Прошу не рассматривать эту статью . как порицание организующих массовые соборования священнослужителей и участвующих в них мирян - это всего лишь некоторые аспекты, которые я предлагаю обдумать в свободное время.
На пике и гребне темной волны обновленчества выступает мания всеобщего и еженедельного причащения, как будто бы являющегося нормой в Церкви. Хотя много было сказано о нечистой , скверной основе этой казалось бы благочестивой движухи, ее адское происхождение показал 2020 год, когда проповедники-"частопричастцы" так же неистово , как выгоняли из храма непричащающихся на литургии, выгнали из храма всех вообще под предлогом особой заразности коронавируса в храмах Божиих.
После этого, я думаю, для имеющих очи видети и уши слышати , вопрос о происхождении "частопричастия" закрыт.
Однако параллельно этому движению и в совершенно том же ключе развивается еще одна довольно странна тенденция.
Еженедельное массовое соборование.
Лавры и монастыри, кафедральные соборы, приходские храмы - во всех совершается по-крайней мере постом чуть не еженедельное соборование для всех желающих.
Между тем изучая исторические свидетельства, я с уверенностью могу сказать , что такого в истории Церкви никогда не было.
Таинство Елеосвящения или соборования совершалось исключительно тогда, когда ход течения болезни больного указывал на смертный исход. И всегда НАД ОДНИМ человеком!
Я помню, как начиналось это движение в начале 90-х годов. И помню аргументы людей, которые внедряли тезис о том, что таинство елеосвящения можно и нужно совершать над всеми подряд. Эту пропаганду вели преподаватели в духовных школах, и вот краткая суть аргументации.
В древности это таинство совершалось над всеми подряд, но потом косные и несклонные к развитию и духовному обновлению консервативные русские попы превратили это таинство исключительно в предсмертное напутствие, так что в 19 веке иначе как предсмертный обряд таинство соборования и не воспринимался, но ведь это не правильно! Это же таинство исцеления и жизни! поэтому оно должно совершаться над всеми - потому что во-первых, здоровых людей нет , а во-вторых, все духовно больны, а таинство елеосвящения в первую очередь про духовное исцеление, потому что апостол Иаков говорит "и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему".
В этой аргументации много странного. Как минимум странно , что косные консервативные русские священнослужители вместо того, чтобы косно консерватить и совершать таинство над всеми подряд, как это было в древности предано им, начали вводить новшества.
Еще большие странности начинаются если сделать логические выводы из этого учения. Если в таинстве елеосвящения прощаются грехи, то зачем нужна исповедь? Довольно неприятная для многих людей по неудержимому разлитию блудных грехов. Тогда проще сходить на соборование и там получить прощение грехов без исповеди.
Чтобы как-то выкрутиться, придумали еще более странное объяснение - что на таинстве соборования прощаются забытые и невольные грехи. Которые таким образом не прощаются на исповеди. А чтобы ни у кого не было соблазна заменить таинство исповеди перед причастием таинством соборования, последнее стали проводить ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСЛЕ причастия.
И это опять вызывает вопрос: а почему не получать ПЕРЕД причастием прощения в забытых и невольных грехах, разве цель исповеди не в посильном очищении человека?
И простите, а кто и когда в Церкви - какой святой отец, какой собор - учил о таком распределении прощения грехов? Что в исповеди прощаются только половина, а вторая - только в таинстве соборования?
Никто и никогда - это выдумка, пустословие.
На этом странности не заканчиваются.
Поскольку таинство елеосвящения сделано массовым ,то многие священнодействия, указанные в чинопоследовании (собственно помазание , возложение Евангелия на главу больного) оказалось невозможно выполнить.
И тут начинаются странные и чуть не магические действия. Причем в разных храмах разные. В одном священник возлагает Евангелие на голову одного соборующегося, а остальные за него хватаются по принципу магической цепи(!) . В другом все наличные священники ходят по толпе и прикасаются Евангелием к головам, пока один читает молитву, в третьем прихожане прикасаются к самому Евангелию руками, пока у одного оно лежит на голове - кто во что горазд.
