В своем послании по случаю своего торжественного самовыпиливания совопросник сослался на три моих старых статьи, в которых по его мнению содержится страшное противоречие. Из чего он делает прямой вывод, что орфеос лжец, невежда и сумасшедший, - собственно говоря поэтому он обратился ко мне с искренними вопросами по разрешению своих недоумений по поводу противоречий у святых отцов.
Суть трех статей, на которые сослался покойный, следующая
1) В первой статье я восстаю против богохульства иеромонаха Амброзия , который Саму Пресвятую Богородицу изгоняет не только из алтаря, но чуть не из храма. И утверждаю, что женщины ничем не хуже мужчин могут и созерцать и понимать богословские предметы и тайны Божии, учить и говорить о них другим людям.
2) В других двух статьях я возмущаюсь наглостью баб, которые залезают на кафедру или даже на амвон и учат архиереев и священнослужителей нравственности и вере в Бога.
В этом новозаставленный находит страшное противоречие и т.д. (см. его простыню про фекального блудника орфеоса)
Поэтому нужно выяснить два пункта
1) Является ли это "противоречие" собственностью орфеоса или оно имеется в Самой Церкви?
2) Является ли это "противоречие" противоречием?
Для ответа на первый вопрос достаточно выяснить, имеются ли в Священном Писании или в истории Церкви случаи благословленного Богом богословствования и проповеди женщинами?
Ветхий Завет:
Мариам сестра Моисея возглавляет богослужение по поводу перехода через Чермное Море
пророчица Девора - судья Израиля, пророчествует о Христе с таинственной притче тернового куста.
Анна, мать пророка Самуила - сама пророчествует, и эта песнь до ныне и сама поется и является образцом для создания третьей песни канона.
Которые писали святые отцы богословы.
Итак, ветхозаветные жены были настолько неспособны к богословию, что стали образцом для святых Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского, Германа патриарха Цареградского и прочаа
Новый Завет:
Христос посылает в качестве проповедницы в Самарии жену-самаряныню, а не апостолов.
Тут кстати же вспомнить, что среди врагов Христа было огромное количество богословов - и ни одной женщины.
Сами апостолы были научены великому догмату Воскресения Христова женами мироносицами - о св.Марии Магдалине Церковь поет "обаче проповедница посылается Твоим учеником" - т.е. жена была учительницей богословия для апостолов, включая первоверховного Петра и Иоанна.
Более того, святая Мария Магдалина на этом не остановилась, а всю свою жизнь проповедовала Христа и дошла как известно до самого императора Тиберия, преподнеся ему крашеное яйцо, чем положила начало пасхальной всеправославной традиции. Когда иеромонах Амбросим и покойный саможжубийца кушают пасхальные яички - они отдают себе отчет, что и обряду и его богословскому смыслу их научила женщина?
Во время святой Пятидесятницы Дух Святой сходит на всех без различно - и на женщин и на мужчин, и святой апостол приводит в речи пророчество Иоиля, где говорит Бог "На рабы и рабыни Моя излию от Духа Моего" и" сынове ваши и дщери ваши видения узрят".
Пресвятая Богородица Сама проповедует на Афоне, а святую Нину посылает в Грузию.
И удивительное дело - многие церкви, основанные апостолами, со временем уничтожились (Индийская, Эфиопская, Персидская, Испанская, Римская и вся Западная Европа) - а Афон и Грузия стоят непоколебимо, хотя у них нет ни сильных армий , ни богословских школ.
Мне кажется, только человек, отбивший себе все мозги, может утверждать, что святая Нина, проповедавшая Христа с такой силой и внушением, была неспособна к Богословию, как женщина, и ей можно было только стоять у стеночки в притворе и слушать как бредит иеромонах Амбросий. Забыла , к несчастью покойного спросить Пресвятая Богородица, способны ли женщины к богословию .
Но мы продолжаем.
Святые отцы Четвертого Вселенского Собора , составив определение православной веры в отношении соотношения естеств и лиц во Христе, не сочли достаточным своей архиерейской власти, но отдали его на суд... женщине. И святая великомученица Евфимия Всехвальная утвердила его своим чудом.
Святой Василий Великий- столп и учитель Церкви, называл свое учение не своим, а что он был научен ему... своей бабушкой Макриной.
Святая императрица Ирина собрала Седьмой Вселенский Собор и на нем председательствовала - что никак нельзя объяснить иначе, что она все таки богословски понимала истину догмата иконопочитания.
Таким образом, на многих примерах мы видим, что Сам Бог и Церковь благословляют женщин и учить и проповедовать и пророчествовать и даже основывать Поместные Церкви.
Но имеется ли в Церкви запрет женщинам учить в церкви? Запрет рукополагать их в священный сан? Имеется ли дискриминация (от слова "Различать")?
Имеется. По приведенным словам апостола Павла "жена в церкви да не глаголет "срам бо жене в церкви глаголати" и многим другим.
Что же я говорю иного? Что я изобрел от себя?
Ничего.
Следовательно, не у меня господин совопросник обрел противоречие, а у Церкви. Однако будучи чадом сатаны, он прямо этого не утверждает, чтобы не отпугнуть людей прямо хулой на Церковь и Бога. Он прикрывает ее хулой на бездуховного орфеоса, чтобы после этого уже свободно во тьме и сени смертной с наслаждением кусать и святых отцов и Писание и Церковь.
2) Является ли это противоречием?
