Звѣролюбы и христіанское отношеніе къ животнымъ

May 01, 2011 20:48



Въ продолженіѣ этой темы: http://orthoved.livejournal.com/84530.html

Современный намъ міръ во многомъ жестокъ, это проявляется не только въ массовыхъ преступленіяхъ по отношенію къ людямъ (одинъ 20 вѣкъ переплюнетъ, навѣрно, въ этомъ всѣ прошлыя столѣтія), но и въ жестокомъ отношеніи къ животнымъ. Это мы все знаемъ.
Но, начиная съ 20 вѣка по сегодняшній день, въ современномъ мірѣ стало также часто встрѣчаться неадекватное отношеніе человѣка къ животнымъ.
Это проявляется:
  • въ такомъ массовомъ явленіи какъ чрезмѣрная забота о животныхъ, даже въ ущербъ людямъ, вплоть до предпочтенія животныхъ людямъ. Здѣсь же и появленіе спеціальныхъ заведеній для животныхъ (кафе, парикмахерскія, ателье и пр.)
  • въ принципіальномъ непріятіи убійства животныхъ, употребленія ихъ въ пищу, использованія ихъ какъ производственный и бытовой природный ресурсъ.
  • въ рѣзкомъ осужденіи тѣхъ, кто думаетъ иначе, вплоть до цѣлыхъ псевдозвѣрозащитныхъ истерическихъ кампаній, борьбы съ издѣліями изъ натуральной кожи, мѣха и пр.

Въ опредѣленной мѣрѣ это можно объяснить массовымъ отступленіемъ отъ христіанскихъ и вообще здравыхъ традицій отношенія человѣка къ животнымъ, которые бытовали въ прежніе вѣка.
Съ другой стороны это часто вызвано увлеченіемъ различными языческими (напримѣръ восточными) культами, традиціями и ученіями, въ которыхъ отношеніе къ животнымъ совсѣмъ иное, нежели въ христіанской европейской культурѣ. Если человѣкъ вѣритъ въ переселеніе душъ, и считаетъ, что въ какомъ-то конкретномъ животномъ можетъ находиться душа человѣка, то это многое объясняетъ въ его поведеніи. Если человѣкъ считаетъ, что нельзя причинять вредъ никакому живому существу (а тѣмъ болѣе убивать его), то это тоже многое объясняетъ. Если человѣкъ вегетаріанецъ, это тоже многое объясняетъ. Все это распространено въ восточныхъ религіяхъ и различныхъ философско-эзотерическихъ ученіяхъ на ихъ основѣ. А ужъ если человѣкъ исповѣдуетъ языческій культъ, въ которомъ есть поклоненіе темъ или инымъ животнымъ, то все понятно.
Если человѣкъ вѣритъ, что человѣкъ произошелъ отъ животныхъ или какъ-то иначе «просто появился» въ природѣ, то что тутъ сказать. А ужъ если онъ считаетъ, что и жить нужно, какъ «природа велитъ»…
Въ этихъ ученіяхъ часто нѣтъ четкой и принципіальной разницы между людьми и животными, нѣтъ іерархіи между ними. Человѣкъ здѣсь то же животное, только «на высокомъ уровнѣ развитія», а животныя то же, что и люди, только «братья наши меньшіе».

Поэтому объяснить такому человѣку, что его отношеніе къ животнымъ ненормально, какъ правило невозможно. То есть просто разсказать можно, но сложно убѣдительно для него аргументировать. Надежда только на то, что человѣкъ еще не совсѣмъ лишенъ здраваго смысла и интуитивно понимаетъ, что человѣкъ - это человѣкъ, а не животное.
Но темъ, кому близка вообще христіанская и, въ частности, традиціонная православная русская культура, объяснить можно.


Православное отношеніе къ животнымъ

1. Сотвореніе міра. Люди и животные въ Раю.
2. Послѣ грѣхопаденія людей.
3. Послѣ Потопа и по сегодняшній день.
4. Будущее положеніе людей и животныхъ въ Царствѣ Небесномъ послѣ конца міра сего.

I.

Православное пониманіе правильнаго отношенія человѣка къ животнымъ начинается съ описанія Сотворенія міра Богомъ за шесть дней. Животные были сотворены въ 5-й и 6-й день, а человѣкъ - въ 6-й.

