Размышляя о категории времени и его свойствах в Раю до грехопадения, прочитал интересное
обсуждение на одном форуме: было тогда время или нет.
А сегодня под утро, когда уже сон начал терять свою силу, мне приснился спор неких сущностей с приведением различных доводов "за" и "против", к пробуждению уже порядком позабытый, в результате которого подумалось, что время все же было, но, по аналогии воззрения на тогдашний материальный мир, который имел тогда
тонко-материальную природу, что и время тогда носило тонкую природу, каковая взгляду из нынешнего мира придает воззрению на время того мира характер отсутствующего: в Библии не сказано ясно, сколько времени провел человек в Раю, отчего возникает разная путаница, как ведение счета времени от создания мира или даже человека (подумаешь, прибавь 6 дней и делов-то...), по которому нынче на дворе 7520-й год, и воззрение, что человек, словно крайне неразумная скотина, после создания, тут же пал и потерял Рай.
Между тем, человек в Раю мог провести достаточно долгое время: одно только наречение имен всем животным (Быт.2:19), могло бы занять очень долгое время, не говоря о том, что человек делал что-то иное, но результат этого делания не был удостоен упоминания в Библии по своей малой значимости, а вероятно и вследствие провала порученного ему дела.
Дело в том, что при полном отсутствии времени в
первый и третий дни очень трудно оставить за человеком возможность
какого-либо развития, т.е. предположить наличие начала, течения какого-либо процесса и его завершения. К примеру, если Бог благословил их и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, Быт.1:28, то очевидно, Он положил людям задачу, имеющую необходимость протяженности по времени, и чего без этого самого времени совершить невозможно.
Замечу, что слова "плодитесь и размножайтесь", совершенно не обязательно должны означать размножение людей, как существ: будучи тогда тонко-материальными и носящими образ и подобие Божие, под размножением и припложением можно понимать развитие человеком земли и живущих там существ и растений, возвышение, воспитание их и придание им также этого подобия и образа Божия ("наполняйте" - т.е. заполняйте тем, что есть внутрь вас, все пространство вокруг себя), ведь тогда земля и Рай отнюдь не были идентичны и смешаны между собой: вполне возможно, что задача человека была распространением Рая до размеров всей земли.
По успешном достижении человеком этой задачи, Бог вполне мог допустить человеку снедение плода с древа познания добра и зла.
Человек, съев этот плод прежде времени по предложению диавола, у которого были свои интересы
(см. опять), допустил серьезную ошибку, т.к. задачу, поставленную Богом не выполнил, а предпочел нарушить заповедь, позже высказанную апостолом Павлом "Аще кто не хощет делати, ниже да яст" (2 Сол. 3, 10) ...
Дополнение.
Позже, читая Постную Триод (Суббота акафиста, утро, песнь 5-я, стихира 3-я), я вспомнил эти мысли о несовершенном деле Адама в Раю: он должен был съест плод с древа жизни, но из-за своего падения был выгнан из Рая. Стало быть не одному мне приходила мысль в голову о не сделанном деле человека в Раю:
Огнеобразная колеснице слова, радуйся Владычице, одушевленный Раю, древо посреде имущи жизни Господа, Егоже сладость оживотворяет верою причащающихся, и тли подклонившихся.