Перефразируя это выражение Евангелия, "идеже мастер-классы, тамо соберется иидиот".
Одной из самых критических катастроф современного образования , в первую очередь технического, является атомизация, распад структуры мышления и образовательной системы на мастер-классы. Этот распад начался настолько давно, что большая часть "современных онлайн-школ" представляет собой комплексы мастер-классов, а не образовательные курсы.
В чем разница?
Система представляет собой последовательное логическое взаимосвязанное изложение мыслей.
Мастер-класс - это комментарии спицилиста о том, как он поступает в данном конкретном случае.
Думаю ,мне стоит напомнить о двух старых статьях о преимуществе прецедентного мышления по сравнению с системным. Статьи, мне кажется, ключевые для понимания ситуации.
Дам вам юноши в князи Прецедент против системы Где я же отдавал преимущество образованию по прецедентам - конкретным случаям - перед системным образованием через понимание принципов.
Как же теперь я ругаю мастер-классы?
Потому что мастер-классы это не возвращение к традиционному образованию через отношение учитель-ученик , а разрушение школьной системы, которая в свою очередь является распадом образования "учитель-ученик".
Когда учитель ведет ученика к познанию тех или иных предметов через частные прецеденты, через примеры, (как в Евангелии Господь ведет через притчи) , важнейшими качествами и свойствами этого являются следующие
1) Это один и тот же учитель
2) он учит того же ученика
3) Прецеденты являются внешним проявлением единого логического образа, системы мышления, свойственной личности учителя.
Прецеденты связаны , объединены логически в единстве личности преподавателя, и они таким же единым логическим целым через обучение передаются в единство личности ученика - хотя и через отдельные частные случаи.
В чем грех и безумие школярства?
Живой цельный образ личности учителя она рассекла и раздробила на предметы - причем настолько сильно, что не только математика и физика стали отдельными, но появились отдельные дисциплины геометрии, алгебры, тервер, матан и прочая прочая.
При этом логическая цельность дисциплины уже не является личностной целостью, отпечатком подлинной личности учителя, а неким схематическим конструктом, составленным неизвестно кем и неизвестно по каким правилам (и неизвестно с какой целью)
Ученик, получая школярное образование, получает уже не образ личности учителя, а несвязанные между собой (и как правило противоречивые и взаимоисключающие) наборы логических правил, обобщающие прецеденты. И сводящие многообразие прецедентов к прокрустову ложу "системы". Что приводит к таким казусам, как у Су Ши в первой статье.
Даже по своей концепции это выглядит не как образование - получение образа, получение человеком образа человека, а как насилование целой толпой оттисков каких-то искусственных образин, не имеющих даже признака человеческого образа, поскольку ни в одной из этих систем нет ключевого аспекта, который делает образование образованием , а человека - человеком - НРАВСТВЕННОГО.
Поэтому как правило в результате успешного школярного образования получается нелюдь с отточеным умом, который производит странные и по итогам довольно разрушительные и для общества и для творения вообще действия (вроде изобретения ядерной бомбы или поворачивания рек вспять, или изобретение пластика или т.д.)
Конечно, нелюдскость школярного образования может купироваться более-менее личностью родителей и преподавателя, хотя его роль крайне невелика в школярстве и сводится только к обеспечению посещаемости, успеваемости и соответствию госстандартам.
Но и на фоне этого достаточно темного и разрушительного являения, распад школярства на мастер-классы приводит к еще худшим последствиям.
1) Не восстанавливается связь ученика с учителем, поскольку мастер-класс по своей природе - это случайное занятие случайного учителя со случайными учениками, которых он чаще всего видит в первый и последний раз в жизни
2) Хаотическое мельтешение мастер-классеров (даже в рамках одного образовательного забега) даже по одному предмету производит неизбежно противоречие не между отдельными предметами , а внутри предмета - между отдельными прецедентами.
Типичная ситуация на мастер-классе, когда мастер рассказав, почему так делать нельзя, получает вопрос - "а мастер-2 говорил на своем мастер-классе что так можно, и даже нужно делать". Причем вполне может быть , что они оба правы - а разница в таких аспектах, которые ни ученики ни учителя не уловили или не захотели объяснить. Может оказаться что кто-то неправ. Но как бы ни повел себя дальше преподаватель - не важно как - это неминуемое противоречие сводит на нет любую образовательную суть мастер-класса - ведь ученик осознает, что можно и так и так, и по всякому, и тогда непонятно, зачем мастер-класс.
Если можно идти куда хочешь, то какой смысл в том, чтобы учиться , что надо идти на северо-восток?
3) Это происходит от главного ключевого порока, унаследованного от школярства и ухудшенного. В школярстве убит цельный образ личности учителя и заменен на сшитый из фрагментов неизвестно кем нечеловеческий образ системы предмета.
В мастер-класстве уничтожена и даже эта логическая структура системы. Остался только совершенно хаотический бессвязный набор прецедентов, которые имеют смысл только в концепции единого образа учителя и выстроенные по его силе ума по логике возрастания ученика в познании. Этот хаотический бессвязный набор рассеивается при этом еще на случайных учеников.
Можно сравнить это с тем, что человек прочитал одно предложение из руководства по вязанию, второе - из кулинарной книги, третье - по сапожному ремеслу. При этом ему подробно объяснили каждое предложение и в принципе он может его повторить. И даже сделать Например, может сделать восьмую петлю в девятом ряду, посолить блюдо на девятой минуте и нарисовать на коже раскрой язычка ботинка . Он довольно идет домой, чувствуя себя мастером, который может повторить все как настоящий профи, но в действительности он просто сошел с ума- и все.
И именно мастер-классы - совершенно идеальная сфера для насаждения иидиота.
Потому что иидиот неспособен не только в прецедент личностного образования, он неспособен даже в школярную систему - ибо лжет . переиначивая сказанное самим собой пять минут назад.
Зато он отлично подходит для мастер-классов - рассказывать о методике ректально удалять гланды по Вишневскому , а если задать вопрос "а другие говорят, что так нельзя" - ответить ничуть не хуже любого мастера. "Да, это не универсальная техника, но если условия позволяют, она дает хорошие результаты".
Хуже всего тут то, что совершенно неуклонно исполнятся слова "Не бывает ученик выше учителя"- и стать иидиотом - ныне недостижимая судьба всего населения, которое будет им обучено.