«И сказалъ Богъ: да произведетъ вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетятъ надъ землею, по тверди небесной.
И сотворилъ Богъ рыбъ большихъ и всякую душу животныхъ пресмыкающихся, которыхъ произвела вода, по роду ихъ, и всякую птицу пернатую по роду ея. И увидѣлъ Богъ, что [это] хорошо.
И благословилъ ихъ Богъ, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды въ моряхъ, и птицы да размножаются на землѣ.
И былъ вечеръ, и было утро: день пятый.
И сказалъ Богъ: да произведетъ земля душу живую по роду ея, скотовъ, и гадовъ, и звѣрей земныхъ по роду ихъ. И стало такъ. И создалъ Богъ звѣрей земныхъ по роду ихъ, и скотъ по роду его, и всѣхъ гадовъ земныхъ по роду ихъ. И увидѣлъ Богъ, что [это] хорошо.
И сказалъ Богъ: сотворимъ человѣка по образу Нашему по подобію Нашему, и да владычествуютъ они надъ рыбами морскими, и надъ птицами небесными, и надъ скотомъ, и надъ всею землею, и надъ всѣми гадами, пресмыкающимися по землѣ. И сотворилъ Богъ человѣка по образу Своему, по образу Божію сотворилъ его; мужчину и женщину сотворилъ ихъ.
И благословилъ ихъ Богъ, и сказалъ имъ Богъ: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте надъ рыбами морскими и надъ птицами небесными, и надъ всякимъ животнымъ, пресмыкающимся по землѣ.
И сказалъ Богъ: вотъ, Я далъ вамъ всякую траву, сѣющую сѣмя, какая есть на всей землѣ, и всякое дерево, у котораго плодъ древесный, сѣющій сѣмя; - вамъ [сіе] будетъ въ пищу; а всѣмъ звѣрямъ земнымъ, и всѣмъ птицамъ небеснымъ, и всякому пресмыкающемуся по землѣ, въ которомъ душа живая, [далъ] Я всю зелень травную въ пищу. И стало такъ.
И увидѣлъ Богъ все, что Онъ создалъ, и вотъ, хорошо весьма. И былъ вечеръ, и было утро: день шестой.»
(Бытіе, 1:20-31)

«Господь Богъ образовалъ изъ земли всѣхъ животныхъ полевыхъ и всѣхъ птицъ небесныхъ, и привелъ [ихъ] къ человѣку, чтобы видѣть, какъ онъ назоветъ ихъ, и чтобы, какъ наречетъ человѣкъ всякую душу живую, такъ и было имя ей» (Бытіе, 2:19).

Вотъ какъ пишетъ объ этомъ св. Симеонъ Новый Богословъ въ работѣ «Объ обновленіи твари въ будущемъ векѣ»:

«Богъ въ началѣ, прежде чѣмъ насадилъ рай и отдалъ его первозданнымъ, въ пять дней устроилъ землю и что на ней и небо и что въ немъ, а въ шестой создалъ Адама и поставилъ его господиномъ и царемъ всего видимаго творенія. Рая тогда еще не было. Но этотъ міръ былъ отъ Бога, какъ бы рай нѣкій, хотя вещественный и чувственный. Его и отдалъ Богъ во власть Адаму и всѣмъ потомкамъ его... « И насадилъ Господь Богъ рай въ Едемѣ на востокѣ, и помѣстилъ тамъ человѣка, котораго создалъ. И произрастилъ Господь Богъ изъ земли всякое дерево, пріятное на видъ и хорошее для пищи» (Быт. 2: 9), съ разными плодами, которыя никогда не портились и никогда не прекращались, но всегда были свѣжи и сладки и доставляли первозданнымъ великое удовольствіе и пріятность. Ибо надлежало доставлять и наслажденіе нетлѣнное онымъ тѣламъ первозданныхъ, которые были нетлѣнны... Адамъ былъ созданъ съ тѣломъ нетлѣннымъ, однако ж вещественнымъ, а не духовнымъ еще, и поставленъ Творцомъ Богомъ какъ царь безсмертный надъ нетлѣннымъ міромъ - не только надъ раемъ, но и надъ всемъ твореніемъ, сущимъ подъ небесами...»

