post

Jul 19, 2015 23:06

В 1932 - 1933 начался наезд на Союз воинствующих безбожников (СВБ) со стороны ЦК ВКП(б) и даже ЦК ВЛКСМ, постоянно подчеркивавших слабость работы СВБ  и отмечавших «отсутствие успехов на антирелигиозном фронте». Пеняли Е. Ярославскому на то, что тот обещал довести численность СВБ до 17 млн. человеко-голов, а та, как назло, неуклонно сокращалась.

Ярославский оправдывался отсутствием должного государственного финансирования: его и впрямь резко сократили, точно решили посмотреть, как будет выглядеть СВБ в условиях самофинансирования.

В ответ Ярославскому припоминали знаменитый афоризм Феликса Дзержинского: «Кто не хочет, находит оправдание, кто хочет, находит выход». Возражать начальству всегда трудно, тем более, если оно хочет тебя выпороть.

Это был уже второй капитальный наезд на Ярославского. В 31-м после статьи в «Большевике» о его уклоне и при изложении истории октября, он выглядел совершенно помешанным и, говорят, даже пытался наложить на себя руки. Можно представить себе его состояние после второго наката претензий и новых «предъяв».

Прижимать безбожников стали не только потому, что обнаружили, что деньги засасывает черная дыра, а толку от профессиональных борцов-афеев ноль целых и ноль десятых. Однако не меньшую роль сыграло то, что в 1934 году СССР вступил в Лигу Наций, а там требовалось выглядеть чуть поприличнее.

Вступление СССР в Лигу Наций тоже было революционным шагом и крутым поворотом, от которого многие сели на пол, а трудящимся массам пришлось читать «международные лекции» с разворотом на 180 градусов, ибо до сей поры ЛН была сугубо орудием мирового империализма. Вступить же в Лигу Наций пришлось с целью создания системы коллективной безопасности, после того, как из организации вышел фюрер. Это ломало через колено советско-германские отношения и вносило в них элемент совершенно нежелательной для СССР неопределенности, ибо тут же с новой силой заплясала свою мазурку Польша.

Треугольник, как известно, фигура жесткая, но треугольник СССР - Польша - Германия назвать таким было никак нельзя, и ситуация пошла в разгон. Одним словом, не будет большой натяжкой сказать, что фюрер весьма поспособствовал тому, чтобы Ем. Ярославскому потыкали в харю селедкой.

И тогда Емеля Губельман пошел ва-банк, выпустив на арену видный безбожника Ф. Олещука, одного из начальников СВБ. Тот, стремясь оправдаться и найти причины спада движения, обвинял борьбы с религией, Наркомпрос (за то, что он ликвидировал антирелигиозные отделения в вузах, готовящие кадры квалифицированных безбожников) и ВЦСПС (за то, что он не дает никаких указаний по антирелигиозной пропаганде профсоюзным организациям).


Досталось от Олещука и партийным и советским органам, которые якобы рано успокоились, свыклись с мыслью, что с религией покончено, и свернули антирелигиозную пропаганду. И, наконец, он признал, что «в самом СВБ оказались сильны ликвидаторские настроения, распространяемые врагами народа, засевшими в организации».

К последним Ф. Олещук отнес членов ЦС СВБ А. Лукачевского, М. Кобецкого, руководителя Ленинградской организации Н. Маторина, «которые не вели никакой работы, а только сеяли пассивность».

«Сеять пассивность» - это, согласитесь, звучит свежо и очень по-русски.

Ничто так не укрепляет организацию, как ее перманентная реформа и чистка кадров. Они-то и начались.

Чистка тотчас же привела к выявлению врагов народа.

Как известно, рыба гниет с головы, а чистят ее с хвоста. Посему первые вредители были обнаружены именно в низовых организациях. Но этого было явно мало. И тогда хитрый еврей Губельман зашел с туза, обвинив заместителя председателя ЦС СВБ А. Т. Лукачевского в развале СБ, а также в «симпатии к троцкистам и бухаринцам».

В связях с «зиновьевцами» был обвинен и руководитель Ленинградской организации СВБ Н. Маторин, которому также поставили в вину попытки сохранения церквей, представлявших историческую ценность, от разграбления.

Теперь о том, кто из обвиняемых, был кто.



