Передо мной толстенная книга "Библейский справочник Геллея", купленная мною в магазине Российского Библейского Общества.
Я открыл ее наугад, и попал аккурат на самое моё любимое место Нового завета: послание апостола Павла к римлянам. Читая его, мне хочется воскликнуть: "а ведь протестанты не так уж и неправы! Человек спасается ВЕРОЙ в искупительную Жертву Христа, а не тем, что исправно читает утренние и вечерние молитвы (хотя их неплохо читать, я не говорю, что это не надо делать), или не тем, что не кушает сосиски в пост.
Первая загадка послания к Римлянам для меня в словах, что тот, кто поверил - СПАСЁН (точную цитату предлагаю найти самим, она есть). Причем, не говорится "тот, кто поверил, может быть, будет спасен, у него есть такой шанс", нет - формулировка чёткая: "ты поверил, значит, ты спасен". Есть ее добавление: "покажи мне свои дела, одной веры недостаточно", и это, я считаю, органично дополняет тезис спасения верой. Я понимаю это вот так: я поверил в спасительную Жертву Христа - значит, я УЖЕ СПАСЁН. Но этот факт не дает мне права сложить ручки, купить пивка и сесть перед телевизором со словами: "Ну что ж, я спасён, всё просто супер. Теперь можно расслабиться и наслаждаться жизнью на полную катушку в ожидании времени, когда придет пора переселиться в рай". Нет! Несмотря на то, что (как я понимаю), я УЖЕ спасен, у меня есть обязанности: любить Бога и ближнего, делать добрые дела, не злиться на тех, кто меня обижает, и всё такое прочее. Но я должен понимать, что не количеством моих добрых дел я "зарабатываю" спасение! Апостол Павел в послании к Римлянам прекрасно объясняет, что праведность Авраама была не в его делах, а в том, что он поверил Богу! Дела не спасают! Именно поэтому меня всегда смущали православные истории насчет так называемого "Страшного Суда" (этого понятия НЕТ в Библии), где рассказывалась, как некая тётенька пришла на этот "Страшный" Суд, там стали на весах взвешивать ее добрые делаь и зло, которое она творила, и зло перевесило, на основании чего ее сослали в ад. Ну это ж неправда, друзья мои! Если Я САМ зарабатываю свое спасение своими добрыми делами, то зачем тогда нужна была Жертва Христа? Итак, православные предания подобного рода я теперь отвергаю. Но признаю, что для меня, наряду с верой (которая является гарантом моего спасения) творить добрые дела. Естественно, их будет немного, по сравнению с моим равнодушием или моими злыми делами. Но Бог, как мне кажется, смотрит не на количество того добра, которое я сделал, а на расположение моего сердца: ХОТЕЛ ли я творить добро, или мне это было по фигу? Кроме того, Бог прекрасно понимает, что я хочу творить добро, а моя греховная природа брыкается и творит такие вещи, за которые мне потом стыдно и противно. Бывало так, что я что-то делал, с чётким осознанием: это грех, одновременно понимая: я так ПРИВЫК поступать, я ВСЮ ЖИЗНЬ так живу. В Католичестве это, кажется, называется, тяжкий грех, да?
Греховность...
Тот же "Библейский справочник Геллея" говорит (цитирую): "Люди не виноваты в своей греховности. Они такими родились, и НИКТО ИХ НЕ СПРАШИВАЛ, хотят ли они такого существования. Они оказались в теле, обладающим греховной природой." Вот этих слов мне не хватало для понимания греховности. Мне даже кажется, что православный
"Великий покаянный канон св. Андрея Критского" вещь, в принципе, странная. В нем человека призывают долго-долго "плакать и рыдать" о своей греховности, но непонятен смысл этого, если мы уже родились в таком теле, и, как правильно гласит библейский справочник, нас никто не спрашивал, в конце концов. Представьте, что вы родились инвалидом - без ног. И что поменяется в вашей жизни, если вы будете целыми днями лить слезы: "Ах, я бедный инвалид! Нету у меня ножек, не могу я ходить, бегать по травушке-муравушке босиком. О горе мне, бедному, сокрушаюсь и плачу я о том, что нету ножек у меня!" От вашего плача и сокрушения ноги у вас не отрастут, это очевидно. Не лучше ли будет сказать себе: "Да, ног у меня нет. Но это не означает конец жизни. Я могу постараться как-то исправить положение, купить инвалидную коляску, и постараться всё равно жить полной жизнью". Вот так будет правильнее, вам не кажется? Теперь снова вернусь к православному "Великому покаянному канону". Я не понимаю его бичеваний бедных людей, которые не виноваты, что родились в теле, склонным на всякий грех. "О я мерзкий грешник, о я хуже всех! Все дела мои мерзость, плачь и кайся, поганая испорченная чёрная душа моя" - примерно так призывает думать о себе Покаянный Канон. Думаю, для человека, которому уже с рождения досталось тело, склонное ко греху, такой подход неправильный. А какой правильный? Мне кажется, католический святой Франциск Сальский предлагает более действенный путь, и без самоистязания. Вот что он говорит: "если бы у меня было сильное желание не впадать в грех тщеславия, и все же я вновь обнаружил бы резкое проявление этого греха, я бы не стал высказывать свое сожаление в таком роде: «Разве ты не ужасен и не несчастен, если после стольких решений ты вновь увлекаешься тщеславием? Умирай от стыда, не подымай глаза к небу, слепой, бесчестный предатель, неверный своему Богу» и т.п. Нет, я подошел бы к своему сердцу сострадательно: «Мое бедное сердце, ты упало в яму, которую мы столько раз решали избегать. Поднимемся и оставим ее навсегда, будем просить милосердия Божия и будем надеяться, что оно поможет нам стать более твердыми. Смелей пойдем по пути смирения, будем на страже, и Бог нам поможет». На такой основе мы создадим более твердое решение не впадать более в ошибку, приняв соответствующие меры и посоветовавшись с нашим руководителем." Конец цитаты. Вот такой подход к осознанию собственной греховности мне кажется более правильным, чем православный.
