Монастырей посещено мной не один десяток, но это первый где появилось желание задержаться. Тут окутывает покоем, таким когда в жизни всё в порядке. Даже ели это не так. Как будто все-все переживания остались где то там. Даже в
Дивеево не случилось такой благодати. Но давайте по порядку.
Чудесам есть в этом мире место. А как иначе объяснить произошедшее? Утром за окном - тяжелые тучи сыплют дождь. На градуснике стрелка замерла у значения +7. Но поездка запланирована давно. Хотя прогноз погоды и обещал именно эту картину за окном, но надеяться то хочется на лучшее всегда. В автобусе тепло и уютно. А на подъезде к монастырю - солнце и голубое небо! И +20 целый день.
До ближайшего города 70 километров. Тут тишина прерывается редкими автомобилями да колокольным звоном.
Никольсикий храм надвратный
Кажется что это благолепие тут всегда было. Однако это не так. Хотя монастырь ведёт своё летосчисление уже 500 лет. Но.. история нам говорит о том как в начале века прошлого пролетариат боролся за своё видение мира согласно предписанному Интернационалом: «..Весь Мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый Мир построим.. ». Но вот затем... А затем получилось как то не так. Монахинь выгнали, сослали, расстреляли. Архивы и библиотеку сожгли подчистую. Убранство распродали, наверное, там же были чистые золото и серебро, драгоценные камни. Теперь нет никаких документов как выглядел монастырь до пришествия пролетариата.
В обитель поселили беспризорников, да те не смогли тут жить - сплошным потоком происходили несчастные случаи да кошмары снились. Шантрапу увезли. Затем решили сделать тут лечебницу для душевнобольных. Врачам в 90-е перестали платить... В общем, от монастыря остались рожки да ножки - полтора строения.
Игуменья Еротиида была не первой настоятельницей, но единственной которая справилась с этим сложным случаем. В последний год до окончания двадцатого века она пришла в ярославские леса. Ни стен вокруг монастыря, ни храмов, ни служебных строений. Остались только стены от храма Успения Пресвятой Богородицы 1731 года постройки. Перекрытия дышали на ладан и стёкол не было в окнах. Корпус непонятного назначения ещё был. Зато была ужасная свалка всевозможных отходов от жизни больницы, крысы и ... бомжи.
Фото с сайта монастыря
Настоятельница взялась за дело и уже осенью 2001 года правый придел выжившего храма освятили в честь Покрова Божией Матери, а ещё через 2 года освящены центральный Успенский придел и левый - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Сначала в этом здании ь настоятельница и три монахини (пятнадцати, шестнадцати и семнадцати лет было монахиням, а матушке - тридцать). Десять лет тут размещалось всё: игуменские покои, кельи сестер, трапезные, кухня, швейная, прачечная, художественная мастерская, библиотека, хозяйственные склады. Позже зданию пристроили ещё один этаж с трапезным храмом в честь блаженной Ксении Петербургской.Сейчас храм уже закончен. Паломники и туристы видят его прекрасным белым сооружением с синим звёздчатым куполом.
Рядом с Успенским храмом другой - с тёмными куполами . Храм святой блаженной Ксении Петербургской. Он появился на основании того самого здания непонятного назначения.
Фото с сайта монастыря
Сначала в этом здании жили настоятельница и три монахини (пятнадцати, шестнадцати и семнадцати лет было монахиням, а матушке - тридцать). Десять лет тут размещалось всё: игуменские покои, кельи сестер, трапезные, кухня, швейная, прачечная, художественная мастерская, библиотека, хозяйственные склады. Потом здание «подрастили» третьим этажом с трапезным храмом в честь блаженной Ксении Петербургской.
Белый храм - Ксении блаженной, красный - Спиридона Тримифунтского
На фото ↑ храм очень похожий на храм в Останкино. Это Храм Святителя Спиридона Тримифунтского. Он ещё не достроен, но записку с самым сокровенным желанием уже написать святому можно. И монахини говорят, что святитель очень многие исполняет. Люди возвращаются с благодарностями к святому.
В белых стенах с гальдареями разместились классы школы для девочек и мастерская керамическая. Керамические изделия там получаются изумительной красоты и узнаваемые по рисунку.
Фото с сайта монастыря
Прошло 20 лет как пришла настоятельница в Николо-Сольбенский монастырь. Монастырь расцвёл, окреп и теперь в монастыре уже одиннадцать храмов и пять часовен, стены жилые и школа-приют для социальных сирот. И он ещё строится и расширяется. Даёт работу тем кто живёт в деревнях в округе.
Монастырь связан тоненькой ниточкой с Сергием Радонежским. Почти век спустя после того как поляки сожгли обитель архимандрит Варлаам замолвил слово о возрождении оной. Добился. В двух верстах от гари выстроили новый. А архимандрит позже стал настоятелем Троице - Сергиевой лавры.
Эта ниточка и дала имя деревянному храму на пригорке Преподобного Сергия Радонежского. Монастырь вообще-то ведёт своё летосчисление аж с конца пятнадцатого века и был мужским. Вполне возможно, что, подобно Кирилло-Белозерскому, основан Николо-Сольбинский монастырь кем-то из учеников преподобного Сергия Радонежского. И потому один из храмов монастыря освящён в честь этого святого.
Камни в основании пригорка - остатки фундамента разрушенных стен обители. Они "работают" крышей для нижнего, "пещерного", храма. В нижнем храме пол мозаичный и иконы-мозаики. Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских выдержан в том самом стиле, что был на заре христианства. Святые эти стали основателями русского монашества.
И это не финал - работы ещё идут.
Я не могу рассказать всего, хотя очень хочется, что видела и что узнала. Меня честно восхитил объем работ, проделанный за столь короткий срок. И того что ещё предстоит сделать. Планов у игуменьи очень не мало! Вот, например стену с бойницами в скором времени превратят в то, что на рисунке в руках матушки - Храм Пресвятой Троицы.
Сейчас за стенами монастыря пока только один храм Петра и Павла в приютском доме. Но планируется ещё огромный собор в честь Святителя Николая.
В монастыре нет одинаковых башен, ровно, как и храмов. В монастырской стене нет бойниц и боевых ходов. Они, стены, функциональные. Тут жилые и служебные помещения, храм святой Варвары. Вон та дальняя башня будет смотровой площадкой, дабы не лезть на звонницу для лицезрения окружающей красоты и простора. А под стенами деревянные беседки - святой источник и купальня.
И, наверное, завершу несколькими картинками. Хотя рассказать много чего ещё можно. Но именно хочется показать красоту места и передать покой царящий в обители.
Мне очень захотелось вернуться сюда уже не туристом. Волонтером. Захотелось помочь в работе над созданием fleur de forêt православия.
Однако я не рекомендовала бы ехать в монастырь общественным транспортом. Пока автобусы ходят там непредсказуемо. Но на машине - можно - парковочка есть и охрана работает. В монастыре есть гостиница, но она маленькая (большая в планах строительства) и поэтому заранее договаривайтесь если хотите заночевать там. Кафе есть, кормят хорошо из продуктов подсобного хозяйства.
Лучше купить тур, он не дорогой, и побывать туристом. Которого отвезут, привезут, накормят и много интересного расскажут.