Речь пойдет не о состоянии нечестивых - это смерть ума и души , в которой все очевидно даже для самих нечестивых, поэтому самым лучшим исходом они считают для себя самоубийство (разврат, наркомания и пьянство это предтечи самоубийства и его разновидности) .
Речь о некоем препятствии , которое существует в жизни людей разумно-уверовавших , и которое не позволяет им целиком думать, говорить и действовать как христианам, исходя целиком и полностью из Евангельских Заповедей, стать кивотом Бога, в котором ничего, кроме скрижалей завета нет - т.е. в уме и целях которого нет ничего, кроме желания от всего сердца и от всей души творить заповеди Божии.
Это препятствие вынуждает их идти часто на компромиссы не только с мирским окружением , но и на поступки вызывающие угрызения совести. Такие христиане, от них же первый есмь аз, осознают это маловерие , сокрушаются о нем, но словно скованные в уме некими цепями не могут от этого маловерия освободиться.
Некоторые даже искренне обращаются к приходскому священнику с жалобой на этот камень на сердце и чуть не с воплем "верую, помоги моему неверию" , и в ответ чаще всего слышат нечто вроде "Ну надо верить, веровать хорошо, а неверовать плохо, помоги Господи!"
При всей бесспорности подобных наставлений у них есть один недостаток
- их невозможно двинуть ни перстом ни двумя руками. Потому что силой воли и самовнушением вера не растет.
Вера по слову св.Григория Паламы есть дар Божий и первые проблески нетварного света , в созерцании которого жизнь вечная.
И будучи даром, она дается всем без исключения слышавшим апостольскую проповедь.
По слову св.апостола Павла "вера от слышания" (Рим. 10,17)
Если же человек усердствует и к чтению и к слышанию апостольской проповеди в Писании и Предании, но остается в маловерии, в чем дело?
В том же самом, почему множество людей слышат проповедь и остаются нечестивыми. Им вера дается, но они ее не получают.
Так бывает, когда вода пошла, а на другом конце ни капли или тоненькая грязная струйка.
Существует некоторое препятствие на пути воды. В трубе что-то застряло.
Что застряло?
Господь в Евангелии открывает через притчу о сеятеле, что застрять там может не одно что-то, а три весьма глинистых и вонючих кома.
Первый ком совершенного неверия нечестивых - у них застряли в трубе бесы и выпили всю воду. (В притче это птицы склевавшие зерна)
А два других кома , перекрывающих поток веры - воды Христа - это
- камень поверхностности и
- колючий терновник житейских попечений.
Причем не столько законных и необходимых (еда, одежда, дом), сколько роскошных (модная одежда, изысканная еда , умный дом в коринфско-готическом стиле)
Самый главный практический вопрос: как их убрать?
Особенно, ,если убирать честно говоря совсем не хочется?
Вот несколько соображений, которые могут помочь если не совсем убрать эти груды грязи на пути веры, то чтобы через них просачивалось больше воды Господа Иисуса Христа.
---------------------------------------
Человек неистребимо смотрит в будущее.
Его ум 24 часа в сутки даже во сне всматривается в темноту неизвестности, чтобы гадать и угадать и предусмотреть будущее. Ни одно дело человека не может быть без планирования, ,а планирование все устремлено в будущее.
Не видя же в будущем ничего , кроме мрака полной неизвестности, человек испытывает беспокойство.
А если уже нынешние обстоятельства жизни складываются скорбно, то это беспокойство перерастает в страх и даже в отчаяние.
Этот страх вызывает непреодолимое желание опереться на какую-то силу, которая имеет достаточно полномочий и могущества для благоприятного исхода независимо от любого поворота событий в неизвестном будущем.
Это желание появляется в раннем детстве и его результатом становится вера в отца и мать.
Ребенок верит в непобедимое могущество отца и матери независимо от их действительной силы.
И хотя эта вера сродни вере в Бога, Господь не только допускает ее, но благословляет и требует ее от детей.
Потому что от этого понятия рождается и вера в Бога.
Не случайно Он называет Себя Отцом , беря это понятие из веры и надежды человека на своего отца.
Но когда оказывается, что плотский отец не так всемогущ, как казалось в детстве?
Когда он умирает и человек остается сиротой?
Что происходит с верой и надеждой. как необходимыми действиями неизвестного будущего на сознание человека?
На что ему надеяться? В кого ему верить?