Простите, а это откуда взято? Из какой древней практики? Можете показать источник? И почему такой разнобой?
Ответ , который нашел я, довольно неприятный.
Не только Русская Православная Церковь до обновленцев (это они первые ввели массовые соборования для привлечения людей в пустые обновленческие храмы), но и греческие Церкви, и грузинская Церковь, и святая гора Афон - всегда воспринимали таинство елеосвящения , как совершающееся над одним конкретным тяжелобольным человеком. Знаменитый духовник Афона Иероним Русский (возобновитель Свято-Пантелеимонова монастыря) был соборован только тогда, когда уже готовился умирать. При этом он запретил своим духовным чадам молиться за продолжение его жизни.
И вот ведь какая странность.
За последние десять лет , я НИ РАЗУ не слышал о том, чтобы священники соборовали тяжелобольного человека на дому. Сейчас только исповедуют и причащают.
Разве не крайне странно, что таинство, которое установлено для исцеления тяжело больных людей, сейчас совершается над здоровыми или имеющими относительно легкие недуги, как минимум допускающими их ходить и стоять по два -четыре часа на службе - и совершенно не совершается над тяжело больными?
Это же прямое и точное извращение. Выворачивание наизнанку.
Посмотрим на текст Священного Писания, который устанавливает таинство елеосвящения.
"Боли́тъ ли кто́ въ ва́съ, да призове́тъ пресви́теры Церко́вныя, и да моли́тву сотворя́тъ надъ ни́мъ, пома́завше его́ еле́емъ во и́мя Госпо́дне: и моли́тва вѣ́ры спасе́тъ боля́щаго, и воздви́гнетъ его́ Госпо́дь: и а́ще грѣхи́ сотвори́лъ е́сть, отпу́стятся ему́.
Исповѣ́дайте у́бо дру́гъ дру́гу согрѣше́нiя и моли́теся дру́гъ за дру́га, я́ко да исцѣлѣ́ете: мно́го бо мо́жетъ моли́тва пра́веднаго поспѣшеству́ема." (Иак. 5,14-16)
Итак, "Возобновители Древней Практики" ВДП что делают?
Апостол говорит - "да призовет пресвитеры Церковныя" - т.е. они приходят к нему домой.
ВДП наоборот , собирают толпу в храме. Что за странное исполнение апостольских слов?
Апостол говорит , что молитву сотворят НАД ним, что очевидно показывает его лежачее положение.
ВДП читают молитву ПЕРЕД толпой, в центре храма.
Апостол говорит, что священники должны помазывать его, чинопоследование требует, чтобы священник , прочитавший молитву, брал одну из семи кистей и помазывал - один за другим по очереди.
ВДП производят какую-то совершенно непонятную оптимизацию техпроцесса.
Один священник читает все молитвы, в то время как остальные бегают по толпе между рядами и помазывают всех подряд (во время молитвы, а не после)
Зачем они так делают?
Чтобы , говорят, быстрее вышло, потому что иначе таинство растянется на 5-6 часов.
А разве это самое не говорит, что происходит что-то ОЧЕНЬ не то?
Апостол говорит- "воздвигнет его Господь" - еще раз видно, что речь идет о ЛЕЖАЩЕМ больном, т.е. тяжелобольном.
ВДП после таинства распускает соборовавшихся "идите с миром". После чего среди "болящих" начинается драка за виноелейную смесь
Простите, что может быть большей профанацией таинства, издевательством над таинством, чем собирать ходящих людей, чтобы их "Господь воздвиг по молитве веры"?