А. Т. Лукачевский. В 1920-1923 годах работал заведующим Владимирским губполитпросветом, в 1923-1926 годах учился в Институте красной профессуры. С 1926 года работал в Центральном Совете СВБ, до 1937 года - заместителем Емели Губельмана по СВБ.

В 37-м - расстрелян.

Михаил Вениаминович Кобецкий. Национальность? Да.

В 1924 г. являлся уполномоченным НКИД СССР в Эстонии, затем - полномочным представителем СССР в Дании. В 1926 г. возглавил Союз безбожников СССР, параллельно став редактором журнала «Безбожник». В 1933 г. стал представителем НКИД в СНК СССР, а 28 апреля 1934 года бывший главный безбожник назначен полпредом СССР в православную Грецию. В 1937 году отозван в СССР, арестован, и расстрелян. И тоже 28 апреля.

В следующем году шлепнули - очевидно «за компанию» - и зятя Губельмана - полпреда в Испании Марселя Израилевича Розенберга.

Николай Михайлович Маторин.

Н. М. Маторин - начальник ленинградских безбожников, ленинградская организация СВБ - была крупнейшей и сильнейшей в СССР. Думается, главным безбожником Питера он стал «по должности». Он был последним директором Музея антропологии и этнографии (МАЭ) АН СССР перед его вхождением в Институт антропологии и этнографии (ИАЭ) АН СССР, первым директором этого Института и ответственным редактором журнала «Советская этнография».

Личность весьма любопытная.

После убийства Кирова стали чистить партаппарат. 29 декабря 1934 г. партком АН СССР исключил Маторина из членов ВКП(б) как бывшего оппозиционера, «не порвавшего идейных связей с контрреволюционной зиновьевской оппозицией». В ночь со 2 на 3 января 1935 года Маторин был арестован. 15 января 1935 года решением Президиума АН СССР был снят со всех занимаемых постов. В то время лагерные условия были относительно мягкими, Н. М. Маторину позволили продолжать научную деятельность, выписывать книги, писать статьи. 13 февраля 1935 года по приговору Особого Совещания НКВД СССР его осудили на 5 лет исправительно-трудовых лагерей "за контрреволюционную деятельность", с отбыванием срока в лагере близ совхоза Малек под Ташкентом. В беседах с заключёнными он собирал материалы по религиозным представлениям, культу и быту ислама, работал над докторской диссертацией «Религиозный синкретизм», разрабатывал программы для изучения мусульманских народных верований, написал статью для «Фольклор как исторический источник», которую через руководство СазЛАГа направил в АН для публикации в «Советской этнографии». Работал над рядом статей, основанным на материалах Орловской губернии, о шаманизме, православии, исламе, старообрядчестве и т. д. Писал воспоминания и стихи.

18 февраля 1936 года его этапировали обратно - из Ташкента в Ленинград, поближе к Москве, где готовился в августе процесс над Каменевым и Зиновьевым. 11 октября 1936 года выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР приговорила его к высшей мере наказания. В тот же день Н. М. Маторин был расстрелян.

И в заключение отрывок из дневника истпарта Пионтковского, дающее представление о пропаганде безбожия или чего-то еще:

«Я видел одну старуху и в клубе, и на моем докладе - все в том же платке и с теми же узлами, как будто она его и на ночь не снимает. Сидит в перовом ряду молчит, лицо истомленное и усталое, губы сжаты и смотрит она так же на меня, как накануне смотрела на местного профессора, делавшего доклад старым большевикам по антирелигиозным вопросам. Этот местный беспартийный профессор рассказывал о том, что Иисуса Христа никогда не было, что это все придумали, что об этом все написано у Иосифа Флавия.

А старухи, замотанные в платки, сидели как каменные истуканы и только смотрели. Ну, какое ей дело до Иосифа Флавия. А на другой день она слушала также доклад о 1905 г.

Я думаю, что когда ее муж участвовал в забастовках, она его частенько ругала и закатывала ему такие сцены, а теперь все ее прошлое, все то, что ее иссушило и измочалило, представляется ей в новом свете и вся ее жизнь становится для нее другой и конец ее жизни, ее теперешнее состояние. Тут есть, отчего сидеть целыми вечерами со сжатыми губами - разжавши губы можно сказать такое, что уж лучше не говорить».

Вот такая судьбы у членов актива СВБ.

На о попах-расстригах - видных деятелях СВБ - в следующем посте.



Previous post Next post
Up