Т.е. что Вы видимъ - человѣкъ и животные были созданы нетлѣнными, въ раю не было смерти. Человѣкъ былъ созданъ по образу и подобію Божьему и поставленъ властителемъ надъ всемъ животнымъ и растительнымъ міромъ.
И человѣкъ, и животные питались только растительной пищей. Т.е. никто никого не убивалъ - ни человѣкъ животныхъ, ни животные другъ друга. Все жили въ мирѣ и гармоніи.

Чемъ же отличались люди и животные? Какъ видно изъ вышеприведенныхъ цитатъ, душа есть и человѣка, и у животныхъ. Но эти души различаются. У животныхъ:

«Да изведетъ земля душу живу. Для чего земля изводитъ душу живу? Чтобы ты зналъ различіе между душою скота и душою человѣка. Вскорѣ узнаешь, какъ сотворена душа человѣческая, а теперь слушай о душѣ безсловесныхъ. Поскольку, по Писанію, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается въ плоть, и истлѣвшая плоть разлагается въ землю, то, по всей справедливости, душа скотовъ есть нѣчто земное. Итакъ да изведетъ земля душу живу. Разсмотри связь души съ кровью, крови съ плотью, плоти съ землею, и опять въ обратномъ порядкѣ переходи отъ земли къ плоти, отъ плоти къ крови, отъ крови къ душѣ, и ты найдешь, что душа скотовъ есть земля. Не думай, что она старше тѣлеснаго ихъ состава, и что она пребываетъ по разрушеніи тѣла. Убѣгай бредней угрюмыхъ философовъ, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себѣ, что они были нѣкогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами.»
(Св. Василій Великій. "Бесѣды на Шестодневъ")

У людей:
По ученію Православной Церкви, человѣкъ «состоитъ изъ невещественной и разумной души и вещественнаго тѣла» (Православный Катехизисъ).

«По образу Божію сотворилъ его [человѣка]» (Быт., 1:27)

свят.Василій Великій. Бесѣды на Шестодневъ

«Скоты суть животные земные и поникли къ землѣ, но человѣкъ - насажденіе небесное, отличенъ сколько видомъ тѣлеснаго состава, столько и достоинствомъ души.»

«Человѣкъ есть разумное твореніе Бога, созданное по образу его Творца… Онъ сотворилъ насъ способными уподобляться Богу. Одаривъ насъ способностью уподобляться Богу, Онъ предоставилъ намъ самимъ быть тружениками въ уподобленіи Богу, чтобы мы получили за (этотъ) трудъ вознагражденіе…
Сотвореніе человѣка возвышается надъ всемъ: надъ свѣтомъ, надъ небомъ, надъ звѣздами, «Взялъ Господь Богъ». Онъ соизволилъ вылѣпить наше тѣло собственной рукой. Онъ не далъ объ этомъ приказа ангелу, и не сама по себѣ земля извергла насъ наподобіе кузнечиковъ и не приказалъ Богъ служащимъ ему силамъ сдѣлать то или иное. Но собственной - искусной - рукой взялъ земли. Если посмотришь на то, что было взято, чемъ же окажется человѣкъ? Если поразмыслишь о Томъ. Кто творилъ, то какимъ же великимъ предстаетъ человѣкъ! Итакъ, съ одной стороны, онъ ничтоженъ какъ матерія, съ другой - великъ по возданной ему чести…
Ты родился, чтобы взирать Бога, а не ползать по землѣ; не наслаждаться удовольствіями скотовъ, а готовить себя къ Царству Небесному.»

св. Тихонъ Задонский:

«Душа бо человѣческая какъ духъ отъ Бога созданный, ни въ чемъ иномъ удовольствія, покоя, мира, утѣшенія и отрады найти не можетъ, какъ только въ Богѣ, отъ Котораго по образу Его и подобію создана; а когда отъ Него отлучится, принуждена искать себѣ удовольствія въ созданіяхъ, и страстями различными, какъ рожцами, себя питать, но надлежащаго упокоенія и отрады не обрѣтаетъ, и такъ отъ гладу слѣдуетъ умрети, духу бо духовная пища потребна есть».

Преп. Іоаннъ Дамаскинъ дает такое опредѣленіе душе:

«Душа - сущность живая, простая, безтѣлесная, по своей природѣ невидимая для тѣлесныхъ очей, безсмертная, мыслящая и разумная, не имѣющая опредѣленной формы - пользуется органическимъ тѣломъ и даетъ ему жизнь, и возрастаніе, и чувство, и силу рожденія. Душа свободна, имѣетъ способность хотѣнія и дѣятельности; она измѣнчива въ отношеніи воли. Все это душа получила отъ благодати Сотворителя (Творца), отъ благодати Котораго получила и бытіе, и особый видъ природы».

