Выхожу вчера из Министерства. Денёк солнечный, настроеньице ничего так, в норме. Выхожу, оглядываюсь. Вижу, по улице идёт семья: папаша толкает детскую прогулочную коляску и ведет за руку кудрявого мальчонку лет трёх, чуть впереди его жена с другим сыном: постарше, лет 12ти.
Семья как семья. Но что-то заставило меня пристальнее всмотреться в них. Что-то в них было НЕ ТО, и оно отличало их от других прохожих. Я услышал, что они говорят по-французски. Иностранцы, понятно. Но почему я выделил их? Одеты немножко иначе? Да, есть такое дело: одёжка брэндовая, ничего не скажешь. Но не из-за нее я выделил взглядом эту семью на улице. Но почему тогда? Я стал думать, и меня осенило: они не такие, потому что в их поведении нет унылой подавленности, зашуганности, пришибленности жизнью - всё это в изобилии присутствует в вялых и унылых фигурах прохожих - моих соотечественников. А французы были другие. Они не сияли от счастья, не смеялись, они просто ЖИЛИ. Во взгляде мужчины не было озлобленности, раздражительности, говорящей, что начальник козел, а жизнь дерьмо. Француз смотрел ровно, не исподлобья, спокойно. Жена что-то ему говорила, а он отвечал. В их диалоге я не заметил раздражительности, скованности, напряженных лиц. Наблюдая за соотечественниками, я часто вижу, что муж говорит (глядя в сторону или в пол), а жена слушает, нахмурившись, едва не скажет в ответ «да провались ты со своими проблемами, и эта жизнь тоже». Но лицо негласно говорит именно об этом. Други мои! Товарищи! Почему мы такие? Озлобленные, мрачные, неприкаянные… Почему? Кто-то скажет: «у нас жизнь такая тяжелая, мало поводов для радости». Как говорил Станиславский - «не верю!» Логика моя такова - француз что, в раю живет? Начальник у него - ангел, да, зарплата растет день за днем, жена - идеальная? Дети - послушные, финансовых проблем - никаких - так вы хотите сказать? Нет, конечно. Наверняка и начальник неидеальный, и с женой он иногда ругается, и мальчишки его - самые обычные мальчишки - иногда капризничают, не слушаются, доставляют неприятности. Может, и закладная на дом поджимает. Но всё равно в поведении, осанке, взглядах, манере общения французов не было этой российской мрачной забитости. Я вчера целый день голову ломал: почему они ведут себя, как люди, которые ЖИВУТ, а мы, как люди, которые СУЩЕСТВУЮТ? Ссылки на тяжелую жизнь несостоятельны. Размышляя о разнице в менталитетах, мировоззрениях, я пришел к выводу, что французы (и вообще, европейцы) ЗНАЮТ, что они делают на этой земле и зачем они это делают. Пускай их цели материальны, приземлены, но они у них есть!
Человек закончил универ, создал семью, купил домик, растит детей, живет и радуется. Такое вот житейское простое счастье у них. Рассея-матушка же выдумала «загадочную русскую душу», Президент Медведев вещает, что нам нужно искать и найти какую-то «национальную идею». Так было всегда: русский человек чаще всего не живет, он болтается между небом и землей. Почитайте Достоевского! Все его шатания, заламывание рук, легенды о великом инквизиторе - всё это один большой знак вопроса, поднявшийся до неба: «СкажИте, а что я тут делаю?» Мы так жили с незапамятных времен - и при царе, и при коммунистах, и сейчас. Вот откуда напряженный взгляд исподлобья, тяжёлая мимика, повсеместная пришибленность жизнью. Работает человек, женился - а зачем - и не знает. Томится, тоскует, выпьет - вроде жизнь полегшее, просвет есть. Трезвый - недовольный, жену поколачивает. Говорят: «злой, потому что трезвый». А товарищ полковник, сидящий за соседним столом, на вопрос «Как жизнь?» отвечает грустно-серьезно: «так себе… выпьешь - лучше». Отчего пьет русский человек? Тайное жидомасонское правительство ему, что ли, водку в глотку льет? Бросьте! Русский человек так заливает свою грусть от того, что не живет он на этом свете, а существует. Зачем пришел на грешную землю - не знает, что здесь делать - понятия не имеет, тоскливо ему от таких мыслей бедолаге, а выпьешь - и полегчало. Поэтому пить на Руси будут всегда. «Питие на Руси веселие есть» - честно сказал большой человек. А без пития веселия нихт на Руси. Без пития пустота и тоска. Не думайте, что тоска эта касается только неверующих. Уверенно утверждаю, что она грызет сердца и православных и католиков. Да, конечно, чисто номинально любой православный или католик скажет, что он стремится к Богу, но если начать задавать себе вопросы, вот тут-то всё и начинается. Что значит «идти к Богу»? Молиться, поститься и слушать «Радио Радонеж»? Некоторые так и поступают, уходя в обрядоверие, находя в нем смысл жизни. Уставы, посты, правила, каноны - всё это мощными стенами отгораживает их от русской тоски и вопроса: «Зачем я здесь?» Известно, зачем: утренние и вечерние молитвы читать, акафисты (чем больше тем лучше), по воскресеньям и праздникам к обедне ходить, при выходе из храма нищему 1 рубль монеткой положить в кружку, святых отцов почитывать, сына отдать в православную гимназию. Правильная жизнь. Тщательно отгороженная от реальности. У атеиста бутылка служит стеной, отгораживающей его от жизни, а у обрядовера - правила, уставы, православные гимназии, воцерковленные рабочие коллективы, вербочки с куличиками, и прочее.