Общее правило при чтении любой книги и особенно при чтении Писания и Святых Отцов состоит в том, что слова нельзя выдирать из контекста, а понимать - кому, зачем и в каких обстоятельствах, и с какой целью было сказано то или иное.
Если мы посмотрим на слова святого апостола Павла, которыми он запрещает жене в церкви глаголати, то там же мы находим и причину этого.
Совопросник видит в жене только пол. Генетические и психические особенности.
Святой апостол Павел указывает на семейную иерархию.
Жена подчинена мужу и должна считать его за господина.
Если жена залезет на амвон и начнет учить , то вместе со всем народом она неминуемо будет учить и своего мужа. Таким образом будет разрушена семейная иерархия. Апостол Павел даже жене неверного мужа запрещает учить мужа и рекомендует спасать его женским житием без слов, а не нытьем "ну пойди покрестись".
Что причина именно в этом , показывает и древняя и современная церковная практика . Когда нет опасности нарушения природной семейной иерархии - женщины свободно учат и в церкви.
Где?
В древности диакониссы совершали катехизические наставления для других женщин, особенно юных.
А сейчас матушки игуменьи в монастырях так же без всякого смущения делают наставления монахиням - только многие по скромности в церкви все же молчат, а больше на трапезной.
Существует вторая важная причина, по которой женщинам запрещается учить и проповедовать.
О ней говорит святой Иоанн Златоуст, когда показывает , с чем столкнулся апостол Павел (в беседе на слова "Довлеет ти благодать Моя" т 8 кн 2) . Перечислив бедствия апостола, которые вызвала его проповедь, он говорит : "Апостол припадает к Богу и говорит Ему:прошу Тебя, дай мне немного отдохнуть. Как я вынесу все это? У меня одна душа и одно тело!"
И далее утверждает, что эти бедствия не только необходимо связаны с проповедью Евангелия, но через них именно действует сила Евангелия. "Никогда не чуждайся скорби -она наследуется вместе с Евангелием".
Святой апостол Павел называет жену сосудом немощнейшим - т.е. хрупким, и просит и требует , чтобы к нему относились с великой бережностью.
Следовательно, дискриминация женщин - т.е. запрет на проповедь и учительство и рукоположение в первую очередь связан с тем, что истинные христианские проповедники и иерархи - это объект непрекращающихся издевательств и нападений.
Женщин апостол выводит из под удара.
Я не думаю, что это надо кому-то объяснять.
Ну принято так, что мужчины с оружием сражаются в поле, а женщины отсиживаются за крепостными стенами. В этом вся суть их дискриминации в Церкви.
Хотя это сидение не исключает того, что придется вылить кому-нибудь на бошку кипятка или даже повести в атаку при необходимости.
Наконец третья причина, которая еще важнее- "жене срам в церкви глаголати".
И Писание и святые отцы учат о том, что величайшее состояние человеческого ума - безмолвие.
"Безмолвие - мать Богословия" - учит св.Григорий Палама.
"Кто хорошо молится - тот Богослов" - хоть это сказал и не святой , а Евагрий Понтийский, но множество святых это повторили и повторяют.
Св.Дионисий Ареопагит в Церковной Иерархии говорит, что для епископа и проповедь и совершение таинств - это спускание с подлинного достоинства иерарха в более низкое состояние, которое является снисхождением ради любви к братии.
Это подтверждает сам апостол Павел, который говорит, что ему лучше не проповедовать , а быть со Христом, но оставаться и проповедовать - нужнее для братии.
Когда египетские отцы спросили Бога, кто выше - авва Арсений Великий, который никого не учил, и убегал от людей , или один из отцов (кажется св.Питирим) , который с любовью принимал всех и беседовал на пользу и совершал старческое служение - то в откровении один из них видел авву Арсения в образе корабля, который стремительно летит на невообразимой высоте.
Женщине срам в церкви глаголати не потому, что они тупые и необразованные и неспособные к богословским понятиям, а потому что апостолу и Богу угодно, чтобы они оставались в самом возвышенном и самом безопасном состоянии.
Противоречит ли это сказанным примерам богословия и проповеди некоторых жен, или служению игуменскому в женских монастырях?
С чего бы противоречить? Там особенные обстоятельства и судьбы Божии - в том числе чтобы и продемонстрировать, что женам повелевается безмолвствовать и не дается священный сан вовсе не потому, что они второй сорт и у них нет способностей к богословию.
С чего же усопший взял, что тут есть противоречие?
Потому что он наплевал на смысл сказанного и учение апостола Павла.
Потому что в его секте болтать с кафедры - это желанное и высочайшее, намного выше чем молчать. Ведь болтуну платят денежку и он прославляется у своих слушателей. Поэтому отлучение от кафедры и болтовни он воспринимает как наказание и свидетельство неспособности.
Потому что для него "богословствовать" это не созерцать священную таинственную истину - а пустословить про Бога, развалившись в кресле за стаканчиком коньячка или на конференции среди таких же "богословов".
Потому что он сам богословствует с одной единственной целью - утоление страсти тщеславия. Поэтому молчание представляется ему незавидной участью, которая предназначена только для неспособных.
Потому что для него зватися от людей "учителю учителю" намного важнее , чем в безмолвии исполнять заповеди. Настолько, что даже мысли нет о том, как Евангелие во многих местах отправляет богословов, которые пальцем не шевельнут дело заповедей - в ад.
Вот и получилось, что обвиняя орфеоса и через орфеоса - Церковь - в противоречии - совопросник только себя поколотил.