Таинственные послания от Самого Господа Иисуса Христа ангелам Семи Церквей , изложенные в Откровении святого Апостола Иоанна Богослова, традиционно толкуются как предупреждения и благословения предстоятелям Церквей в хронологическом порядке за все время земного существования христианства.
То есть послание ангелу Эфесской Церкви - это речь о Церкви времен апостольских, а послание ангелу Лаодикийской Церкви - о Церкви времен антихриста или предантихристовых.
Никто не оспаривает этого толкования , однако при этом сохраняется возможность дополнительных слоев смысла и направлений, что приводит как архиепископ Аверкий (Таушев) в своем изъяснении Откровения, да и вообще в принципе знакомо читателям святоотеческого наследия. В самом деле, св.Иоанн Златоуст, св.Кирилл Александрийский, св.Амвросий Медиоланский дают разные толкования Евангелия , однако не исключающие друг друга, а дополняющие, показывающие его неизмеримую глубину - без преувеличения безконечную, поскольку и автором откровения является Безконечный.
Поэтому мне показалось, что не будет самонадеянным и противоречащим святоотеческому учению , сделать предположение ,что апокалиптические послания семи ангелам предназначены не только предстоятелям Церквей, но и православным государям. Которые так же являются ангелами Церкви, поскольку светскими мерами обязаны заботиться о Ее благополучии и сохранении веры в своем народе.
Эта мысль имеет любопытное подтверждение в первом послании - ангелу Эфесской Церкви.
Если предположить, что оно относится к первому православному и христианскому государю св.Константину Великому, то таинственные слова Господа вдруг оказываются точным описанием обстоятельств жизни этого великого государя. Включая подробности личной жизни.
1) та́ко глаго́летъ Держя́й се́дмь звѣ́здъ въ десни́цѣ Свое́й, Ходя́й посредѣ́ седми́ свѣти́лниковъ златы́хъ:
Хотя по смыслу текста речь идет о всех семи церквях как семи светильников, нельзя не отметить, что Константин Великий как известно
построил Константинополь на семи холмах в пределах стен, на каждом из них была поставлена главная церковь. Купола православных храмов , как известно, имеют первое значение - огненный язык (в честь Схождения Духа Святого). Таким образом хождение посреди семи золотых светильников - это хождение Господа Иисуса Христа посреди Константинополя и его главных семи храмов. И св.Константин, ходящий по Константинополю , некоторым образом оказывается образом Господа , ходящим по Своей Церкви.
(повторю- я не исключаю и не противоречу и духовному толкованию)
"вѣ́мъ твоя́ дѣла́, и тру́дъ тво́й, и терпѣ́нiе твое́, и я́ко не мо́жеши носи́ти злы́хъ"
Святой Константин славен именно тем, что не смог терпеть злодеев на императорских престолах - именно война с тираном и убийцей Максентием привела его на трон Рима. И именно в этой войне он имел видение Св.Креста
"и искуси́лъ еси́ глаго́лющыяся бы́ти апо́столы, и не су́ть, и обрѣ́лъ еси́ и́хъ ло́жныхъ:"
Св.Константин созвал первый в истории Вселенский Собор и тем изобличилось арианство.
"и поне́слъ еси́, и терпѣ́нiе и́маши, и за и́мя Мое́ труди́лся еси́ и не изнемо́глъ еси́."
Св. Константин буквально понес имя Христово и трудился за него, поскольку его штандарт и герб был составлен из букв "Иисус Христос"
"Но и́мамъ на тя́, я́ко любо́вь твою́ пе́рвую оста́вилъ еси́ .Помяни́ у́бо, отку́ду спа́лъ еси́, и пока́йся, и пе́рвая дѣла́ сотвори́: а́ще же ни́, гряду́ тебѣ́ ско́ро и дви́гну свѣти́лникъ тво́й от мѣ́ста своего́, а́ще не пока́ешися.""
Здесь двойной смысл - всем известно, что св.Константин был женат два раза и первую жену оставил, чтобы жениться на другой (впрочем, сделал он это еще в язычестве, до обращения в Христианство)
Второй смысл - и св.Константин поддавался давлению еретиков-ариан, хотя и сам оставался православным, но его требование не поднимать вопросов веры во имя мира в империи было на руку арианам, а не православным. Кроме того, на него оказывали влияние недостойные люди, так что св.Николаю Чудотворцу пришлось лично являться ему во сне и даже угрожать смертью за неправильный приговор трем оклеветанным воеводам.
"Но се́ и́маши, я́ко ненави́диши дѣ́лъ Николаи́тскихъ, и́хже и А́зъ ненави́жду."
Напомню, что гностики (в Откровении называются николаитами) практиковали разврат в самых чудовищных формах и вариациях, включая кровосмешение. Св.Константин повелел казнить первого сына Криспа, которого вторая его жена обвинила в домогательствах к ней (т.е. мачехе Криспа). Это была наглая клевета, которая была впоследствии раскрыта, так что и вторая жена св.Константина была казнена за эту клевету. Но св.Константин действовал именно по отвращению к делам николаитским.
"Имѣ́яй у́хо да слы́шитъ, что́ Ду́хъ глаго́летъ це́рквамъ: побѣжда́ющему да́мъ я́сти от дре́ва живо́тнаго, е́же е́сть посредѣ́ рая́ Бо́жiя."
Как известно именно св.Констанину и его матери св.Елене было дано Богом обрести Честной Животворящий Крест Господень ,который и есть действительно своей силой и благодатью посреди рая Божия.
-----------------------
Если это объяснение имеет основания, удивительно, насколько Господь Иисус Христос деликатен и мягок в отношении тех обстоятельств жизни св.Константина, которые ученые историки полощут немытыми ртами. Хотя они - никто, а Сын Божий - Судья всего мира. Он прикрывает эти обстоятельства , как Сим - наготу Ноя. Я , впрочем, тоже говорю об этих обстоятельствах ,но вынужденно, не чтобы бросить тень на имя св.Константина, но наоборот, чтобы почтить славу этого государя тем, что с него начинается Откровение Священного Писания.
Это вызывает вопрос - не являются ли тогда и другие шесть ангелов другими царями, и кто они в таком случае - вожди разных православных народов (Грузии, Сербии, Болгарии, Руси) или же это историческая цепь государей, которые державствуют Удерживающее - т.е. Крест Господень в исторической же судьбе земной Воинствующей Церкви?
Вот тут я ничего не могу сказать, кроме как то, что в таком случае надо бы сравнить послания семи ангелам с жизнью государей и искать совпадения.