Свят. Григорій Богословъ учитъ такъ:

«Душа есть существо умносозерцаемое, вѣчно пребывающее, образъ и дыханіе Всемогущаго Бога, частица Божественнаго (конечно, не въ собственномъ значеніи сего слова), струя невидимаго Божества и безконечнаго свѣта. Божественный и неугасимый свѣтъ, заключенный въ пещерѣ (въ тѣлѣ), однако Божественный и неугасимый».

Т.е. что мы видимъ - душа животныхъ вещественная и смертная, а душа человѣческая невещественная и безсмертная. Природа души животныхъ и души человѣка отличается по своей природѣ и по своимъ качествамъ. Человѣкъ (душа) созданъ по образу Божьему, т.е. имѣетъ такіе особенности, которые есть и у Бога - безсмертіе, разумъ, способность творить и организовывать, высшіе проявленія чувствъ, власть надъ миромъ. Эти качества связаны съ наличіемъ у человѣка духовной силы, которая дана ему Богомъ и роднитъ его съ Богомъ и съ ангелами. Человѣкъ удостоенъ особой чести быть созданнымъ самимъ Богомъ непосредственно. Онъ призванъ къ духовному росту и уподобленію Богу.

Ничего подобнаго у животныхъ нѣтъ. Поэтому ихъ жизнь, ихъ существованіе не имѣетъ той же цѣнности, что и человѣческая. Эту мысль Господь Іисусъ Христосъ приводитъ неоднократно, а при исцѣленіи сухорукаго фарисеямъ говоритъ прямо: "Кто изъ васъ, имѣя одну овцу, если она въ субботу упадетъ въ яму, не возьметъ ее и не вытащитъ? Сколько же лучше человѣкъ овцы!" (Мф., 12: 11-12). Говоритъ и ученикамъ: "Сколько же вы лучше птицъ!" (Лк., 12:24).
Поэтому, напримѣръ, запрещено называть животныхъ христіанскими человѣческими именами, это оскорбленіе святаго, носящаго это имя.

II.

Послѣ грѣхопаденія человѣка измѣнился самъ человѣкъ, измѣнился и весь міръ.

«[Послѣ преступленія Адама] не проклялъ Богъ рая... а проклялъ лишь всю прочую землю, которая тоже была нетлѣнна и все произращала сама собою... Тому, кто сдѣлался тлѣннымъ и смертнымъ по причинѣ преступленія заповѣди, по всей справедливости надлежало и жить на землѣ тлѣнной и питаться пищею тлѣнною... Затѣмъ и все твари, когда увидѣли, что Адамъ изгнанъ изъ рая, не хотѣли болѣе повиноваться ему, преступнику... Но Богъ... сдержалъ все эти твари силою Своею и по благоутробию и благости Своей не далъ имъ тотчасъ устремиться противъ человѣка и повелѣлъ, чтобы тварь оставалась въ подчиненіи ему и, сдѣлавшись тлѣнною, служила тлѣнному человѣку, для котораго создана, съ темъ чтобы, когда человѣкъ опять обновится и сдѣлается духовнымъ, нетлѣннымъ и безсмертнымъ, и вся тварь, подчиненная Богомъ человѣку въ работу ему, освободилась отъ сей работы, обновилась вмѣстѣ съ нимъ и сдѣлалась нетлѣнною и какъ бы духовною... Видишь, что вся эта тварь въ началѣ была нетлѣнною и создана Богомъ въ чинѣ рая? Но послѣ Богомъ подчинена тлѣнію и покорилась суете человѣковъ.»
(св. Симеонъ Новый Богословъ «Объ обновленіи твари въ будущемъ векѣ»)

Здѣсь нужно пояснить о томъ, что такое грѣхъ. Поверхностно знакомыми съ православіемъ людьми часто грѣхъ понимается только въ морально-этическомъ смыслѣ - какъ нарушеніе запрета на совершеніе опредѣленныхъ дѣйствій, что-то типа нарушенія «табу». Но въ православіи понятіе грѣха намного глубже. Грѣхъ это не просто нарушеніе запрета, это не просто непослушаніе Богу, грѣхъ - это нарушеніе той совершенной гармоніи, которая была въ мірѣ до грѣхопаденія. Богъ сотворилъ міръ очень гармоничнымъ и свѣтлымъ. Гармоничными были люди, животные и въ цѣломъ природа, гармоничными были взаимоотношенія въ мірѣ. Не было смерти и страданій, все дышало жизнью.

