Оригинал взят у
mila_lova в
День Святой Троицы. Иконография Праздника. Россия.1.
Век:XIV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
2.
Век:XIV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконографическая справка: Иконы с двенадцатью праздниками (на трех досках) в новгородском Софийском соборе занимали пространство между двумя предалтарными столбами, стоящими по сторонам центральной апсиды. Для того чтобы иконы точно поместились в отведенный для них участок (ширина пролета - около 6 м 30 см) и чтобы сохранить ритм узких разграничительных полосок между сценами, у первой иконы убрано правое поле, обращенное к центру общей композиции, а у третьей, соответственно, левое поле. Публикуемые иконы исполнены, вероятнее всего, после разрушительного пожара в июне 1340 года.
Стилистическая справка: Стиль праздничного чина Софийского собора во всей полноте отражает новые принципы византийской живописи палеологовского периода. Композиции утратили прежнюю симметрию, они строятся на диагональных линиях, некрупные фигуры изображаются в движении, в сложных ракурсах. Свободно ложащиеся драпировки передают стройность фигур, привлекают красотой цветных рефлексов и белильных бликов. Объемные постройки разнообразной формы, вместе с массивными горками, помогают передать пространственность композиций. Иконы были написаны приезжими византийскими иконописцами, о чем свидетельствуют греческие надписи, использование дорогих привозных красок, применение золотого ассиста не только на синих одеждах.
3.
Век:XV
Место хранения: Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Поступила в музей в 1929 году.
Иконографическая справка: Публикуемая икона относится к одному из вариантов иконографии Сошествия Святого Духа, сформировавшемуся в византийском искусстве XIV века. С небес на апостолов нисходит огонь Святого Духа в виде лучей; он дарует им чудесное познание разных языков и способность проповедовать Евангелие по всему миру. Главным новшеством, привнесенным в иконографию сюжета в XIV веке, является изображение старца в короне и в царских одеждах, стоящего в темной арке входа в триклиниум и держащего перед собой на белом плате двенадцать свитков. Ранее на этом месте могли быть представлены Престол Уготованный, символизирующий незримое присутствие Господа, или, чаще, группа фигур, олицетворяющая народы, среди которых проповедуют апостолы. Кроме того, в XIV веке сидящие апостолы начинают изображаться беседующими друг с другом, в более непринужденных и свободных позах. Несмотря на множество интерпретаций изображения старца, на большинстве икон надпись свидетельствует, что это "Космос" (на публикуемой иконе она приведена неточно - "Отомосъ"), Наиболее ранний пример подобной иконографии в новгородском искусстве - икона из праздничного ряда иконостаса Софии Новгородской, выполненного византийскими мастерами около 1341 года.
Стилистическая справка: Художественные особенности произведения позволяют датировать его концом XIV - началом XV века. В стиле иконы много черт, свидетельствующих об усвоении традиций византийского поздне-палеологовского искусства: пространственность организации композиции, свобода и вариативность поз апостолов, объемность архитектурных кулис. Золотой ассист на одеждах персонажей подчеркивает классическое понимание формы, которая строится и цветовыми моделировками, и линиями. Насыщенный колорит построен на сочетании довольно темных, глубоких цветов, что характерно для многих новгородских икон позднего XIV века. Однако гибкость контуров фигур, напоминающие рублевские произведения типы ликов, смягченность и прозрачность образов свидетельствует в пользу создания иконы в начале XV столетия.
4.
Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконографическая справка: На иконе изображены двенадцать апостолов, восседающих на полукруглой скамье с высокой спинкой. Из небесного сегмента у верхнего края иконы на них сходят двенадцать лучей, а внизу, в арке, располагается фигура Царя Космоса, олицетворяющего Вселенную. В его руках красное полотнище с двенадцатью свитками. Согласно новозаветной книге "Деяния апостолов" (I, 5-8; II, 1 - 13), сошествие Святого Духа произошло на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда все апостолы собрались в Сионской горнице. Внезапно раздался шум с неба, который, подобно сильному ветру, наполнил весь дом, и явились языки пламени, разделившиеся и остановившиеся ("почившие") по одному над головой каждого из присутствовавших в горнице. Апостолы обрели способность говорить на разных языках и наречиях, чтобы проповедовать Евангелие во всем мире. Изображения "Сошествия Святого Духа" появляются уже в раннехристианском искусстве. Наиболее распространенная иконографическая схема с сидящими полукругом апостолами складывается в византийском искусстве на протяжении X-XI веков, а к XIV веку она дополняется изображением аллегорической фигуры Царя Космоса в образе старца в царских одеждах. Кирилловская икона, по-видимому, восходит к произведениям рублевского круга, в том числе - к иконам из Благовещенского собора Московского Кремля и Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.
Стилистическая справка: Как предполагают исследователи, она была выполнена "вторым" художником успенского иконостаса.
Фрагмент
5.
Век:XVI
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский истрико-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.
Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего калиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.
6.
Век:XVII
Место хранения: Березниковский краеведческий музей