существует ошибочное мнение, что все люди суть дети Божьи.
основано оно на неверном понимании слов Пресвятой Троицы :
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" (
Быт.1:26)
Однако эти слова носят совершенно
иной смысл.
Доказательством того, что лишь в Таинстве Крещения человек усыновляется Богу, получает благодать сыноположения, являются следующии слова Священного Писания:
"А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились."
(
Ин.1:12-13)
"Ибо все вы - сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись;
Ибо все вы одно во Христе Иисусе" (
Гал.3:26-28)
"когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление." (
Гал.4:4-5)
"истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (
Ин.3:5)
а вот как описывает ап.Павел людей до крещения:
"И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены"
(
Еф:2.1-5)
к тому же Священное Писание, разделяет всех людей на "детей Божьих" и "детей дьявола" (
1Ин.3:10)
Творческий акт и акт рождения различны. Уже поэтому странно считать тварей детьми Творца. Только после Крещения - мы чада Господа. к тому же, Священное Писание, разделяет "детей Божьих" и "детей дьявола" (
1Ин.3:10)
вот что говорят, богомудрые святые Отцы Церкви, в коих почивал Сам Дух Святой:
свт.Климент Александрийский.:
"…через Крещение мы получаем свет в душу, со светом получаем право на сыновство, с сыновством - совершенство, с совершенством - бессмертие".
cвт.Василий Великий:
"…в крещении предположены две цели: истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, ожить же Духом и иметь плод во святыне, то вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь. Сие-то значит «родиться свыше водою и Духом», потому что умерщвление наше производится водою, а жизнь творится в нас Духом.
<…> Духом Святым - восстановление наше в рай, вступление в небесное царство, возвращение в сыноположение, дерзновение именовать Отцем своим Бога, соделываться общниками благодати Христовой, именоваться чадами света, приобщиться вечной славы, одним словом, приобрести всю полноту благословения и в сем, и в будущем веке, когда в себе, как в зеркале, отражаем благодать тех благ, какие предназначены нам по обетованиям, и которыми чрез веру наслаждаемся, как уже настоящими".
cвт.Григорий Нисский:
"…мы зовемся после (получения) благодати [Крещения. - прим.] сынами Божиими".
свт.Кирилл Иерусалимский:
"Иисус Христос есть Сын Божий. Но не прежде крещения Он начал проповедовать Евангелие. Если Сам Владыка наблюдал порядок времени, то мы ли, рабы, приступим к чему-либо без соблюдения порядка? С того времени Иисус начал проповедовать, как Дух Святой сошел на Него телесным образом в виде голубя; не для того, чтобы Иисус в первый раз познал Его (ибо Он знал Его и прежде телесного сошествия), но для того, чтобы узрел Его крещающий Иоанн. Ибо аз не ведех Его, говорить он, но Пославый мя крестити водою. Той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть (Ин. 1, 33). Если и ты имеешь нелицемерное благочестие, то и на тебя нисходит Дух Святой, глас Отчий свыше взывает к тебе, не тот: Сей есть Сын Мой (Мф. 3, 17), но ныне сделался сыном Моим, ибо быть Сыном - Ему принадлежит, поскольку в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. 1, 1). К Нему сказано: есть, - поскольку Он есть всегда Сын Божий; к тебе же: ныне сделался, - потому что ты сыновство имеешь не по природе, а получаешь его по усыновлению. Он вечно есть Сын, а ты получаешь эту благодать по мере усовершенствования себя".
"Итак, никто не помышляй, что якобы крещение есть благодать оставления грехов токмо, каково было Иоанново крещение: но оно есть и благодать усыновления".
прп.Иоанн Дамаскин:
"Возрождение, конечно, происходит в душе, ибо вера, с помощью Духа, умеет усыновлять нас Богу, хотя мы - и твари".
свт.Григорий Палама:
"[Христос] Отцем нашим Он стал в силу божественного крещения в Него".
cв.Николай Кавасила:
"Креститься значит родиться во Христе и получить самое бытие и существование тем, кои еще не существуют".