Немного много о "несвятых святых"

Jul 16, 2023 23:13


Эта знаменитая книга митрополита Тихона по содержанию не представляет ничего предосудительного  (разве что некоторые могут поежиться , как там автор скромно рассказывает о своих дарах прозорливости и непрестанной умной молитвы , полученных за полдня послушничества) . Она написана в модном ныне жанре "Я и какие-то монахи (по списку) . Впрочем, у его блаженства  повествование о своих духовных дарованиях все же не настолько заслоняет все остальное, как у его последователей , и например, краткое житие о.Мелхиседека (который делал лавочки а потом после видения Богородицы ушел в затвор и молчальничество) представляет прекрасное и душевнополезное повествование (если правда)

Зато есть кое-что сказать о названии.
Меня всегда от него коробило какой-то натужной дзэновско-актерской страстью к антиномиям.
А после некоторых размышлений на досуге, я могу сказать, что тут дело очень нехорошо.

В самом деле. Если бы было написано "неслабые слабаки" или "несильные силачи" это было бы такой же чушью , но не касающейся Божественной природы.

Святость - это исключительный атрибут Бога.
"Един Свят Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца"- поет Церковь на Каждой литургии.
"несть свят, разве Ты , Господи Боже наш" (ирмос 3 песни 6 гласа воскресного канона)

Эти слова провозглашаются так часто, что автор "несвятых святых" не мог их знать наизусть . только если был глухим или никогда не присутствовал на Богослужении, в чем владыку Тихона упрекнуть никто не может.

Святые люди в Церкви называются святыми не сами по себе, а по действию живущего в них Святого Духа, Который сотворил в них Себе жилище со Отцем и Сыном.  Как отцом мы называем не священника , а владыкой не епископа, а Бога, пребывающего в них через благодать рукоположения, так и святым мы называем человека не по его природе и даже личности, а по тесному единению и сопребыванию их со Святым Духом.

"Святым Духом освящаются вся - видимая с невидимыми"

Что в таком случае означает название "несвятые святые"?
Тут не просто противоречие, а или отрицание в описываемых людях пребывания Духа Святаго, или же признание несвятым Самого Духа Святаго, о чем именно и прямо говорил Господь в Евангелии, как о хуле на Духа, которая не простится ни в сем веке ни в будущем.

И вот беда - ведь автор как раз претендует на описание действий Духа Святого в современном человечестве - от монахов Псково-Печерского монастыря до преставления режиссера Бондарчука.

Мог ли автор назвать свою книгу "Неканонизированные святые"? "Непрославленные святые"?

Очевидно - не мог. Некоторые главы (про о.Иоанна Крестьянкина, про архимандрита Корнилия, про о.Мелхиседека) действительно как продолжение серии "Отечественные подвижники благочестия", и подходят под "непрославленные святые" - но тут же бы возник вопрос - а если они не прославленны, то почему архимандрит Тихон (которым владыка был во время написания) их называет святыми? Но тут я бы сам ответил - "по той же причине, по какой святой апостол Павел святыми называет всех христиан Церкви, как отделенных от мира" .

Но другие рассказы - особенно про самого себя - препятствуют такому пониманию.

До архимандрита Тихона Шевкунова о своей собственной  святости писали только два человека - лжепророк Авель и протопоп Аввакум, причем последний матерными словами, так что образцы - те еще. Святитель Филарет же Московский в речи о суде святых говорит, что записать себя в святые - это написать себе обвинительный  приговор до суда и без суда. Возможно, чтобы сгладить такое впечатление об авторе, он прибегает к художественному приему "несвятые святые", поскольку даже "непрославленные святые" в сочетании с рассказом о своих добродетелях и дарах - или даже о покаянии Бондарчука режиссера - выглядит крайне нелепо.

Поэтому у меня нет даже мысли , какие еще могут быть объяснения такому названию кроме того,что  Сам Дух Святой называется "несвятым".

Любопытный оттенок дает английский перевод книги, где название нельзя перевести иначе, как "Unholy saints" , причем unholy означает "нечестивый, проклятый, диавольский". В самом деле , "несвятой" содержит не просто отрицание святости, это состояние противоположное святости - состояние бесовского падения. Даже в русском языке когда человек говорит "извини, я не святой" , то он имеет в виду не то, что он борща с мясом поел, а сделал какую-то гадость вроде воровства , пьянства  или блуда.

Так что лично меня от этого названия сильно отвращает. И вместе с этим от книги , хотя , повторюсь, некоторые повествования там достаточно хороши. Но от этого отвращает еще сильнее - как от просфорки в холодце.  Эти повествования в "несвятых святых"   даже воспринимаются как особая степень святотатства, как чистая дева в публичном доме.

Убей ОВЦС - спаси издательский отдел, Секрет Полиилариона

Previous post Next post
Up