Если все это подытожить , и сравнить дореволюционную практику, которую хулят и поносят, как неправильную , и современную , то легко заметить, что дореволюционная практика в точности соответствовала и апостольскому слову, и чинопоследованию Таинства , и не было необходимости изобретать магических цепей или оптимизировать действия, второпях читая молитвы, чтобы потом бежать помазывать толпы - НЕ БЫЛО ТОЛП. Был только ОДИН тяжело-больной человек, ради которого это все и совершалось.
А новая "восстановленная древняя практика" и извращает апостольские слова, противореча им чуть не в каждом слове, и делает невозможным даже исполнение чина елеосвящения. Напомню еще раз - при этой практике внезапно тяжелобольные вообще лишаются таинства соборования.
Но это еще не вся беда.
Беда в том, что как в "частопричастии" обновленцы преследуют цель выжигания и уничтожения в причащающихся даже следов благоговения к таинству, то же самое происходит в массовом соборовании.
Когда они начинались с середины 90-х годов, храмы были забиты жаждущими исцеления.
Сейчас людей намного меньше, и то по большей части новые прихожане или вообще внешние , которых прислали собороваться бабки да целительницы. Спросил одного из прихожан - почему он не ходит, получил ответ "а толку то? Не помогает".
То есть человек ходил-ходил на массовые соборования, но не получил никакого "эффекта" в своей болезни. И бросил.
Совершенно очевидно, что при массовости соборования , получится массовый этот эффект. Люди будут убеждаться, что таинство это - профанация, "попы обманывают". Более того , последние лет пять что ни слово пастыря перед/после таинством соборования, так обязательно говорят что-то вроде "ну вы не ждите исцеления, это более духовное таинство, для исцеления души, вот исцелится душа, будет здорово и тело". Т.е. сами совершающие уже не верят в то, что таинство елеосвящения исцеляет людей.
А теперь внимание вопрос - если Сам Господь Иисус Христос по неверию "не мог" (т.е. не хотел, для Бога мочь и хотеть - слова синонимы) никого исцелять , то по чьей вере Он должен исцелять в таинстве соборования, если ни в священнике , ни в прихожанах нет веры.
А теперь следите за руками.
А откуда возьмется вера, если к таинству приступает человек, окруженный многими людьми (часто нецерковными , прямо служащими бесам, вроде присланных бабками) , которые совершенно справедливо не получают исцеления, как не получали его многие за неверие при Самом Христе? Он же видит, что вокруг никто ничего не получил, слышит об этом. Это поможет вере, особенно неокрепшей, слабой? Или помешает ей?
Второй вопрос: а с каким настроением приходит человек на такие массовые соборования? У тяжелобольного , у которого перед глазами смерть, настроение одно (если он хочет исцеления) - "Господи, если ты не поможешь, не сотворишь чуда,я завтра умру" . На массовом соборовании другое "Ну а вдруг. Ну а если не поможет, ничего страшного, у меня доктор есть знакомый, он точно поможет". Это состояние еще хуже, чем состояние отца лунатика, описанного в Евангелии после Преображения. Тот хотя бы знал, ,что врачи ему не помогут, он только сомневался, что Христос поможет, и пришел к Нему только потому ,что больше не к кому идти. А на таинство соборования идут чтобы нуавдруг сэкономить деньги и время на врачах. Оптимизировать так сказать расходы на медицину.
С другой стороны, священник, который едет на соборование к тяжелобольному, имеет уже то побуждение к вере в исцеление, что никому не хочется просто так тратить столько времени и уставать бесцельно и без пользы. Его усталость и потерянное время - уже жертва, которая заставляет его просить Бога уже с верой. К этому присоединяется сострадание к тяжелобольному человеку, к его семье. И когда он увидит и узнает , что тяжелобольной пошел на поправку, он получает не только радость, но его вера в таинство усиливается. Если же суд Божий судил иначе - то вера тоже усиливается, а не уничтожается
Священник, который совершает массовое соборование, видит толпу людей, которые стоят на ногах, и все время на его глазах бегали , смеялись, болтали весело с другими прихожанами. Видит людей незнакомых, пришлых, больны ли они - и насколько больны - неизвестно, никакого человеческого чувства сострадания к толпе он чисто психологически испытывать не может. При этом и таинство соборования представляется ему в данном случае продолжительной тягучей требой, на которую его назначил, как правило , отец настоятель - как правило в воскресный день, между утренней и вечерней службой , вместо отдыха. При этом он (по опыту) уже почти убежден в его недействительности - ведь те же самые люди и на следующее соборование придут через неделю /в следующем посту. Исцелений невидимых и почти неощутимых болезней , если таковые и будут -он не увидит и не узнает .
