о модернизме.

Oct 24, 2010 22:59


"Основная проблема многих нынешних богословствующих, на мой взгляд, заключается в специфическом повреждении самого отношения к вере, которое иногда называют модернизмом. Православного человека, страдающего этим недугом веры, отличают несколько признаков:

Во-первых, поставление своего мнения во главу угла. Отсюда - неверие и недоверие святоотеческому преданию. На словах, конечно, всякий модернист превозносит отцов, однако ссылается он лишь на то, что, как ему кажется, подтверждает его собственные идеи, а как только встречает свидетельство, что Преданию они явно противоречат, то немедленно начинаются разговоры про то, что «и отцы ошибались» (конечно, «не ошибаются» только модернисты), или что «их слова нельзя понимать буквально» (а вот если святые говорят нечто угодное модернисту, то, конечно, в таком случае понимать их буквально можно и нужно), - то есть, начинаются разного рода приёмы и ухищрения, цель которых одна - лишить смысла и силы свидетельство отцов или соборов, заставить молчать голос истины.

Во-вторых, модернист всегда толкует Писание «от ветра главы своея», совершенно пренебрегая святоотеческим его пониманием. Из-за этого библейские цитаты, выдранные из контекста, часто наделяются совершенно произвольным и несообразным смыслом - лишь бы приладить их для оправдания своих идей. Для модерниста и Писание и Предание - лишь материал для нарезки «нужных» цитат, или «конструктор» для самовыражения.

В-третьих, собственный ум для модерниста - мерило истины. От чего проистекает множество соблазнов. Потеря твердых вероисповедальных ориентиров ведёт к протестантскому субъективизму, порождающему скептическое отношение к догматике, заводящему в сумрачное болото «равнозначных точек зрения», и делающему веру непрочной, как дом на песке. Оттого так легко некоторые отпадают от Церкви, уходя в расколы, ибо изначально имели доверие не к Богу и Церкви, а к своему рассудку, и едва лишь дьявол покажет для их рассудка какие-либо «аргументы», на которые падший разум модернистов не в силах ответить, тут же смущаются, унывают, колеблются и спешат уйти из Церкви.

В-четвёртых, модернисты непременно стараются пропагандировать свои мнения как учение Церкви, привнося тем самым новые догматы. А поскольку даже очень стараясь, не могут подобрать для них достаточного основания в Писании и Предании, то предпочитают ссылаться друг на друга, оттого в их сочинениях чаще встретишь цитату из какого-нибудь неканонизированного писателя ХХ века, чем из древних святых отцов. Однако и эта "корпоративная солидарность" не спасает, ибо всякий богослов или мыслитель, который тому, что сказано в Писании и у святых отцов, предпочитает собственные размышления, автоматически помещает себя вне той живой духовной традиции, которая идёт от Писания через святых отцов. И, соответственно, те, кто находятся в этой традиции, - то есть, в Церкви, - никогда не примут чуждые идеи.

Не вчера возник этот соблазн, вот что говорит о нём свт. Феофан Затворник:
читать далее

Православие, модернисты, дьякон Георгий, ересь

Previous post Next post
Up