Въ правленіѣ царевны Софьи было гоненіе ... на троеперстіе

Feb 18, 2014 13:57



Откроемъ записки саксонскаго путешественника Георга-Адама Шлейссингера подъ названіемъ "Полное описание России, находящейся ныне под властью двух царей-соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича". Авторъ находился въ Россіи в 1684-86 гг., въ регентское правленіе царевны Софьи. Согласно офиціальной исторіи именно въ это время начинается наиболее суровое преслѣдованіе старообрядчества (см. напримѣръ т.н. "12 статей царевны Софьи").

Но авторъ пишетъ нѣчто совершенно удивительное. Вотъ что онъ пишетъ о патріархѣ Іоакимѣ:
"Вместе со своим митрополитом и епископами он имеет власть как в религии, так и во многих других областях; следит, что можно было бы изменить и улучшить в религии, если ему что-то не по душе. Например, несколько лет назад он ввел такой обычай, что русские, не являющиеся ординарными священниками, должны креститься двумя пальцами, а не тремя, как ранее. Большинство и по сию пору не хочет этому подчиняться, поскольку им нежелательно отступать от своего старого обычая. Что же было делать? Царь за свой счет пригласил патриарха из Константинополя и других лиц, чтобы решить этот спор и распрю. Поскольку этим патриархам и их сопровождению были обещаны большие почести, они явились, и состоялся собор, на котором мнение русского патриарха было подтверждено, и приняли заключение, что миряне должны с этого момента креститься двумя пальцами, а всех тех, кто с этим не соглашался, казнили топором, и это происходит еще и поныне. И при моем пребывании в Москве не проходило ни единого утра, чтобы кого-то не казнили на Лобном месте. Так, я видел среди прочих одного старичка, который положил на плаху свою седую голову столь охотно, будто иначе и быть не может. Царевна передала ему, что стоит ему лишь публично отречься от заблуждении, и он будет помилован. Однако старик ответил: «Не нуждаюсь в царевниной милости, а нужна мне только милость Бога Всемогущего». После этого он захотел во имя святой троицы в последний раз перекреститься тремя пальцами и даже успел несколько раз это проделать, так и сложив за это свою голову. Вот к чему привела деятельность старого патриарха, живущего и поныне. После окончания собора всех патриархов проводили с богатыми дарами. Этот теперешний патриарх - седой, как лунь, человек. Ибо всякий, выбираемый митрополитами и епископами в сан патриарха, должен быть стар."

Такъ кто же тогда кого гналъ? Русская Церковь старовѣровъ или наоборотъ? Или это греко-католическіе уніаты пришли къ власти и гнали всѣхъ несогласныхъ? Видимо пора что-то подправить въ исторической консерваторіи, если выясняются такія разногласія между источниками и офиціальной исторіей.

старовѣріе, загадки исторіи, исторія Церкви

Previous post Next post
Up