Религиозная шизофрения (о делении мира на "духовное" и "мирское")

Mar 09, 2011 00:44


«Учение о всеобщем призвании к святости широко представлено в Евангелии. Однако, воспринятое Русью от Византии представление о монашестве чуть ли не как о единственном пути ко спасению, заглушило этот призыв. Поэтому миряне в большинстве своем не только не строили свою жизнь в соответствии с таким идеалом святости, но скорее склонны были видеть в этом проявление гордыни и чуть ли не беснование.»




Эти слова из книги Евгения Пазухина я могу подтвердить, поскольку лично прочел не одну церковную  книгу, первая глава которой обычно называется «Об отречении от мира», где рассказывается, что всё в мире - зло, правит в мире дьявол, и от мира нужно бежать, если хочешь спасти свою душу. Почти всё Добротолюбие пропитано этим духом. Приводит это к тому, что «пензенские сидельцы» в ожидании конца света уходят в пещеры, другие создают особые «православные деревни», ну а простые мирские люди считают, что духовная жизнь и мирская - две разные вещи. Кстати, один испанский священник Хосемария Эскрива называл такую двойственность сознания «духовной шизофренией». Вот что он говорит в одном интервью: «Я хотел бы, чтобы люди избежали соблазна двойной жизни, распространенного и раньше, и теперь: по одну сторону - жизнь внутренняя, связь с Богом, по другую, совсем отдельно - профессиональная, социальная, семейная, где толпятся и кишат мелкие земные дела. Нет, дети мои! Мы так жить не можем! Мы - христиане, а не шизофреники. Жизнь - одна, ее мы и должны освятить, наполнить Богом и плоть, и дух. Невидимого Бога мы открываем в самых видимых, материальных вещах. Другого пути нет, дети мои. Или мы научимся находить Бога в повседневной жизни, или вообще Его не найдем.»

Когда я вижу, как мама подыскивает для своего сына непременно православную гимназию, когда вижу, как создаются фирмы, где ко всем работникам предъявляется требование: быть непременно православными и обязательно воцерковленными, я всегда думаю об «духовной шизофрении», раздвоении сознания - об уходе, вернее, бегстве от мира и жизни, о попытке разделения сознания на 2 части: вот здесь у меня духовное, а там - мирское, и они никак не соприкасаются. Когда видят вот так,  таким образом, говорит отец Хосемария Эскрива, "христианская жизнь сосредотачивается в храмах. Быть христианином - значит ходить в церковь, участвовать в священнодействиях, заниматься церковными делами, словом - жить в особом, отдельном мирке, как бы в преддверии рая, пока другой, обычный мир идет своим путем. "

Я видел и вижу, как, часто, выходя из здания церкви, люди оставляют свою веру там, в храме. Словно вешают ее на вешалку, как пальто, до своего следующего возвращения в храм. Почему? Оттого, что их так приучили: всё в мире - тлен, духовность - это одно, а мир - совсем другое. Ну как, действительно, проявить духовность, если в трамвае тебе на ногу наступили? Вот если в храме кого толкнул, тут можно троекратно облобызаться даже, сказать: «Прости, брат!», а в трамвае с кем лобызаться: с этой тёткой, что ли, которая не смотрит, куда прёт? Ну-ка я лучше гавкну на нее! Потом, конечно, на исповеди покаюсь. И плодом такого разделения на мирское и духовное становится человек, постоянно грешащий и потом кающийся. Кто-то даже говорит: «Не согрешишь - не покаешься, не покаешься - в рай не попадешь». Конечно, это полное извращение Евангелия, но такое мнение бытует, и отрицать этого нельзя.

А Новый Завет, между тем, призывает нас к тому, что ВСЁ (а не только ходить в церковь) нужно делать во славу Божию. Прочтите 1Кор.10:31.

Ехать на работу в метро нужно во славу Божию, да! Помню, как однажды с утра у меня было препоганейшее настроение, а рядом в вагоне метро стояла женщина. Она посмотрела на меня, и … улыбнулась: широко и по-доброму. А потом спросила меня: «Вы сейчас будете выходить?» Я буркнул в ответ: «Нет, но выпущу вас». Женщина еще раз улыбнулась мне и сказала: «Большое вам спасибо!» Описать, конечно, трудно, надо было видеть ее лицо и мягкую добрую улыбку. После общения с ней настроение у меня исправилось. Почему? Потому что женщина ехала в метро во славу Божию, как нам советует делать апостол.

И работать надо во славу Божию. Вы так умеете? Я - нет. Но буду учиться. Потому что верю: Бог привел меня в этот мир, и сказал: «Сын мой, вот тебе мир, он твой. Живи в нем, твори в нем. Делай так, чтобы люди, которых я посылаю к тебе, согревались твоим теплом. Знаешь, этот мир пока что несовершенен, поэтому Я призываю тебя сделать его чуточку лучше, хоть чуточку совершеннее. С Моей помощью ты сможешь это. Ну, иди, вперед, а Я всегда буду с тобой!»

И на основании этого я не вправе сказать, что тётя Маша со второго этажа, которая со мной в один храм ходит - вот это да, она из моего круга, а тётя Даша, которая свидетельница Иеговы, она меня не касается. А дядя Петя алкаш с первого этажа, меня вообще не интересует, фи, с ним и здороваться-то противно.
Разделение на «своих» и «чужих», на «мирское» и «духовное» - это искажение сути Нового Завета. Если уж вы и я в миру, то нам не бежать от него надо, не отгораживаться, а открыть двери и окна в мир! И в этот Великий пост я не стану сосредотачиваться на том, какие котлетки можно кушать, а какие - нет, какие передачи можно сейчас смотреть, а какие - только после Пасхи. Я даже не стану замыкаться в себе, отворачиваясь от всех вокруг, оправдываясь тем, что «я пощусь». Наоборот, я оглянусь на тех, кто меня окружает: мою семью, коллег по работе, на попутчиков в утреннем метро, просто на бомжей на улице. Ведь абсолютно все они - тот мир, от которого надо не бежать, как советует Добротолюбие, а преображать его. С помощью Божией, с помощью молитвы и конкретных дел (накормить, утешить, посетить, простить - как говорит пророк Исайя). Вот это и будет, как мне кажется, настоящий пост. Но для начала я перестану делить жизнь на «мирскую» и «духовную». От религиозной шизофрении (раздвоенности сознания) надо избавляться.

духовная жизнь, Новый завет, Евангелие, Великий пост, Хосемария Эскрива, Христианство

Previous post Next post
Up