молитва святителя Григория Двоеслова об имераторе Траяне

Feb 24, 2011 00:47

уже давно принято современными "неохристианами" для оправдания ереси спасения некрещёных ссылаться на некое древнее житие свт.Григория Двоеслова, в котором якобы говорится о спасении императора Траяна(язычника) , по молитвам святого.

чтобы отвергнуть это житие, казалось бы достаточно слов Господа Бога Иисуса Христа:

"...истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие"
(Ин.3:5)

но, видимо, слова Христа ничего не значат для "неохристиан"...
в принципе,  то, что они слова Бога презирают и Библия у них не в почете ясно давно.
тут нужно попробовать объяснить им несостоятельность этого аргумента с другой стороны:

ну. во-первых:

устный и очень отдаленный пересказ даже, не жития, а апокрифа на основании древнего жития свт.Григория Двоеслова, не может являтся Преданием Церкви

вот как он начинается: "Некоторые наши люди также рассказывают историю, поведанную римлянами, о том, как душа императора Траяна была освящена и даже крещена слезами св. Григория, историю дивную и для рассказчика и для слушателей". Далее идет апокриф, который имеет своим основанием древнее житие св. Григория Диалога, но исковерканное и переиначенное. Там говорится, что святой Григорий Двоеслов, узнав о строительных работах в Риме, произведенных за полтысячи лет назад императором Траяном, решил отблагодарить его и дерзновенно помолился о душе Траяна, и Господь открыл св. Григорию, что Траян избавлен(т.е. не спасен) от адских мучений, но при этом предупредил римского первосвященника, чтобы он больше никогда не молился за некрещеных.

Никакого намека о крещении души Траяна слезами святого Григория в первоисточнике нет. Даже в самом апокрифе не сказано об этом, а выражение "крещен слезами св. Григория" было комментарием неизвестного английского монаха из Уитби. У Святых Отцов есть выражение о крещении через слезы, но здесь подразумевается покаяние грешников в своих грехах, которое не повторяет, а возобновляет благодать Крещения.

во-вторых, если в данном случае говорится о молитве свт.Григория Двоеслова, то логичным было бы предположить, что сам святитель верил в возможность спасения некрещёного(или хотя бы допускал).
ведь он не мог молится о том, во что не верил!

если человек не верит в то, что Бог его может исцелить, то он и молится Ему не будет. и это логично.
но даже если и будет(что глупо, при условии изначального неверия), то Господь такую молитву не примет.
молитва выполняется по вере.

вот и нужно разобраться верил ли в спасение язычников сам святитель, считал ли он, сам для себя, необходимым за них молиться.  а сделать это проще простого: до нас, к счастью, дошло множество трудом этого мудрого святителя!

итак, вот, что пишет святитель Григорий Двоеслов:

1) он пишет, как и ВСЕ святые Отцы, что тот, кто не сподобится Крещения, не сможет войти в Святую Церковь:
(отвергать эту истину было бы крайним безумием)

из "40 бесед на Евангелия":

говоренная к народу в храме Св. Мученика Климента.
Чтение Св. Евангелия: Мф 22.1-14.

"...
9. Но поскольку вы, братия, по милосердию Господню, вошли уже в дом брачный, т. е. в Святую Церковь, то тщательно осматривайте, дабы входящий Царь не нашел чего-либо неприличным в настроении души вашей. Ибо с великим сердечным страхом надобно помышлять о том, что тотчас присовокупляется: царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду. Что, возлюбленнейшая братия, по нашему мнению, выражается через брачную одежду? Ибо если мы назовем брачной одеждой Крещение или веру, то кто вошел на сей брачный пир без Крещения и веры? Ибо он стоит вне (брачного пира) по тому самому, что еще не уверовал...."

2) также святитель Григорий,  как и ВСЕ святые Отцы, утверждает, что в спастись возможно только тем, кто находится в Святой Церкви; достигнуть Царства Небесного

из "40 бесед на Евангелия":

говоренная к народу в храме Св. Агнеты в день ее мученичества.
Чтение Св. Евангелия: Мф 13.44-52.