Непослушаніе человѣка Богу, выразившееся въ нарушеніи заповѣди не есть плодовъ съ древа познанія добра и зла, нарушило эту гармонію. Человѣкъ выразилъ претензію быть самостоятельнымъ, поступать по-своему. Темъ самымъ онъ отвергъ Бога. Но Богъ есть источникъ жизни и гармоніи. Т.е. человѣкъ на самомъ дѣлѣ отвергъ жизнь, и сталъ смертнымъ. Смерть вошла въ міръ, нарушилась первозданная гармонія, которая была основана на добровольномъ подчиненіи людей Творцу. Поскольку Богъ далъ человѣку свободу воли, то Онъ удовлетворилъ желаніе человѣка попробовать жить по-своему. Для этого Онъ снова подчинилъ весь миръ (въ т.ч. и животный міръ) уже смертному человѣку, какъ объ этомъ пишетъ выше св. Симеонъ. Міръ при этомъ тоже сталъ смертнымъ.
Такова особенность грѣха - грѣхъ рождаетъ смерть и страданіе, потому что отрываетъ человѣка отъ Бога - источника Жизни. Грѣхъ Адама и Евы произвелъ серьезное нарушеніе и поврежденіе въ природѣ человѣка. Какъ если бы напримѣръ человѣкъ туго перевязалъ жгутомъ себѣ руку или ногу - въ скоромъ времени въ этой части тѣла начнутся необратимые измѣненія, она уже не можетъ нормально функціонировать, и въ итогѣ эта часть тѣла погибнетъ.
Трагедія человѣка - грѣхопаденіе и смерть - не могла не отразиться и на подчиненномъ ему животномъ царствѣ. Началось и употребленіе въ пищу однихъ животныхъ другими, чего не было до грѣхопаденія (Быт., 1:30 и 9:3).

III.

Отъ момента грѣхопаденія состояніе міра и человѣка непрерывно ухудшалось. Человѣкъ уже не имѣлъ того разума, той силы, той мудрости, которыя были у него въ Раю. И отступленіе отъ Бога, зло, страданіе, нечестіе тоже постепенно прогрессировали, пока на землѣ не осталась только одна праведная семья - семья Ноя. Этому человѣку Богъ разсказалъ о планахъ устроенія Потопа для очищенія земли отъ скверны. Богъ повелъ Ною строить спеціальный корабль для спасенія своей семьи и части животныхъ.

Послѣ Потопа, когда люди и животные вышли изъ ковчега, Богъ сдѣлалъ послабленіе человѣку - ввиду болѣе худшаго состоянія человѣка онъ разрѣшилъ ему убивать и ѣсть животныхъ, чтобы поддерживать свои силы, одѣваться и пр.

"И благословилъ Богъ Ноя и сыновъ его и сказалъ имъ: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещутъ васъ все звѣри земные, и все птицы небесныя, все, что движется на землѣ, и все рыбы морскія: въ ваши руки отданы они; все движущееся, что живетъ, будетъ вамъ въ пищу; какъ зелень травную даю вамъ все; только плоти съ душею ея, съ кровью ея, не ѣшьте; Я взыщу и вашу кровь, [въ которой] жизнь ваша, взыщу ее отъ всякаго звѣря, взыщу также душу человѣка отъ руки человѣка, отъ руки брата его; кто прольетъ кровь человѣческую, того кровь прольется рукою человѣка: ибо человѣкъ созданъ по образу Божію; вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по землѣ, и умножайтесь на ней."
[Бытіе, 9:1-7]

Т.е. Богъ разрѣшилъ ѣсть животныхъ, но запретилъ ѣсть кровь животныхъ.
Была разрѣшена охота, ловля рыбы и прочая поимка животныхъ, ихъ разведеніе и убіеніе для пропитанія, для хозяйственныхъ надобностей и пр.
И нигдѣ мы не встрѣтимъ у св. отцовъ или въ Писаніи какихъ-то принципіальныхъ ограниченій на убійство животныхъ само по себѣ.

