Россия будет оккупирована… Китаем. Так предсказывал в XIX в. русский философ Владимир Соловьев (1853-1900). Сегодня заново перечитал его «Три разговора». Впервые это его произведение я читал в 1991 году. Тогда все это казалось каким-то увлекательным фэнтези. Перечитав сегодня заново, нашел, что, если абстрагироваться от деталей, то многое из написанного действительно актуально для нашего времени. Он даже, можно сказать, предсказывал переформатирование ЕС после войны с Китаем:
«Достигнутое с таким трудом европейское единство каждую минуту готово было опять распасться. В союзном совете или всемирной управе (Comité permanent universel) не было единодушия... Независимые члены управы вступали между собою в сепаратные соглашения, и дело грозило новою войною. Тогда "посвященные" решили учредить единоличную исполнительную власть с достаточными полномочиями. Главным кандидатом был негласный член ордена - "грядущий человек". Он был единственным лицом с великою всемирною знаменитостью… "Грядущий человек" был выбран почти единогласно в пожизненные президенты Европейских Соединенных Штатов…» (написано В.Соловьевым в 1900 г., когда о ЕС никто и не помышлял!). [Далѣе...]
Но это потом. А вот что 114 лет назад писал В.Соловьев о России и Китае: «Самая большая из внешних войн имела своею отдаленною причиною возникшее еще в конце XIX века движение панмонголизма… В бесчисленном населении Китая с Маньчжурией, Монголией и Тибетом нашлось достаточно пригодного боевого материала… [Богдыхан - верховный правитель обновленной китайской империи] мобилизует в китайском Туркестане четырехмиллионную армию, и, в то время как Цун Лиямынь конфиденциально сообщил русскому послу, что эта армия предназначена для завоевания Индии, богдыхан вторгается в нашу Среднюю Азию и, поднявши здесь все население, быстро двигается через Урал и наводняет своими полками всю Восточную и Центральную Россию, тогда как наскоро мобилизуемые русские войска частями спешат из Польши и Литвы, Киева и Волыни, Петербурга и Финляндии. При отсутствии предварительного плана войны и при огромном численном перевесе неприятеля боевые достоинства русских войск позволяют им только гибнуть с честью. Быстрота нашествия не оставляет времени для должной концентрации, и корпуса истребляются один за другим в ожесточенных и безнадежных боях. И монголам это достается не дешево, но они легко пополняют свою убыль, завладевши всеми азиатскими железными дорогами, в то время как двухсоттысячная русская армия, давно собранная у границ Маньчжурии, делает неудачную попытку вторжения в хорошо защищенный Китай. Оставив часть своих сил в России, чтобы мешать формированию новых войск, а также для преследования размножившихся партизанских отрядов, богдыхан тремя армиями переходит границы… Полвека длится новое монгольское иго над Европой» (В.Соловьев. Три разговора. 1900 г.).
При всей художественности и нереалистичности отдельных деталей, нельзя не согласиться с проницательностью философа, который предвидел, что именно Китай является главной угрозой для России…
В русской православной эсхатологической мысли Китаю также отводится особая роль в судьбе России. Именно о войне России с Китаем предостерегали многие православные старцы и юродивые. Можно по-разному относиться к этим апокрифическим пророчествам, но здесь более интересно даже не это, а сам ход мысли и ожиданий многих носителей русской народно-апокалиптической религиозности.
Большинство таких отечественных эсхатологических пророчеств опираются на места в Священном Писании, где речь идет о библейских народах Гог и Магог, нашествие которых потрясёт мир в преддверии воцарения антихриста. Так, в книге пророка Иезекииля (Иез. 38-39) "Гог из земли Магог" - это «верховный князь», который является предводителем народов Роша (Роса), Мешеха (Мосха) и Фувала (Тубала) в земле Магог - «великого сборища полчищ», которые «от пределов севера» вторгнутся в обетованную землю «в последние дни… как буря» (Иез. 39). А в апокалипсисе о Гоге и Магоге сказано: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их - как песок морской» (Откр. 20: 7).
Упомянутые в Библии имена Мешех (Мосх) и Рош (Рос) некоторые религиозные авторы издавна относили к Москве и России, тогда как Магог - к монголам и китайцам (желтой расе). Насколько это соответствует действительно, сказать сложно. Но то, что такая трактовка довольно прочно вошла в эсхатологическую мысль, в т.ч. и православную, несомненно. По этой причине, видимо, и в период холодной войны некоторые православные, протестантские и католические богословы ассоциировали Гог и Магог с коммунистическими Китаем и Россией (СССР). Такая трактовка не сильно изменилась и сейчас.
Все это наложило свой отпечаток на появление в среде русских верующих людей собственных апокрифических преданий и пророчеств, относящихся к будущей роли Китая (Магог) в судьбе России (Рош и Мосх).