Убитые в хлам идиоты начинают дескать верить в себя, но это только самообман и пустословие - на самом деле все, кроме искренних глубоких христиан, начинают верить в Иван Иваныча.
Кто такой Иван Иваныч?
Это некто , находящийся на вышестоящей иерархической ступени, расположенный к человеку и дарующий ему ништяки (зарплату, премии,связи, продвижение и т.д.)
Благодаря его за все это , человек и называет Иван Иваныча "Вы мой отец родной" или менее льстиво "Иван Иваныч- настоящий отец для своих подчиненных".
И неважно , на какой иерархической ступени находится человек - выше него всегда будет Иван Иваныч, на которого он уповает. У каждого Иван Иваныча есть свой Иван Иваныч.
Иван Иванычи были даже у царей, хотя над ними иерархически никого не было.Например, официальная система правления Екатерины Второй была именно система Иван Иванычей, на которых она уповала - Орлов,Потемкин, Зубов и т.д.
Если мы вспомним что отец это образ Бога для ребенка, то становится очевидным, что Иван Иваныч - это идол для человека, когда родители перестали быть образом Бога.
Причем идол кровавый и жестокий.
Ведь родители богоподобны в том, что они ничего не хотят от своего ребенка, и часто не требуют даже благодарности, а все делают по одной любви к нему.
Иван Иваныч ничего не делает для своего идолопоклонника по любви к нему.
Он ниспосылает ништяки в обмен на рабство.
И если рабство прекратится, вместо нишятяков польется говно в катастрофических масштабах.
И тем не менее, если христианин, осознающий свое маловерие, посмотрит внимательно, он увидит, что вера то у него есть, и вера сильная - и столь же непоколебимая, как неверие, о котором он скорбит.
Вера в Иван Иваныча.
"Так вот где она!" - надо бы сказать.
"Я тебя везде ищу, что ты тут делаешь? Пошли, я тебя отведу туда, где ты должна быть, к Богу".
Но не тут-то было.
Что мешает?
Это и есть то терние, которое выросло вместо пшеницы - вера в Иван Иваныча на месте веры в Бога.
И выдернуть ее очень не просто, поскольку нет ничего логичнее, практичнее и достовернее , по представлению человека. По мнению, которое он сам может быть ненавидит, но не может с ним ничего поделать.
Почему вера в Иван Иваныча столь же неистребима, как труднонасадима вера в Бога?
Одна из причин - к вере в Бога мы относимся с болезненной лжерассудочностью, которая ее низлагает. (Хотя тут не столько рассудочность, сколько забвение случаев откровенного проявления Божественной заботы)
Но даже если мы подступим к вере в Иван Иваныча с этой рассудочностью , мы обнаружим, что нет ничего глупее и смехотворнее.
Даже хуже, эта вера гарантированно проклинает и низлагает верующего в Иван Иваныча- "проклят всяк, надеяйся на человека".
В самом деле.
Хорошо. Иван Иваныч есть непоколебимый бог раздаятель ништяков.
А он-то их откуда получает?
От своего Иван Иваныча.
А тот от кого?
От своего Иван Иваныча.
И так далее.
Поскольку же Иван Иванычи не бесконечны, то скорее рано чем поздно мы наткнемся на зацикливание Иван Иванычей.
То есть они все ходят друг за другом как слепые и надеются друг на друга.
Это позорное и безумное зацикливание даже называется так - "высшие круги".
"Высшие сферы".
Сами Иван Иванычи, верящие друг в друга по кругу, мнят, что в этом их великая сила - тронь одного - и нагадят в ответ все.
.
Но если открыть историю любой страны любого времени, легко обнаружить, что действительность несколько иная - если тронуть одного , то все обгадятся. Они могут сгубить сами кого-то из своих сферических Иван Иванычей (как масоны губят масонов)
Но при гибели одного Иван Иваныча от внешних сил скорее сгинут всем кругом сразу (и на их месте немедленно образуется новый круг совсем других Иван Иванычей)
Но не только история, но и житейский опыт дает постоянно множество примеров того, как падение Идола Идолыча сокрушает всех, кто на него надеялся.
Кроме того, тот же житейский опыт дает неиллюзорные и постоянные примеры того, что услуги Идол Иваныча небесплатны,
Причем.
Если человек сядет и бухгалтерски изочтет то, что он потратил на Иван Иваныча (не только деньги, но нервы, здоровье, семью, время) и то, что он от него получил, то окажется, что лучше ничего от Иван Иваныча не получать.