Итак, вот вкратце то, о чем я пространно написал выше.
Мне кажется, дело обстоит так: я родился грешником, и гнобить себя за это не стоит. Я хочу творить добро, но творю (в большинстве своем) грех. Этот факт малоприятен для меня, но поедать за это сам себя я не буду. Потому что я не виноват, что при рождении унаследовал человеческую грешную природу. Если бы меня СПРОСИЛИ, прежде чем рожать: хочу ли я родиться в таком теле и на такой земле, я бы, конечно, 100% послал бы всех куда подальше и рожать бы себя запретил. А уж, коль родили - извините, братцы - надо не в ад меня ссылать за мою греховность, а искать какой-то выход из положения. И Бог такой выход нашел: он послал Сына Своего искупить всех людей, которые ЗАХОТЯТ принять Христа. Я захотел, и поэтому я УЖЕ СПАСЁН и искуплён. Теперь моя задача - стараться жить хорошо, творить добро, быть ВЕРНЫМ. А если это не получится, если я буду стараться, но у меня ничего не будет получаться? Что тогда? А ничего! Бог будет видеть, что с трудом, со скрипом, через "не хочу", но Я СТАРАЛСЯ, а не хотел на халяву в рай проскочить. Да, не получалось, да, сплошные грехи (и смертные, в том числе). Но я стараюсь. В меру своих ОЧЕНЬ скудных сил, живя в теле, склонным ко греху, и поэтому старания мои почти всегда не увенчиваются успехом. Но я стараюсь. И это значит, что я делаю ВСЁ от меня зависящее. Кроме того, я уже поверил в Христа, и апостол Павел говорит, что я УЖЕ спасен, поверив, и творя добрые дела.
Вот такая теория о греховности и спасении возникла у меня, когда я читал и перечитывал письмо апостола Павла к христианам Рима.
Одно место, правда, смущает меня до сих пор. Это глава 7, стихи с 14 по 25. Вот как толкует это место (текст можете прочесть
здесь) толкует "Библейский справочник": "Читая эту главу, мы вспоминаем о безграничной радости Мартина Лютера, который понял, что Христос МГНОВЕННО может сделать для него то, за что он сражался безрезультатно". Конец цитаты.
Друзья, вот я когда читаю такие вещи ("Христос по моей молитве тотчас избавил меня от моего греха" или "По моей молитве Христос исцелил меня от страшной болезни"), я начинаю думать, что я, в принципе, вообще не понимаю что-то самое важное в Христианстве. Подскажите пожалуйста, может для того, чтобы Христос мог что-то МГНОВЕННО сделать, что невозможно для меня )избавить от греха или исцелить от болезни) - что для этого надо? Может быть, для этогт надо быть каким-то особенным человеком? Или как-то особенно молиться? Вот меня как-то справедливо упрекнули: "ты, Алексей, не особенно-то доверяешь Богу, вижу". И я честно ответил: "Да, это так. Потому что были в моей жизни случаи, когда мне ОЧЕНЬ нужна была именно Его помощь, когда я не мог справиться. Я Его звал, но Он не помог."
И вот, когда я читаю слова: "мы вспоминаем о безграничной радости Мартина Лютера, который понял, что Христос МГНОВЕННО может сделать для него то, за что он сражался безрезультатно" - хочется заорать прямо: ну разъясните, что ли, КАК этого можно сподобиться??? КАК???