точки над i: ШЕСТОДНЕВ

Mar 27, 2011 13:19

- Эволюция - это отвержение догматов Церкви? это ересь?
- безусловно.
- как это проверить?
- открываем догматическое богословие и читаем.
- но ведь авторы догматического богословия не святые?
- есть святые:  преподобный Иустин Челийский и святитель Филарет Черниговский.
они оба оставили нам большие работы по догматике.

святитель Филарет(Гумилевский), архиеп.Черниговский
(Правосланое Догматическое Богословие. 1 том.)

§81. Значение повествования Моисеева о порядке творения.



Повествование Моисея о порядке устроения мира есть истинная история, а не философема какого нибудь поэта или философа и ещё менее - народный миф.

а) В самом повествовании ничего нет такого, что заставляло бы отступать от буквального смысла его; напротив видны все признаки исторического повествования: краткость и точность в расказе, речь простая, без украшений воображения, без хитрого сплетения умозаключений.

б) Ни восторги поэта, ни тонкия умствования философа ни мало не были сообразны с духом времени Моисеева. К чему же и предполагать их в повествоании Моисея?

в) Все, какие доселе предпринимаемы были толкования на повествование Моисево, как аллигорическое, разногласят между собою, и - все они изысканны и произвольны, - иное прибавляют к тексту библейскому, другое исключают из него. И след.все должны быть отвергнуты, как не умный произвол.

г) Вся книга бытия есть книга историческая. История миробытия есть такая ея часть, без которой недостаточно понятно содержание целаго. Потому истории миробытия должен принадлежать характер целой книги бытия. «Предметы описываемые - за пределами человеческого наблюдения» ? (27)

Но они - в пределах ведения Божия, озарявшаго ум первосозданных и Моисея.

д) Моисей в другой книге своей дает историческое значение повествованию о миробытии (Исх.20,8-11; 31, 16,17).

(…)

§82. Порядок творения и отношение творческой силы к миру

При шестидневном образовнии мира, которое сила Божия постепенно восходит от создания грубых творений к тончайшим (…) В первый день из первосозданного вещества отделен свет, во второй совершено отделение влаг воздухообразных от земных; в третий устроились вместилища вод и явилась суша с растениями: в четвертый образованы светила, солнце и звезды; в пятый созданы рыбы и птицы: в шестый земныя животныя и человек.

Нельзя объснить шестодневного образовния мира так, что будто только самою природою, - силами первоночальносообщенными ей, образовались все роды существ (…) Объяснить образование тварей действием природы, оставленной само себе - напрасный труд!

Неодшевленными силами не могли быть произведены даже растения, тем более животные, а ещё более дух. Тогда Моисей напрасн бы говорил, что Бог, почил день седмый от всех дел Своих. То и другое ясно показывет, что отношение творческой силы к образуемому миру ошибочно стали бы мы понимать, если бы принимали его за одинаковое с оношением силы промыслительной, являющейся ныне в мире. По ясному изображению Моисея сам Бог непосредственным своим действием производил творения из приготовленной материи. -

И рече Бог: да будет свет (1 Быт, 1, 13). И рече Бог: да будет твердь (Быт. 1, 7). Да будут - светила на тверди небесный (ст.14). (...) о царстве растительном пишет Моисей: И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако:. И изнесе земля былие травное (Быт.1, 11,12).

Слова эти показывают, что растения порождены из землиl но не могут озночать того, что растения рождены земелю, - у которой не было тогда семян; и тело человеческое, по словам Моисея, образовано из земли, но не земелю.

§83. Другие богодохновенные писатели

Не один Моисей, а все откровение божественное изображает порядок творения так, как изображен он у Моисея. Покой седмаго дня и шесть дней творения известны были ещё прежде Моисея (Исх.16,22,30:22,9-11 Быт.7,3,4,10.), и апостол говорит: Рече бо негде о седмем сице: и почи Бог в день седмый от всех дел Своих (Евр.4.4). Ветхозаветные и новозаветные писатели, упоминая о делах котораго нибудь из шести дней творения мира, выставляют их в том же виде, как показаны они у Моисея. Так говорят они о призвании света из мрака, о образовании неба и тверди, об отделении суши от воды, о сотворении великих светил солнца и звезд. Бог рекий из тмы свету возсияти... (2Кор.4,6).

Небеса беша исперва, и земля от воды и водою составлена, Божиим словом (2Пет. 3,5 Iер.51,15). Исповедайтеся Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость Его.
Сотворшему небеса разумом: яко в век милость Его. ; Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его.; солнце во область дне: яко в век милость Его; луну и звезды во область нощи: яко в век милость Его. (Пс. 135, 9, 10; 148, 4; 103, 5, 19; 8, 4; 32, 7, 9; 84, 2 Нав. 18, 13). Согласно с Моисеем упоминают св.писатели о сотворении животных, человека и жены. Аз сотворих, говорит Бог у пророка, землю и человека и скоты, яже на лицы земли, крепостию Моею великою и мышцею Моею высокою (Iер.27, 5). от начала же создания, мужа и жену сотворил я есть Бог (Мар.10, 6. 1 Кор. 11,8)

преподобный Иустин(Попович) Челийский
(Догматическое Богословие. (Собрание сочинений) 2 том.)

"Господи, Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворена." (Откр. 4,11). В самой действительности, воля Божия - и происхождение, и начало и мера всего сотворенного. В Его воли соединена совершенная премудрость с совершенной правдой, совершенная истина с совершенным всемогуществом: "Рече Бог: да будет... , и бысть" (Быт. 1, 3,6,9,11,14-15,20,24,29-30) "Той рече, и быша; Той повеле, и создашася" (Пс. 148,5).

7. В сотворении мира Богом наблюдается исключительный порядок и план. Святое Откровение различает два момента в сотворении: первый момент - это сотворение духовного мира и бесформенного космического вещества (Быт. 1,1-2); второй - сотворение существ и вещей из уже сотворенной бесформенной материи, и причем постепенно, по видам, в течение шести дней: в первый день - свет, во второй - видимое небо; в третий - суша, море и растения, в четвертый - солнце, луна и звезды, в пятый - рыбы к птицы, в шестой - все виды животных и человек.

P.S. кого не убедило: ответы на вопросы

кого интересует: СКОЛЬКО ДЛИЛСЯ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ?

сщмч.Даниил, ШЕСТОДНЕВ, догматика, Священное Писание

Previous post Next post
Up