"4. ...Святая Церковь сравнивается с неводом, как потому, что она вверена рыбарям, так и потому, что через нее каждый привлекается к Вечному Царству из волн настоящего века, дабы не погрязнуть ему в бездне вечной смерти. Она собирает всякого рода рыб, потому что призывает к отпущению грехов мудрых и глупых, свободных и рабов, богатых и бедных, сильных и слабых. Поэтому через Псалмопевца говорится Богу: к Тебе прибегает всякая плоть. (Пс 64.3). Этот невод всецело наполняется именно тогда, когда на кончине заключается сумма рода человеческого. Его извлекают и садятся на безопасный берег, потому что как море означает век (настоящий), так берег моря означает кончину века. На этой именно кончине добрые рыбы собираются в сосуды, а негодные выбрасываются вон, потому что и каждый избранный приемлется в Вечные Обители, и нечестивые, потеряв свет внутреннего царства, отсылаются во тьму кромешнюю. Ибо ныне добрых и злых вообще, как бы перемешанных рыб, содержит нас невод веры, но берег откроет, что неводом, т. е. Св. Церковью, было влекомо..."

3) а вот что святитель Григорий пишет о молитве за умерших неверных:

из "собеседований о жизни италийских отцов":

Книга 4.

Глава двадцать восьмая
Должно верить, что как души совершенных находятся на небе, так души грешников, по разлучении с телом, находятся во аде

"Григорий. Если благочестивая беседа вполне убедила тебя, что души святых на небе, то совершенно необходимо верить и тому, что души нечестивых во аде. По суду вечной правды необходимо, чтобы как праведные прославлялись, так грешники мучились. Как блаженство утешает избранных, так, должно верить, отверженные со дня самой смерти своей горят в огне."

Глава сорок четвертая
Всегда ли будут гореть грешники, вверженные в геенну огненную?

"Григорий. Очевидно и несомненно истинно то, что как не будет конца блаженству добрых, так не будет конца и мучению злых. Ибо Сама Истина говорит: и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25.46); и если справедливо то, что Бог обещает, то, без сомнения, не будет ложно то, чем угрожает.
...

Петр. Как же мы будем считать святыми людей, которые не будут молиться за врагов своих, видя их в огне, когда сказано: молитесь за обижающих вас (Мф 5.44)?

Григорий. За врагов своих молятся в то время, когда могут обратить их сердца к плодотворному покаянию и спасти сим обращением. Ибо о чем другом должно молиться за врагов своих, как не о том, по завещанию апостола с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2Тим 2.25-26)? Как же тогда молиться за грешников, когда они уже никоим образом не будут в состоянии переменить свое нечестие на дела правды? Значит причина, почему тогда не будут молиться за людей, осужденных на вечный огонь, та же, какая и теперь причина того, что не молятся за диавола и аггелов его, присужденных к вечному наказанию. Какая и ныне причина того, что святые люди не молятся за умерших людей неверных и нечестивых, как не та, что узнали об них, как об осужденных на вечное наказание, и потому не хотят приносить тщетную молитву пред лицом Праведного Судии? Если же ныне живущие праведники не сострадают умершим и осужденным нечестивцам, когда сами сознают нечто достойное осуждения в своей плоти, тем строже будут смотреть на мучения нечестивых тогда, когда, свободные от всякой тленной страсти, еще тверже и полнее усвоят себе святость. Судное решение, принадлежащее Правосуднейшему Судии, так согласно с их духом, что решительно не позволяет им ни в чем различествовать от определений Его вечной правды"

Помимо этого, наверное, в половине всех своих проповедей святитель убеждал, что сами Православные "едва спасаются"(1Петр.4:18). а такой вопрос, как спасение некрещёных, для него, вообще не ставился.
наверное, ему и в голову не могло придти такая безумная идея(спасение язычников), чтобы на ней заострять внимание и подробнее останавливаться.

в общем, слова святителя говорят куда убедительнее, чем чей-то переиначенный рассказ о его жизни.
источник

облом, оптимистическое богословие, вечные муки, ориген, ересь осипова, ад, ересь, вопросы

Previous post Next post
Up