Господь Іисусъ Христосъ - реальный Царь Іудейскій, правившій въ Іерусалимѣ

Feb 17, 2014 16:35



Въ христіанствѣ сложилась странная традиція - считать, что Господь Іисусъ Христосъ не имѣлъ земной власти, хотя въ Писаніи и Преданіи хоть и приглушенно, но достаточно явно звучитъ тема Іисуса Христа какъ реальнаго Царя Іудейскаго.

- Іисусъ Христосъ по Божеству своему есть Царь неба и земли.

- Мессія (т.е. по-еврейски «Помазанникъ Божій», по-гречески Христосъ) былъ обѣтованъ Богомъ іудеямъ не только какъ Спаситель, но и какъ Царь Іудейскій. Напримѣръ: «Ликуй отъ радости, дщерь Сіона, торжествуй, дщерь Іерусалима: се Царь твой грядетъ къ тебѣ, праведный и спасающій, кроткій, сидящій на ослицѣ и на молодомъ ослѣ, сынѣ подъяремной.» [Зах., 9:9]

- Іисусъ по происхожденію былъ изъ рода Давидова (по Матери - Богородицѣ), т.е. имѣлъ царское достоинство не только по Божеству Своему, но и по своему человѣчеству, былъ царскаго рода. Дополнительно можно сказать, хоть это и не относится напрямую къ темѣ, что Іосиф Обручникъ, хоть и названъ плотникомъ, но тоже не былъ простымъ человѣкомъ, а былъ изъ того же рода Давидова (см. «Родословіе Іисуса Христа, Сына Давидова, Сына Аврамова» въ 1-й главѣ Евангелія отъ Матѳея).

- во время Рождества пришли въ Іерусалимъ волхвы съ востока и спросили: «гдѣ родившійся Царь Іудейскій? ибо мы видѣли звѣзду Его на востокѣ и пришли поклониться Ему». И принесли они Младенцу дары царскіе, какъ царю.

- реакція царя Ирода на эту информацію (безпокойство, попытка убить Младенца) явно говоритъ объ опасеніи за свою власть при появленіи реальнаго претендента на царскій престолъ. Оно и понятно - если Господь явилъ іудеямъ обѣщаннаго Царя-Мессію, то полномочія Ирода должны быть прекращены.

- при торжественномъ входѣ Іисуса въ Іерусалимъ Его встрѣчаютъ какъ Царя, потомка Давида: «Осанна сыну Давидову». И сразу же Онъ проявляетъ власть и изгоняетъ торгующихъ и разбойниковъ изъ Храма.

- въ разныхъ ситуаціяхъ Онъ прямо признаетъ себя Царемъ. Напримѣръ, на судѣ у Пилата - Пилатъ спрашиваетъ у Іисуса: «Ты Царь Іудейскій?» и получаетъ утвердительный отвѣтъ.
Но обычно при этомъ ссылаются на слова Іисуса: «Царство Мое не отъ міра сего; если бы отъ міра сего было царство Мое, то служители (подданные) Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не былъ преданъ Іудеямъ; но нынѣ царство Мое не отсюда», считая это подтвержденіемъ того, что Іисусъ избѣгалъ земной власти и опредѣлялъ Свое Царство какъ только Небесное. Но эти слова напрямую не говорятъ, что Онъ не былъ Царемъ, въ нихъ скорее звучитъ горькая иронія отъ того, что Онъ былъ преданъ и отвергнутъ Своими подданными: «Какой же Я Царь надъ ними, если они такъ поступаютъ со Своимъ Царемъ». А слова «мір сей» обычно въ Писаніи означаетъ не земной міръ вообще, а человѣческое общество, какъ скопище страстей и грѣховъ, поэтому Іисусъ какъ разъ и опредѣлилъ Себя какъ не отъ этого міра имѣющаго власть, не отъ людей.

