президентские лимузины (в данном случае Кадиллак президента Латвии)



Так и машины для "народа".



Любопытный реквием реставратора, который буквально со слезами на глазах рассказывал как в советское время (читай, тёмные русские) пытались починить BMW, используя детали от Волги. Мол мы, латышские реставраторы, так на поступаем.



Если нам не хватает оригинальных деталей, то мы оставляем кузов в состоянии художественного недостроя.



Пожалуй, я немного преувеличил музейную интерактивность. На всё денег не хватило, поэтому то и дело попадаются такие деревянные викторины.



Для любителей тактильных ощущений и для тех кто забыл как выглядит кожа, дерево и стекло.



Музей не такой большой, на 3-х этажах собрано немногим более сотни автомобилей. Общая выставочная площадь тоже не впечатляет, какие-то 4000 квадратных метров. Пандус, ведущий на второй этаж, напоминает, что все экспонаты музея действующие, т.е. могут своим ходом добраться наверх.



На втором этаже расположилась жемчужина музея - коллекция кремлёвских "членовозов".



Не буду останавливаться на том кому какой ЗИС принадлежал, просто выражу удивление, как они все в таком количестве оказались в провинциальной в общем-то Латвии?



Нет, про один экспонат упомяну подробнее, это разбитый вдрызг брежневский Роллс-Ройс. Тяжело себе представить, но в 1980-м году нездоровый 74-летний генсек гонял по Подмосковью и в один прекрасный момент зачем-то решил проверить на твёрдость проезжавший мимо МАЗ. Результат их встречи мы можем наблюдать воочию. Не перестаю удивляться, как латвийские автомобильные активисты смогли раздобыть подобные раритеты?



Последняя восковая фигура музея. Здесь она к месту.



Обычные изделия советского автопрома уже не так впечатляют.



Устроители музея выжали максимум, поместили "Москвич" перед 3-х этажной оконной инсталляцией, символизирующей мрачные годы оккупации. В каждом втором окне бедность, беспросветное пьянство и прочие радости советской жизни.



Оказывается, деревянный Москвич, это не музейная редкость. После войны таких телег на колёсах сделали больше 10000 штук!



Фотографическое присутствие на советском параде - самый интересный аттракцион музея! Становишься напротив зелёной лампы-вспышки, делаешь величественное выражение лица и любуешься на себя, проезжающего вдоль вереницы портретов лидеров советской Латвии.



А если хочешь, чтобы тебя увидели все, то посылаешь фотографию по интернету. Хм, непорядок, почему я отвернулся? Наверное, засмотрелся на стройных комсомолок, несущих транспаранты.



Вы спросите, что делает в автомобильном музее собрание антикварных телефонов? Хороший вопрос. Рядом стояла телефонная будка с обычным советским 2-х копеечным аппаратом, крутанув диск телефона можно было послушать советские анекдоты (сразу на трёх языках) Может быть ради этих анекдотов телефонную стену поставили?



Auto Union Model C, 6-литровый, 18-цилиндровый, знаменитый немецкий гоночный автомобиль, побеждавший на множестве довоенных Гран-при. В музее рассказывают душещипательную историю, о том как глава рижского автомобильного клуба нашёл в груде металлолома на заводе ЗИЛ остатки этой машины. Бывший трофей красной армии действительно нашли на складах московского завода, под шумок стащили и быстренько продали немцам (концерну Ауди) те наняли английского реставратора, изготовившего эту копию. Зачем такие сложности? Как думаете, сколько стоит такая машина? В 2007-м году аукционный дом "Кристис" оценил похожую модель в 12 миллионов долларов (потом правда оказалось, что на аукцион выставили копию) так что даже копия потянет на солидную сумму!



Перед гоночным автомобилем поставили гоночный пуфик. Садишься и пуфик начинает вибрировать и издавать дикий рёв двигателя. Так сказать, почувствую себя диванным гонщиком!



Сотрудничество моторного музея с Ауди явно не ограничилось покупкой одной машины. Рядом построили огромный сервисный центр этой марки, по музею бегают гонщики (напротив находится 7 километровая трасса Бикерниеки) в униформе Ауди, что-то здесь нечисто. Кстати, на трассе можно проехаться и на своём автомобиле, но это уже для ценителей. Любителям же предлагают покататься по Бикерниекской трассе виртуально, на таких автоматах. Тоже неплохо.



