Откроемъ записки саксонскаго путешественника Георга-Адама Шлейссингера подъ названіемъ "
Полное описание России, находящейся ныне под властью двух царей-соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича". Авторъ находился въ Россіи в 1684-86 гг., въ регентское правленіе царевны Софьи. Согласно офиціальной исторіи именно въ это время начинается наиболее суровое преслѣдованіе старообрядчества (см. напримѣръ т.н. "
12 статей царевны Софьи").
Но авторъ пишетъ нѣчто совершенно удивительное. Вотъ что онъ пишетъ о патріархѣ Іоакимѣ:
"Вместе со своим митрополитом и епископами он имеет власть как в религии, так и во многих других областях; следит, что можно было бы изменить и улучшить в религии, если ему что-то не по душе. Например, несколько лет назад он ввел такой обычай, что русские, не являющиеся ординарными священниками, должны креститься двумя пальцами, а не тремя, как ранее. Большинство и по сию пору не хочет этому подчиняться, поскольку им нежелательно отступать от своего старого обычая. Что же было делать? Царь за свой счет пригласил патриарха из Константинополя и других лиц, чтобы решить этот спор и распрю. Поскольку этим патриархам и их сопровождению были обещаны большие почести, они явились, и состоялся собор, на котором мнение русского патриарха было подтверждено, и приняли заключение, что миряне должны с этого момента креститься двумя пальцами, а всех тех, кто с этим не соглашался, казнили топором, и это происходит еще и поныне. И при моем пребывании в Москве не проходило ни единого утра, чтобы кого-то не казнили на Лобном месте. Так, я видел среди прочих одного старичка, который положил на плаху свою седую голову столь охотно, будто иначе и быть не может. Царевна передала ему, что стоит ему лишь публично отречься от заблуждении, и он будет помилован. Однако старик ответил: «Не нуждаюсь в царевниной милости, а нужна мне только милость Бога Всемогущего». После этого он захотел во имя святой троицы в последний раз перекреститься тремя пальцами и даже успел несколько раз это проделать, так и сложив за это свою голову. Вот к чему привела деятельность старого патриарха, живущего и поныне. После окончания собора всех патриархов проводили с богатыми дарами. Этот теперешний патриарх - седой, как лунь, человек. Ибо всякий, выбираемый митрополитами и епископами в сан патриарха, должен быть стар."
Такъ кто же тогда кого гналъ? Русская Церковь старовѣровъ или наоборотъ? Или это греко-католическіе уніаты пришли къ власти и гнали всѣхъ несогласныхъ? Видимо пора что-то подправить въ исторической консерваторіи, если выясняются такія разногласія между источниками и офиціальной исторіей.