Извечная русская тоска. Вот откуда наша мрачность. Согласны?
А я решил для себя: ХВАТИТ! Никаких больше зашуганных взглядов исподлобья, напряженных лиц. В конце концов, я же ученик Христов! Двоечник, конечно. Но Учитель мой призывает своих учеников не бояться и радоваться. Мрачный вид - это не от Бога. Мрак - одежда дьявола. А я - ученик Христов. Поэтому я твердо говорю себе, что отныне я сбрасываю одежду мрака, тоски, уныния, раздражения, взглядов исподлобья, и облекаюсь в одежду света и радости. Святой Хосемария Эскрива говорил, что христианин ДОЛЖЕН БЫТЬ РАДОСТНЫМ. Прочь отговорки о том, что «грехи радоваться не дают». Да, их у меня миллиард. Они многочисленнее песка морского! Некоторые из них особенно ужасны и омерзительны. Но, когда я смотрю на своего Учителя, ничего кроме радости я испытать не могу. Други мои! Давайте перестанем заниматься поеданием себя изнутри! Депрессия - это не стиль жизни, это патология. Почему в Православии мрачный вид считается признаком высокой духовности? НЕТ! Христианин должен быть радостным. Давайте скинем дьявольские одежды тоски, уныния, мрачных взглядов. Представляю: я захожу в храм, а там не мрачно - унылые лица, а радостные взоры, улыбки, тепло сердец! Как бы это здорово было! А в транспорте: нет витающей злобы и раздражения, тоски и уныния… Давайте возьмем пример с французов, которых я повстречал на улице! Давайте будем жить, а не существовать! Что скажете, друзья мои?
Послесловие: кто-то скажет мне: «ну хорошо, ты написал много красивых слов, что надо радоваться, не надо быть унылым и мрачным. Это всё правильно и хорошо, но для меня это- только слова. Красивые слова и ничего больше. Вот ты говоришь - надо радоваться. Я согласен. Но я не знаю - КАК?»
Отвечу на вопрос.
Митрополит Антоний Сурожский говорил как-то в своей книге (передаю по памяти): «Перестаньте вглядываться в себя, копаться в своих проблемах, недостатках, комплексах. Перестаньте уныло перебирать свои несовершенства, тщательно их рассматривая. Оглянитесь ВОКРУГ! Мир полон дел, мир ждёт вас! Стоит только начать, и пройдет тоска и уныние. Отвлекитесь от разглядывания себя и посмотрите на своих ближних! Им нужна ваша помощь!»
Перечитайте три раза то, что сказано выше.
Вот вам и ответ на извечный русский вопрос: «Что делать?»
В заключение хочу рассказать вам реальную историю, только что прочитанную на сайте «Православие и мир». Жила-была одна бабушка. Дети и внуки ее жили отдельно, бабушка затосковала, не зная, как ей быть. Пошла к священнику. Батюшка ответил, что раньше она жила для других (то есть воспитывала детей), а теперь может и для себя пожить (заниматься собственной душой и заботиться о ней). Бабулька поняла превратно: купила красивую одежду, стала щеголять на улице ею. Продолжалось это недолго. Однажды она снова появилась в своей старенькой одежде. Батюшка спросил:
- Куда ты, мать, в таком виде, да ещё и с тележкой?
- Вот, ты говоришь, живи для себя. Я сперва, было, подумала да и обрядилась, дура старая, в дорогие тряпки, сапоги себе непонятные купила, шубу. Только не нужно мне всего этого, не умею я «для себя». Ломала голову, чем бы заняться, да и надумала. Езжу теперь на оптовый рынок, меня там ещё помнят. Набираю всяких сладостей, сажусь в электричку, проезд у меня льготный, и еду тут в одно местечко. Выхожу на площадь, а там - тем, кто победнее - по себестоимости, детям и за так товар свой отдаю. И радостно мне от этого, батюшка, ждут меня маленькие ребятишки, пускай и не мои, а всё ж дети, и что кому-то я, да и нужна. Как увидят, бегут ко мне радуются: - Ура, - кричат, - наша бабушка приехала! Так что, прости, батюшка, некогда мне о душе думать, мне спешить надо, у меня уж электричка скоро.
P.S ну что, друзья мои, нужны ли еще какие-то рецепты на тему «как быть радостным и не унывать»?