Но при этомъ заявлено, что «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивыхъ жестоко.» (Пр., 12:10), «не заграждай рта волу, когда онъ молотитъ»(Втор., 25:4).
Домашнія животныя - слуги человѣка, данныя ему въ помощь Господомъ. Обращаясь жестоко съ ними, возлагая на нихъ тяжесть сверхъ силы и отказывая имъ въ необходимомъ имъ, человѣкъ дѣлается недостойнымъ дара Божія и оскорбляетъ этимъ Господа всей твари. Т.е. запрещено такое проявленіе страстей, какъ жестокосердіе, небреженіе о животныхъ, которые даны ему въ помощь, страсть убійства. Тутъ забота не о столько о самомъ животномъ, а прежде всего - о человѣкѣ. Т.к. страсти разрушаютъ душу и могутъ привести человѣка въ концѣ-концовъ къ духовной гибели и попаданію въ адъ.

Такимъ образомъ, всякое разумное и необходимое убійство животныхъ вполнѣ разрѣшено. Но при этомъ всѣ святые кротко и сострадательно обращались не только съ домашними, но и дикими животными; нерѣдко лѣчили ихъ, когда онѣ были больны, и часто кормили изъ собственныхъ рукъ. Таковы, напримѣръ, преп. Герасимъ Іорданскій, преп. Сергій Радонежскій, преп. Серафимъ Саровскій и др.

И здѣсь нѣтъ противорѣчія. Святые уже въ этой земной жизни своей стремились по возможности вернуться къ темъ взаимоотношеніямъ съ животными, которые были и будутъ въ раю. Но при этомъ всегда ставили животныхъ на подобающее имъ мѣсто безсловесныхъ тварей, созданныхъ для человѣка, для его потребностей. Животные - помощники человѣку, природный ресурсъ, ну и просто какъ предметъ заботы и любованія красотой твари, которую Богъ сотворилъ.
Если человѣкъ любитъ, къ примѣру, лошадей, заботится о нихъ - это нормально, лишь бы онъ только не равнялъ лошадей съ людьми, и не предпочиталъ лошадей людямъ, не называлъ лошадей христіанскими именами.

Излишняя забота (когда заботятся больше о животныхъ, чемъ о людяхъ) или излишняя скорбь объ издохшей скотинкѣ есть нарушеніе установленной Богомъ іерархіи въ мірѣ и показываетъ наше пристрастіе къ животнымъ, отъ котораго уже остается одинъ шагъ до поклоненія безсмысленной твари вмѣсто Творца или наряду со Творцомъ, что есть безумство и гнусное идолопоклонство.

IV.

Послѣ конца міра сего вся тварь и весь міръ обновится. Человѣкъ и животные вернутся къ темъ взаимоотношеніямъ, которые были между ними въ раю.

«Познай также и то: что это за прославленіе и свѣтлосіянность твари будетъ въ будущемъ вѣкѣ! Ибо когда она обновится, то не будетъ опять такою же, какою была создана въ началѣ. Но будетъ такою, какимъ, по слову божественнаго Павла, будетъ наше тѣло... Вся тварь по повелѣнію Божію имѣетъ быть по всеобщемъ воскресеніи не такою, какою была создана - вещественною и чувственною, - но имѣетъ быть пересоздана и содѣлаться нѣкимъ невещественнымъ и духовнымъ обиталищемъ, превысшимъ всякаго чувства.»
(св. Симеонъ Новый Богословъ «Объ обновленіи твари въ будущемъ векѣ»)
И сама тварь освобождена будетъ отъ рабства тлѣнію въ свободу славы дѣтей Божіихъ (Рим., 8:21),― говоритъ Апостолъ Павелъ.
Въ глобальномъ смыслѣ это произойдетъ тогда, когда исполнятся пророчества Апокалипсиса, въ новомъ мірѣ, преображенномъ Богомъ. Пророку Исаіе было открыто, что на новой землѣ будутъ и животные, но тоже въ иномъ, преображенномъ состояніи, когда они никому не смогутъ причинить зла: Волкъ и ягненокъ будутъ пастись вмѣстѣ, и левъ, какъ волъ, будетъ ѣсть солому, а для змѣя прахъ будетъ пищею: они не будутъ причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говоритъ Господь (Ис., 65:25)

св.отцы, хроники апокалипсиса, апостасія

Previous post Next post
Up