В третьих, тот же житейский опыт показывает, что Иван Иваныч может не только услуги оказывать, но и паскудить.
Так например, пьяный Ода Нобунага во время какой-то песни посадил своего верного вассала Акэти Мицухидэ перед собой и отстукивал по его лысине ритм веером.
А случаи, когда Иван Иваныч считает что за его ништяки должна расплачиваться в постели жена его работника или его работница - безчисленны.
Так, например, Тоётоми Хидэёси считал, что он имеет право не только пить чай мастера Рикю , но и насиловать его дочку.
Теперь скажите мне, в чем РАЗУМНОСТЬ и ЛОГИЧНОСТЬ неистребимость веры в Иван Иваныча, если она хуже, чем ненависть и проклятие Иван Иваныча?
Она в двух вещах.
В том, что человек, пристрастившись к модной одежде , изысканной еде и дому в коринфском стиле с фонтанами испытывает острую необходимость в ништяках Иван Иваныча , и готов прощать своей вере в него все - даже свою гибель.
Вторая вещь более серьезна. Она в системе логики, в особенностях мышления, которое словно по проложенным рельсам двигается к вере в Иван Иваныча, как пьяница за рулем к фонарному столбу, и свернуть с нее не может.
Вращаясь в миру, видя как и по каким мотивам действуют окружающие его люди, человек словно воспринимает в свой ум отпечатки, формы этих принципов, логику окружения.
Это то, о чем сказано "с преподобным преподобен будеши и со строптивым развратишися" а по русской пословице " с волками жить по волчьи выть".
Если все вокруг веруют в своего Иван Иваныча , то человек как увлекаемый потоком тоже хочет или не хочет - вероует в Иван Иваныча, даже горько сознавая безумие своей веры.
-------------------
Имеет ли Иван Иваныч какое-то отношение к будущему?
Нет.
Может ли Иван Иваныч сам себя спасти от внезапной перемены в будущем?
Нет.
Может ли Иван Иваныч спасти другого от внезапной перемены в будущем?
Даже если может, то захочет ли ?
С другой стороны
Бог - Творец и Промыслитель всего видимого и невидимого мира.
Бог - знает и прошлое и будущее беспредельно абсолютно точно . И Он то и творит будущее.
Бог не просто допускает, а требует , как необходимого условия жизни - верить в Него больше чем в родителей, не говоря уже об Иван Иваныче.
И прямо говорит "Если мать оставит своего младенца, Я тебя не оставлю".
Бог имеет в руце не только все ресурсы всех Иван Иванычей Вселенной, но и каждый их вздох.
Бог вечен и неизменен и во веки веков. Все Иван Иванычи не только умрут но и истлеют в могилах своих вместе со своими поклонниками, а Бог не испытает ни тени перемены.
Сам непрекращающийся круговорот Иван Иванычей в природе - это прямое неизменное и постоянное проявление Божией силы и Его Промысла.
Так в кого же надо верить? В Бога или Идол Идолыча?
Не житейский опыт, а забвение и нежелание понимать свой подлинный житейский опыт внедряет вместо чистой многоплодной пшеницы - веры в Бога - бесплодное терние веры в Иван Иваныча.
И пути для истребления этого терния два -
1) Прекращение стремления к излишнему и роскошному.
2) Удаление от отпечатывания на уме действий и логики мышления нечестивых людей.
-------------------------
Кстати, последнее часто проявляется в назойливых даже наставительных рассказах об эпизодах своей жизни и деятельности с планами на будущее.
В таких случаях эти рассказы высекаются как газонокосилкой очень быстро сочувственными советами в чисто христианском духе.
Например.
"Это тебе испытание от Бога, чтобы ты обратился к вере. Почитай Евангелие"
"Старцы говорят, что это искушение. Надо помолиться о твоих , они крещеные?"
Речь идет не об учительстве и проповеди , а чтобы такие "беседы злы", которые тлят обычаи благи тем, что истребляют веру в Бога зловерием в безумных Иван Иванычей, больше не прорастали.
Тут , конечно, есть очевидное последствие - верующих в Бога, как правило, немедленно изгоняют из секты Иван Иванычей.
Но это единственный путь к полному дыханию, настоящей вере в Бога - иначе на всю жизнь останешься с колючим идолом мерзости запустения на святом месте веры .