- слова «Іисусъ же, узнавъ, что хотятъ придти, нечаянно взять его и сдѣлать царемъ, опять удалился на гору одинъ» часто толкуются въ такомъ же смыслѣ - Іисусъ не искалъ земной власти и не хотѣлъ быть царем.ъ Но это можно понимать и какъ вопросъ своевременности - въ какой-то моментъ не время, а въ другой моментъ нужно принять предложеніе и торжественно войти въ Іерусалимъ. Христосъ постоянно упоминаетъ въ Евангеліи, что въ какой-то моментъ «уже время» для того или иного въ Его миссіи, а въ другой моментъ «еще не время».

- что было написано на табличкѣ надъ распятымъ на крестѣ Христомъ: «I.N.R.I., Іисусъ Назорей Царь Іудейскій».

И дополнительно, приведу весьма здравыя соображенія изъ статьи Евгения Варшавского «О пользе буквального понимания, или Почему Спаситель есть Царь, а не сын плотника».
[Далѣе...]
«Библия - наверное, самая читаемая книга человечества. Сохраняя всю полноту уважения к ней как к Священному Писанию, безумно интересно читать её тексты как исторический документ, причём с самых разных профессиональных позиций<…>
Житие Иисуса Христа так, как оно изложено в Библии, не подлежит сомнению для верующего христианина. Но кроме вопросов веры, Библия включает в себя и весьма точное описание текущей внутриполитической ситуации Римской империи на примере жития вполне конкретных людей. А здесь уже допустимо применение логического инструментария, широко известного следователям (и в критически меньшей степени историкам), что позволяет реконструировать очень интересные детали, происходившие ещё в Античности, но актуальные по сей день.
Однако любая попытка реконструкции на основе текста Библии политических реалий на территории Иудеи в конце эпохи Второго храма неизбежно упирается в некоторые принципиальные противоречия, если, конечно, допустить, что в те времена люди руководствовались той же знакомой нам всем житейской логикой.
И здесь очень хотелось бы коснуться одного из важных вопросов - земного статуса Спасителя.

Современная библейская традиция утверждает, что Христос был сыном плотника. Среди прочего это означает, что выходец из крайне маловлиятельной социальной группы провёл масштабную политическую реформу, или, что то же самое, фактически создал могучую мировую религию, а такую задачу в условиях тоталитаризма (или любой нормальной империи) может реализовать только верховная власть, точнее - правящая элита либо системная оппозиция внутри неё же.

Этот парадокс давно известный и так же давно обсуждающийся. Одно из типовых объяснений сводится к божественной сущности Спасителя. Понятно, что спустившийся на огненном столбе громовержец, поражающий молнией любого грубияна и оживляющий мёртвых, незамедлительно будет сочтён богом всеми местными жителями, включая штатных сотрудников римской императорской администрации. Но в таком случае нет речи о спасении души этих самых жителей - нормальное подчинение внешней силе. Сказал любить ближнего - любим, велел крест на шее носить - носим…

То же самое касается и чудес, совершённых Спасителем на его земном пути. Что бы ни сотворил или мог бы сотворить Христос, нельзя чудесным образом внушить в души окружавших Его людей веру - каждый должен сделать этот шаг сам, по своей доброй воле. Иначе нет спасения.

С другой стороны, Библия буквально пронизана прямыми отсылками к царственному статусу Иисуса Христа. Начать с того, что к Его колыбели издалека пришли трое волхвов не с чем-нибудь другим, а с царскими дарами. Формально, кстати, статус пророка, а тем более Сына Божьего и Спасителя ну никак не ниже царского (думаю, что реально повыше - царей в истории сотни, если не тысячи, а пророков - единицы), так что никто не мешал волхвам, да и всем остальным, восхвалить новорождённого Христа как пророка, тем более предсказанного и ожидаемого. Однако волхвы принесли дары царские.

Да и в дальнейшем творил Спаситель деяния, приличествующие особам высокородным, а отнюдь не простолюдинам. Выгнал, к примеру, торговцев из храма, причём пинками. Обычный местночтимый (на тот момент) пророк неминуемо пострадал бы за подобное, независимо от поддержки со стороны народных масс, ибо властям по жизни плевать на их мнение с высокой колокольни, исключая периоды бунтов, войн и прочей острой социальной нестабильности, чего в тот момент в Галилее не наблюдалось.