Посмотрим, что же нам говорят «русские пророки» по этому поводу. Цитаты русских религиозных и церковных деятелей взяты из газеты «Православный Китеж», 2002, № 14:
1. Схииеромонах Аристоклий Афонский (1917-18 гг.): «Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении… Конец бед России будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится Чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не очень долго». 2. Старец Виссарион Оптинский: «В России случится нечто вроде государственного переворота. Потом нападут китайцы. Они дойдут до Урала. Тогда произойдет объединение русских по православному принципу...». 3. К.Н. Леонтьев из Оптиной пустыни, после общения с оптинскими старцами, в 1890 году писал о будущей войне с Китаем: «Народы, в т.ч. и славянские, «распустившиеся» в «ненавистной всеевропейской буржуазии» будут «пожраны китайским нашествием». 4. Из воспоминаний о преп. о. Варсонофии Оптинском: «Батюшка говорил про евреев, про Китай и про то, что все пойдут против России». 5. Воспоминания о блаженной Пелагеи Рязанской (местночтимая святая Рязанской епархии): «Пелагия говорила, что все зло, которое будет сосредоточено в России, сметут китайцы. Горько она плакала о России: - Что с ней будет, какие ее постигнут беды?!...» 6. Старец Адриан Псково-Печерский (из беседы с И.Н. Докторовым): «Намечается восьмой вселенский собор… Если это произойдет, то после собора в храмы ходить уже будет нельзя, уйдет благодать. Если восьмой собор состоится, то Китай нападет на Россию». 7. Блаженная Дунюшка Чудиновская (1870-1948) из села Чудиново (Челябинская обл.) за 1948 г.: «Скоро в Челябинске китайцы будут чай пить, да, да, будут пить чай... Сначала откроют церкви, а ходить в них некому будет, потом много будут строить домов великолепных и с украшениями, а жить-то скоро некому в них будет, придут китайцы, всех выгонят на улицу, вот тогда наревемся всласть. А когда это будет - это тайна. Рассказывал один старец, что при кончине мира будет две Пасхи. Правильная и неправильная. Священство справит неправильную, и начнётся война». 8. Схимонахиня Макария Артемьева (1926-1993): «Страшней для нас китайцы... Они половину земли возьмут, им ничего больше не надо. У них земли не хватает» (27.06.1988). 9. Блаженный Николай Уральский (1905-1977): «Все у нас боятся Запада, а надо бояться Китая… Китай пойдёт на южные земли. И весь мир будет молчать. И никто не услышит, как православных будут истреблять. В лютые холода женщин, стариков, детей выгонят на улицы, а в тёплых домах поселятся китайские солдаты. Никто не сможет пережить ту страшную зиму. Все изопьют одну чашу смерти до дна. Европа будет нейтральна к Китаю… Китайские армии пройдут до Каспийского моря. Вслед за китайскими солдатами будут идти миллионы китайских переселенцев, и никто не сможет их остановить. Всё коренное население будет покорено». 10. Иеросхимонах Серафим Вырицкий: «Когда Восток наберёт силу, всё станет неустойчивым. Число на их стороне, но не только это: у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство… Наступит такое время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала её поделят, а потом начнут грабить богатства… Ее восточную часть отдадут Китаю… Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит. Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель». 11. Старец о. Владислав (Шумов) Солнечногорский из села Обухово Солнечногорского р-на Московской области (1.10.1996 г.): «В России коммунисты ещё придут к власти... Будет в России такая война: с запада - немцы, а с востока - китайцы! Когда Китай пойдет на нас, тогда будет война. Но после того как Китайцы завоюют г. Челябинск, Господь их обратит в православие». 12. Иеромонах Серафим (Роуз): «Святой Иоанн Кронштадтский предсказал, что освобождение России придет с Востока». При этом старец Иоанн говорил: «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок». 13. Преподобный схииером. Феодосий (Кашин) Иерусалимский (1948 г.): «Разве то была война? Вот впереди будет война. Начнётся она с Востока... Поднимется Китай, великая битва будет с Россией между Бией и Катунью. Символ Китая - Дракон. Драконом именуется Змий древний. Когда Китай поднимется, тут и миру конец. Китай пойдёт против России… Поделят Россию, ослабят её, а потом начнут грабить. Все будут считать, что с Россией покончено. И тогда явится чудо Божие, какой-то необычайный взрыв будет, и Россия снова возродится, хотя и в малых размерах». 