И тогда в его благочестивом уме рождается мысль о том, что таинство соборования - это про духовное исцеление. Духовным он его считает потому, что оно по его мнению невидимо неосязаемо и недетектируемо. Поэтому его легче благочестиво представлять. (В действительности духовное исцеление намного разительнее и осязаемее чем физическое - Савл и Разбойник на кресте свидетельствуют)
И он уже начинает говорить "не ждите физического исцеления, ждите духовного" -т.е. воображайте себе что-нибудь. А это уже добивает веру в таинство, данное именно для физического исцеления в первую очередь.
К этому добавляется еще и то, что почти все, если не все хронические или небольшие заболевания , ограничения в здоровье , накладываются Господом или для того, чтобы исцелить человека от какой-то страсти (например, болезнь печени или хронический панкреатит препятствуют алкоголизму) , или удержать от бурной общественной жизни, к которой человек был бы склонен, если бы например, не частичная или полная глухота, которые словно золотой цепью привязывают его к уединенной спасительной жизни.
Т.е. те болезни, от которых приходят лечиться по больщей части на массовые соборования - это по своей природе воспитательные границы от Бога, учащие человека мере. Зачем же Ему снимать эту узду, которая для человека составляет условие и орудие его спасения?
Тяжелая болезнь, ведущая к смерти - там все понятно, там призывы к Божию милосердию имеют в виду и самого человека, чтобы было оставлено ему время на покаяние и исправление, и его семью, и любящих его, которые итак в скорби, чтобы им скорбь на скорбь не приложить. В установленном апостолом и Церковью таинстве елеосвящения молят Господа о милосердии по вере священника, больного и Церкви.
В массовом соборовании молят Христа о глупости и безумии, чтобы Он воспитательные меры ,наложенные Им Самим по Его Премудрости и не представляющие опасности для человека, а мешающие ему пить есть и веселиться на всякий день светло, снял и отменил по неверию священника , соборующихся и исковерканному чину таинства.
Будет ли Бог исполнять молитву о том, чтобы Он сошел с ума и погубил человека?
Вопрос риторический.
Я не хочу убеждать читателя в том, чтобы не участвовать в массовых соборованиях. Особенно при странной ситуации, когда таинство над тяжелобольными перестали совершать.
Как и те возражения , которые существуют против "частопричастцев" , не направлены к тому, чтобы человек перестал причащаться.
Сопротивление обновленчеству не в отказе от таинства, а в отказе от безумия.
Я надеюсь, что сказанное приведет к более осознанному и твердому убеждению - зачем,когда и как идти на таинство елеосвящения,
------------------
А еще мне в массовых соборованиях мерещится попытка изобразить из себя если не Самого Христа, толпами и исцелявшего, то как минимум апостола Петра, тень которого исцеляла всех больных, на которых падала (при условии веры). Так и слышу голос болезни "Иису́са зна́ю и Па́вла свѣ́мъ, вы́ же кто́ есте́?"
И ответить" послушание исполняю" невозможно , потому что делается все вопреки и навыворот от заповеданного.
При том, что устав и чинопоследование таинства определяют соборную молитву нескольких священников об одном больном, а не одного о толпе.
При том, что Господа Христу без сомнения надо подражать, но вот совершенно точно вряд ли это подражание состоит в таких странных действиях, которые ни по духу, ни по букве не соответствуют источнику.