Ведь жертвами произвола стали местные банкиры и олигархи, защищать которых - первейший долг местной или даже имперской полиции. Кто они и кто сын плотника! Но нет следов даже робких попыток властей привлечь распоясавшегося хулигана (прости, Господи!) к административной ответственности. Возмущение не в счёт, это должностные лица, им не возмущаться положено, а меры принимать. Нет и сопротивления со стороны самих торговцев, что ещё страннее, потому что торговцы - люди во все времена не трусливые и вооружённые. А они просто разбежались. Чудо? Нельзя, ибо недопустимо. Высокий моральный авторитет? Возможно. А вот такая же ситуация, но с человеком высокого происхождения - запросто. Даже если аристократ беден. Кто он и кто торгаши!

И таких примеров встречается немало, но, к сожалению, в основном всё сводится к категориям оценочным. А традиция вообще трактует все упоминания обо всём царском в отношении Христа как иносказание. Даже Его собственные слова. Типа царь не в смысле статуса или титула, а вроде как в знак уважения. Даже иностранное слово специально придумали - герменевтика…

Именно поэтому в юридической практике так ценятся формальные доказательства. Оценочные категории - это всё субъективно. Так вот, строго формальное доказательство царского происхождения Христа - есть.
Каждый православный носит на груди крестик с распятием, над которым всегда есть четыре буквы - I.N.R.I. Расшифровка этой аббревиатуры традиционна и бесспорна для любого верующего: в русском переводе звучит как «Иисус Назорей Царь Иудейский».
Жанр, в котором исполнена эта надпись, характерен тем, что абсолютно исключает юмор, иносказания и аллюзии во всех видах и формах. Публичная казнь сама по себе предельно серьёзное мероприятие, и если властью будет сочтено необходимым письменно указать статус казнимого - даже тень возможного недопонимания или неточности должна быть исключена.
Почему? Для иллюстрации простой пример на реалиях более близкого нам ХХ века. Представьте себе, что где-нибудь в одном из заштатных округов гитлеровской Германии какой-то местный гауптштурмфюрер СС публично повесил человека, даже неважно какого и за что, но с табличкой на шее «Рейхсканцлер Германии».
Что произойдёт незамедлительно с этим несчастным (имеется в виду гауптштурмфюрер)? С этого дня и навсегда гестапо для него - дом родной. Потому что этот дебил в чёрной фуражке совершил тяжкое государственное преступление.
Что он смог бы сказать в своё оправдание?
Преступник так себя называл при жизни? Ну и что с того!!! Человека на территории Германии публично - ПУБЛИЧНО! повесили с табличкой, где немецким языком написано, что это - рейхсканцлер!!! Кто приказал?! И как теперь доложить фюреру, что его вчера повесили в Мекленбурге?

Из любви к точности можно отметить, что статус Царя Иудейского не вполне соответствует статусу рейхсканцлера. Не вопрос. Замена в табличке должности фюрера на простого гауляйтера (или Императора Римской империи на Царя Иудейского) мало что меняет, разве что сидеть чуть меньше. В первом случае - в концлагере, во втором - на колу.
В тогдашней Римской империи Иудея была провинцией, имевшей собственную администрацию. А глава этой администрации носил титул царя. В те времена Иудеей и в целом Палестиной правили не только римские наместники, но и цари, в частности, внук царя Ирода и Мариамны Насмонейской Агриппа I. То есть всегда существовало должностное лицо Римской империи, носящее именно такой титул, либо он входил частью в титулование самого императора.
И казнить в данной местности кого угодно под именем Царя Иудейского - значит самым прямым и непосредственным образом задеть реально носящего этот титул, причём неважно, наместник это провинции или сам император.
И лишь в единственном случае можно, не то что мельком подумать и ужаснуться, а спокойно сделать такое: если человек, которого казнили с подобной табличкой, реально имеет право на указанный там титул. И никакая герменевтика здесь невозможна: следователи гестапо испокон веков таких слов не знают и знать не хотят.

А для меня, как и для любого христианина, крестный подвиг Иисуса важен вне зависимости от того, сын плотника отдал свою земную жизнь за наше спасение или царь.»

Писаніе, загадки исторіи, толкованіе, Священная исторія, исторія Церкви

Previous post Next post
Up