Amilcar не самое известное семейство гоночных автомобилей. Эта французская фирма вошла в историю не столько своими немногочисленными победами, сколько фактом, что именно машина этой марки задушила Айседору Дункан.



Культовые автомобили вероятно выбираются по размеру, чем меньше тем культа больше.



Подвальный этаж посвящён в основном латвийскому автомобилестроению. Как, не слышали о таком? Между тем, Латвия всегда считалась автомобильно продвинутым местом. Здесь на легендарном предприятии "Руссо-Балт" впервые в царской России начали собирать автомобили. Например, такая выпущенная в 1912-м году пожарная машина. До реконструкции на капоте машины восседал массивный двуглавый орёл, теперь вопрос на засыпку, куда дели птицу?



В 30-е годы в Риге находилось лицензированное производство Форда, позднее в цехах этого завода производились известные на весь союз электрички. Ну а про советские микроавтобусы "Рафики" знают все кто жил в те времена. Не случайно именно этот микроавтобус стал официальным транспортным средством московской олимпиады. Специально оборудованные Рафики получили представители всех международных спортивных федераций, особые электро-рафики следили за состязаниями марафонцев, как видите, участвовал Рафик и в эстафете олимпийского огня.



На переднем фоне грузовик Рено, рекордсмен начала 20-го века с чугунными колёсами и грузоподъёмностью в 7 тонн!



Единственным экспонатом рижского музея, который можно было потрогать и даже зайти внутрь, оказался скромный оранжевый автобус ПАЗ, совершенно нелатвийского производства.



Внутри Пазика вниманию посетителей предоставляется транслируемая на лобовое стекло ностальгическая сценка: "Поездка на колхозную свадьбу". Виднеющийся в зеркале заднего вида водитель автобуса 8 минут весело рассказывает про колхозные будни латвийского села Бормани. Про то как сложно достать солярку, как в битком набитом автобусе приходится развозить не совсем трезвых передовиков производства и т.п. Признаюсь, мой латышский с годами изрядно проржавел и понял я далеко не всё, но то что понял было занятно. Немного смущало пустое водительское сидение, могли бы как-то более удачно реализовать идею, но это уже мои мелкие придирки.



Следующий аттракцион - раскрась свой Рафик самыми психоделическими цветами. Занятно, но колхозная поздка мне больше понравилась.



Музейный магазинчик не поразил воображение выбором товаров. Парочка моделек, майки и автобусная беллетристика по весьма солидным ценам. Примечательно, что устроители музея с умом подошли к потребностям посетителей. Допустим, захотел человек выйти попить чайку в музейной кафешке, или купить книжку про автобусы - никаких проблем. На территорию экспозиции можно выйти и зайти по одному и тому же билету в течение дня.



Магазин не впечатлил, зато музейная детская площадка понравилась, тут и бибикающий, светящийся грузовичок, и различные развивающие игрушки, и образовательная настенная живопись.



Мой абсолютный фаворит - коленчатый вал в виде скачущих овечек. Думаю, увидь я такую конструкцию в детстве, мне бы не пришлось в первом абзаце этой темы признаваться в том, что я ни разу не открывал капот. Дозу интереса к устройству автомобилей я бы получил на долгие годы вперёд! Остаётся крутить коленчатый вал, смотреть на овечек и завидовать современной детворе.



Как вы уже поняли, я остался в полном восторге! После реконструкции музей изменился до неузнаваемости, вместо советской "свалки" экспонатов появился стильный, современный, местами даже интерактивный музей. Поэтому, возросшая в 4 раза цена входного билета (раньше билет стоил 2,5 евро) более чем обоснована. И это не только моё мнение. В первый же месяц после реконструкции музей посетили 26 тысяч человек, внеся в музейную кассу 165 000 евро, огромная по латвийским меркам цифра! Правда, до советского рекорда 1990-го года, когда музей мог похвастаться 130 тысячами посетителей, ещё далеко. Но мне кажется, что с такой интересной экспозицией рижскому моторному музею вполне по силам поставить новые рекорды!

Латвия

Previous post Next post
Up