14. Схиархимандрит Серафим (Тяпочкин) из села Ракитное (1977 г.): «Развал России, несмотря на кажущуюся силу и жесткость власти, произойдет очень быстро... Самой большой трагедией станет захват Сибири Китаем… Все произойдет так, что в одно утро русские люди, живущие в Сибири, проснутся в Китайском государстве. Судьба тех, кто останется там, будет трагична, но не безнадежна. Китайцы жестоко расправятся со всяким сопротивлением. Запад будет помогать и всячески поддерживать мощь Китая из ненависти к России. Но потом они увидят опасность для себя, и когда китайцы попытаются уже военной силой захватить Урал и пойти дальше, будут всеми способами препятствовать этому и даже могут помочь России в отражении нашествия с Востока. Россия должна выстоять в этой битве, после страданий и полного обнищания она найдет в себе силы воспрянуть… Но Господь оставит за Россией те земли, которые стали колыбелью… Это территория Великого Московского Княжества. Россия не будет богатой, но все же сможет сама кормить себя». 15. Старец Антоний (сайт храма Саткинского района, Челябинская епархия РПЦ): «Китай захлестнет большую часть России. Желтыми будут все земли за горами и после них. Сохранится только держава благоверного Андрея... Но и это не значит, что сохранится православное государство Российское в пределах властвования антихриста, нет. Название может и сохранится, но уклад жизни будет уже не великорусским, не православным. Совсем не русское начало будет довлеть над жизнью в прошлом православных жителей… Сибирь будет «желтой», полностью. Дальний Восток японским, а за Сибирь, за нефть и газ ее, золото, другое все сражения будут даже не с нашими, а американцами». 16. Прозорливый Иосиф Тереля: «В начале XXI века будет страшная война. Мне была показана карта России в кольце сполохов огня. Очаги полыхали на Кавказе, в Средней Азии, в Прибалтике и по всему Дальнему Востоку, где противником России стал Китай. Лидер России развяжет войну». 17. Схимонах Иоанн Угличский, подвизавшийся при храме Святителя Николая в селе Никольское (Ярославская обл., Углический район) Ярославской епархии: «Китай пойдёт войной на нас 200 миллионной армией и займёт всю Сибирь до Урала. Японцы будут хозяйничать на Дальнем Востоке. Россию начнут рвать на части. Начнётся страшная война. Россия останется в границах времён Царя Иоанна Грозного. Придёт Преподобный Серафим Саровский. Он объединит славянские народы и приведёт с собою царя…». 18. Схимонахиня Нила (Новикова Е.А.), записано игуменом Иннокентием, настоятелем храма Иоанна Златоуста в Воскресенске: «Наступит время, когда китайцы на нас нападут, и очень трудно будет всем… Деточки, сон я видела. Война будет. Господи, с четырнадцати лет под ружьё поставят, на фронт поведут малолеток. Останутся в домах дети и старики. Солдаты будут ходить по домам и всех в ружье ставить и гнать на войну. Грабежи и безчинства тех, у кого в руках оружие,- и трупами будет усеяна земля». 19. Преподобный Кукша (Величко, 1875-1964): «Одно горе прошло, и другое прошло, и надлежит скоро быть третьему. Боже, ужасные несчастья идут на землю: голод, война, печаль и разрушение. Время близко, у самого края. Не слушайте никого, кто говорит, что будет мир. Нет мира и не будет. Война последует за страшным духовным голодом. И все будут посланы на Восток, и мужчины и женщины, и никто из них не вернется, все погибнут там. Ужасная погибель будет послана от Господа». 20. Игумен Гурий (Чезлов) о войне с Китаем: «Скоро будет война. Службу уже начали сокращать. Бог терпит, терпит, а потом как шарахнет, и падут города (Москва, Питер...). Вначале будет война гражданская… Потом Китай нападет и дойдет до Урала. 4 млн. российских воинов погибнут за мат (сквернословие), потому что сквернословием четырех матерей оскорбляем: Богородицу, Землю, Церковь и родившую тебя мать». 21. Старец Николай (Гурьянов) в 1995 г. говорил: «После Ельцина будет военный… Власть его будет погонная. Но век его мал, да и он сам. Война его погубит».
Это далеко не полная антология русской эсхатологической мысли, накопившейся за последнее время во всевозможных апокрифических «пророчествах» и «предсказаниях старцев». Все они довольно известны и массово тиражируются в различной околоцерковной периодике, брошюрах и публикациях в интернете. В данном случае мы не ставим перед собой задачу исследовать, какие из этих пророчеств подлинные, а какие из них появились позже в среде почитателей тех или иных «старцев». Нас интересует сам факт существования в народе подобных идей и ожиданий. Как видно, все они, если не обращать на мелкие детали, имеют четкую апокалиптическую направленность, в тесной связи с которой рассматривается роль Китая в судьбе России.
