Dec 17, 2009 14:40
Какъ ни странно это можетъ кому-то показаться, но въ дореволюціонной исторической Россіи никакой русской или россійской націи не было. Народности, этносы были, а вотъ націй - не было. Впервые въ исторіи понятіе нація въ его политическомъ значеніи появилось именно въ ходѣ Французской революціи, когда возникла необходимость сформировать нѣкую общность взамѣнъ утраченнаго «подданства французской короны». Ранѣе середины 18 вѣка обнаружить зачатки націонализма очень сложно, націонализмъ - феноменъ Новаго времени съ его свѣтской идеологіей.
Этносы, народности - это по волѣ Божіей и естественнымъ образомъ сложившіеся человѣческіе объединенія, на основѣ родства и общности - религіознаго, культурно-языкового, а также кровнаго.
А вотъ націи естественнымъ путёмъ не возникаютъ. Нація - это всегда нѣкій искусственный проектъ. Въ какой-то моментъ какая-то группа людей или нѣсколько группъ людей воображаютъ себѣ проектъ націи. Дальше составляется образъ того, кто входитъ или не входитъ въ націю, по какимъ признакамъ люди входятъ туда, какая территорія является національной территоріей, какое политическое устройство должно быть у этой націи. Всѣ эти вещи получаютъ какое-то разпространеніе въ общественномъ сознаніи и такъ или иначе реализуются или не реализуются.
Французская революція была ключевымъ моментомъ въ формированіи французской націи, русская революція - совѣтской націи, въ другихъ странахъ аналогично.
Что характерно для формированія націи? Стираніе, уничтоженіе отличительныхъ особенностей народности, выхолащиваніе культуры и тотъ или иной варіантъ избавленія отъ «излишней» или «неправильной» религіозности. Изъ неравныхъ, разныхъ представителей народности (или нѣсколькихъ народностей), искусственно формируется нѣкая усреднённая общая масса «равноправныхъ гражданъ», которые отнынѣ вдохновляются не религіозными, надмірными, божественными идеалами, а сугубо мірскими, человѣческими (которые могутъ даже облекаться въ возвышенную форму). Процессъ селекціи конечно длительный, очевидные результаты проявляются не сразу.
А потомъ возникаетъ культъ этой націи - націонализмъ. Этотъ типично языческій культъ и замѣняетъ теперь людям религію (существованіе при этомъ традиціонныхъ религій не должно никого вводить въ заблужденіе). Любое преступленіе тогда становится какъ бы оправданнымъ, если оно совершено «ради интересовъ народа». «Нравственно то, что служитъ интересамъ пролетаріата націи». «Я служу народу, а не Богу той или иной «формѣ правленія»» - начинаютъ говорить представители націи. Народъ тут какъ божество, какъ наивысшая инстанція. Возникаетъ понятіе о «народной» и «антинародной власти», о «народныхъ герояхъ» и «врагахъ народа». «Одна страна, одна нація, одинъ вождь» - это тоже оттуда.
Революція противъ «стараго традиціоннаго порядка» - это торжество націонализма.
Въ Россіи были только подданные Бѣлаго царя. Во Франціи только поданные французской короны. Основу Россійскаго государства составляли представители русского этноса, со своей вѣрой, культурой, традиціями.
націонализмъ,
революція