"И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чём недостаток? Они отвечали: ни в чём. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу." (От Луки 22:35-37)?
Есть на этот текст церковное толкование - Феодорита Болгарского и Кирилла Александрийского, и лучше еще никто не сказал.
Но вот наткнулся внезапно на некую очень любопытную параллель с Ветхим Заветом. Может быть, интересную, тем более ,что и Сам Спаситель говорит об этих словах, как о "том, что о Нем" (то есть то, что было написано о Нем в Ветхом Завете)
Самый пророческий псалом, который говорит о Крестной смерти Спасителя (и к злодеям причтен) почти так же ясно, как пророк Исайя - 68. "Спаси Мя , Боже, яко внидоша воды до души Моея".
Спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея.
Углебох в тимении глубины, и несть постояния.
Приидох во глубины морския, и буря потопи мя.
Утрудихся зовый, измолче гортань мой,
исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего.
Умножишася паче влас главы моея ненавидящий мя туне,
укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно:
яже не восхищах, тогда воздаях.
Боже, Ты уведел еси безумие мое,
и прегрешения моя от Тебе не утаишася.
Да не постыдятся о мне терпящий Тебе, Господи, Господи сил,
ниже да посрамятся о мне ищущий Тебе, Боже Израилев.
Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое.
Чуждь бых братии моей, и странен сыновом матере моея.
Яко ревность дому Твоего снеде мя,
и поношения поносящих Ти нападоша на мя.
И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне,
и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу.
О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино.
Аз же молитвою моею к Тебе, Боже, время благоволения,
Боже, во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего.
Спаси мя от брения, да не углебну, да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод.
Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина,
ниже сведет о мне ровенник уст своих.
Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя, по множеству щедрот Твоих призри на мя.
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя.
Вонми души моей, и избави ю, враг моих ради избави мя.
То бо веси поношение мое и студ мой и срамоту мою:
пред Тобою вси оскорбляющии мя.
Поношение чаяше душа моя, и страсть и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох.
И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта.
Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн.
Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы.
Пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их.
Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый.
Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша.
Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою.
Да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся.
Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя.
Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении:
и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти.
Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша.
Яко услыша убогия Господь и окованныя Своя не уничижи.
Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем.
Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии,
и вселятся тамо, и наследят и, и семя рабов Твоих удержит и,
и любящии имя Твое вселятся в нем.
Исторически , по отношению к лицу самого Давида, этот псалом - о событиях из первой книги Царств
http://www.patriarchia.ru/bible/king1/25/ И там действительно неожиданные параллели.
1. Гонимый Давид - гонимый Христос
2. Посылает нищий Давид 10 отроков к богатому Навалу, стрегущему овец - посылает Христос 12 апостолов к иудейскому народу.
3. Слуги Давида просят милостыню, ссылаясь на то, то Давид и они бессонно охраняли стада Навала и никто не причинил им вреда.- Христос говорит , "если бы ты (Иерусалим) знал, что служит смирению (миру) твоему!"
4. Не собой , а именем Давида просят его слуги - именем Христа действовали посланные апостолы.
5. Ничего не дал Навал, а прогнал их - никакого плода не принесли иудеи.
6. "И [вскочил] Навал, [и] отвечал слугам Давидовым, и сказал: кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев?" - тот же самый вопрос задавали иудеи "Кто дал тебе власть это все творить?"
7. "неужели мне взять хлебы мои и воду мою, [и вино мое] и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?" - "Сего же не знаем, откуда Он" - говорят фарисеи слепорожденному.
8. "И пошли назад люди Давида своим путем и возвратились, и пришли и пересказали ему все слова сии." - возвращались посланные апостолы и пересказывали Христу все, что они сделали и говорили.
9. Разгневанный Давид повелевает взять мечи - Христос повелевает взять мечи. А когда апостолы бросаются выполнять повеление буквально , останавливает их. "Се, два меча - довольно".
10. "Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн. " - Навал праздновал , пил и гулял, пока Давид шел уничтожить всех его людей - иудеи праздновали Пасху, распиная Законоположителя.
P.S. Навал умер через 10 дней . А Иудея была разрушена в 70 году двумя "мечами" - Титом и Веспасианом.