Учитывая, что Китай никогда не отказывался от своих претензий на часть территорий в Сибири (достаточно вспомнить серьезные территориальные конфликты (в т.ч. и военные) между КНР и СССР в 1964, 1969-70, 1979 гг.), усиленную популяризацию среди китайцев идеи возвращения Сибири и Дальнего Востока Китаю, а особенно тот факт, что за последние 10 лет происходит массовое и, не исключено, целенаправленное заселение Сибири и Дальнего Востока китайцами, а также готовность КНР выдавать китайское гражданство единоплеменникам в России, то такие эсхатологические ожидания приобретают особенный интерес и актуальность. Ведь мысль имеет свойство материализоваться… А то, что такая мысль довольно прочно сидит в умах многих россиян, свидетельствует проведенный в 2002 г. GlobalRus опрос, согласно которому около 30% респондентов считают, что Россия со временем может стать одной из провинций Китая.
При глубоком демографическом кризисе в России и постоянно сокращающейся численности местного населения в Сибири и на Дальнем Востоке, в этом регионе постоянно и массово растет количество легальных и нелегальных мигрантов из Китая. Что интересно, в связи с крымским кризисом в России уже нашли применение 7 миллионам украинцев для создания демографического барьера китайскому влиянию в Сибири. Секретарь Ростовского регионального отделения из партии «Единая Россия» Антон Бредихин предлагает после возможного вступления Украины в Таможенный союз с Россией переселить 7 миллионов украинцев в Сибирь для создания «демографического кордона против китайского наплыва». Депутат Государственной думы РФ Роман Худяков уже обратился к министру по развитию Дальнего Востока оценить рынок труда на подведомственных территориях и создать рабочие места для потенциальных переселенцев с Украины. В марте 2014 г. министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка подтвердил, что Россия готова к массовому переселению русскоязычного населения Восточной Украины и Крыма в Сибирь и Дальний Восток в качестве трудового резерва. Инициативу переселить на Дальний Восток тех граждан Украины, которые сами этого пожелают, одобрил и председатель Хабаровского регионального отделения партии «Демократический выбор» Алексей Ворсин. На Колыме уже сейчас ждут крымчан, дончан и других русскоязычных украинцев, сообщил совсем недавно губернатор Магаданской области Владимир Печеный. Впрочем, государственная программа переселения российских соотечественников, предусматривающая заселение дальних рубежей России выходцами из ближнего зарубежья, действует в РФ на протяжении ряда лет, однако пока не дает ощутимых результатов.
Сегодня во многих населенных пунктах России китайцев можно встретить чуть ли не чаще, чем лиц славянской внешности. Точного числа мигрантов из Китая в России не знает никто. По официальным подсчетам их около 300 - 500 тысяч, а по неофициальным - от миллиона и более. Таким образом, рано или поздно, у Китая может возникнуть соблазн повторить «крымский сценарий» РФ, только в отношении защиты не русско-, а китаеязычного населения России. Кстати, недавний отказ Китая голосовать в унисон с РФ по крымскому вопросу на Совете безопасности ООН дал повод аналитикам говорить о наметившейся трещине во взаимоотношениях между этими двумя государствами.
И здесь россиянам есть над чем задуматься. Вышедшие из народных глубин «пророки» уже около 100 лет предупреждают их о необходимости больше опасаться угрозы не с «враждебного» Запада, а с «дружественного» Востока. Учитывая последние события вокруг Крыма, это действительно может оказаться более чем актуальным…
Напоследок можно еще раз обратиться к наследию русского философа В. Соловьева, в частности к его «пророческой» поэме «Панмонголизм» от 1 октября 1894 г., в которой указываются причины и диагноз болезней современной России:
Панмонголизм! Хоть слово дико, Но мне ласкает слух оно, Как бы предвестием великой Судьбины Божией полно.
Когда в растленной Византии Остыл божественный алтарь И отреклися от Мессии Иерей и князь, народ и царь, -
Тогда он поднял от Востока Народ безвестный и чужой, И под орудьем тяжким рока Во прах склонился Рим второй.
Судьбою павшей Византии Мы научиться не хотим, И всё твердят льстецы России: Ты - третий Рим, ты- третий Рим.
Пусть так! Орудий Божьей кары Запас еще не истощен. Готовит новые удары Рой пробудившихся племен.
От вод малайских до Алтая Вожди с восточных островов У стен поникшего Китая Собрали тьмы своих полков.
Как саранча, неисчислимы И ненасытны, как она, Нездешней силою хранимы, Идут на север племена.
О Русь! забудь былую славу: Орел двуглавый сокрушен, И желтым детям на забаву Даны клочки твоих знамен.
Смирится в трепете и страхе, Кто мог завет любви забыть... И третий Рим лежит во прахе, А уж четвертому не быть.