термин взят из второго послания святого апостола Павла к солунянам
"И ны́нѣ удержава́ющее вѣ́сте, во е́же яви́тися ему́ въ свое́ ему́ вре́мя.
Та́йна бо уже́ дѣ́ется беззако́нiя, то́чiю держя́й ны́нѣ до́ндеже от среды́ бу́детъ:" (2 Сол 2,6-7)
В греческом оригинале:
καὶ νῦν τὸ κατέχον οἴδατε εἰς τὸ ἀποκαλυφθῆναι αὐτὸν ἐν τῷ ἑαυτοῦ καιρῷ
τὸ γὰρ μυστήριον ἤδη ἐνεργεῖται τῆς ἀνομίας μόνον ὁ κατέχων ἄρτι ἕως ἐκ μέσου γένηται
Имеется ли здесь в виду Святая Русь?
Славянский текст точно передает греческий.
Здесь НЕ ОДНО слово, а ДВА
В разных родах.
"Удерживающее"κατέχον среднего рода и "Держай" κατέχων мужского.
Очевидно , что речь идет о разных объектах, однако об одном действии удержании.
Один из них неодушевленный среднего рода, второй - одушевленный и мужского рода.
О чем идет речь?
Да всякому православному христианину понятно, что речь идет об этом и только об этом:
В одно целое соединено Удерживающее (древо Креста) и Держащий (Господь Иисус Христос)
Древо Креста технически, практически предназначено для УДЕРЖАНИЯ РАСПЯТОГО. Это "держатель" , выражаясь конструкторски.
Вот слова св.Димитрия Ростовского (они довольно известны, поэтому простите, по памяти, не помню откуда)
"Ты Господи прибил к дереву руки свои, чтобы не покарать меня за мои преступления.
Пригвозил к дереву ноги Свои, чтобы не уйти от меня
Закрыл глаза Свои, чтобы не видеть моих грехов
Склонил голову Свою, чтобы услышать мою мольбу.
Ты не открыл , а выломал копьем для меня Свое сердце"
В Откровении св.Мефодия Патарского прямо говорится, что перед самым явлением антихриста греческий царь возложит на Древо Креста свой венец, и Крест Господень будет взят с земли.
"Когда явится сын погибели, взойдет царь Римский на Голгофу, где стоит древо Креста, на том месте, где был пригвожден Господь наш Иисус Христос и ради нас претерпел желанную смерть. (7) И снимет царь Римский венец свой и возложит его на Крест, и прострёт руки свои к небу, и передаст царство своё Богу и Отцу 40. (8) И взойдет Крест на небо вместе с венцом царским. (9) Поскольку на кресте распят был Господь наш Иисус Христос за общее спасение всех, то по желанию [Его Крест] явится перед Ним в пришествие Его, во обличёние неверным."
https://facetia.ru/node/2860 Обратите внимание , что Крест явится перед тем, как быть взятым -это то же самое, что говорит св.апостол Павел в послании - "во еже явитися ему в свое время" . Во время св.апостола Павла физический Крест Христов, как известно, был зарыт в мусорной яме возле Голгофы.
Таким образом, никто кроме Бога удержать Бога от Его праведного суда и возмездия нечестивым не может.
P.S.
Для русского человека вообще не должно быть никаких сомнений, Кто такой Удерживающий, поскольку Господь Сам это открыл прямыми словами без всякой двусмысленности.
"год 6553 (1045). Великий князь Владимир Ярославич, внук великого князя Владимира Киевского и всея России, крестившего Русскую землю, заложил в Великом Новгороде церковь каменную в честь святой Софии при втором епископе Луке. А строили ее семь лет, и построили необыкновенно красивой и большой… И, построив церковь, пригласили иконописцев из Царьграда, и начали они писать в куполе, и написали образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с благословляющей рукой. На следующий день епископ Лука пришел и увидел, что образ Господень написан без благословляющей руки. Тогда иконописцы три утра снова писали благословляющую руку, а на четвертое утро раздался от образа Господня голос, обращенный к иконописцам: “Писари, писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукою, а напишите меня со сжатою рукою, так как в этой руке держу я сей Великий Новгород, а когда рука моя разожмется, тогда и городу сему придет конец”»."
https://history.wikireading.ru/242916 Не Русь держит Бога, а Бог держит Русь.
Не потому с нами Бог, что мы - русские, а мы только до тех пор русские, пока с нами Бог -вернее, пока мы со Христом.
А как взят будет от среды Христос (поскольку Он не может быть посреди беззаконников) , то и Руси не будет .
----------------------------
В комментариях возразили на предыдущий вариант текста, пришлось исправляться)
Господь в мире часто и как правило действует через людей, поэтому и удерживающим (не отменяя того, что Удерживающим является Сам Господь) может быть и государство (как совокупность людей), если, конечно, этот народ в большинстве своем Христов. В таком понимании, наверно, и толковал свт. Иоанн Златоуст это место:
"Справедливо всякий может, во-первых, спросить, что такое удерживающее (το κατέχων) (ср.: 2Сол. 2:7), и потом обнаружит желание узнать, почему так неясно говорит об этом Павел? Что же такое, что не допускает открыться ему, то есть препятствующее? Одни говорят, что это благодать Святого Духа, а другие - римское государство; с этими последними я больше согласен. Почему? Потому что если бы апостол хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но сказал бы определенно, что теперь препятствует явиться ему благодать Святого Духа, то есть чрезвычайные дарования. Кроме того, надлежало бы уже ему прийти, если тогда он должен прийти, когда оскудеют чрезвычайные дарования, потому что они давно оскудели. Но так как апостол говорит это о римском государстве, то понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно. Он не хотел навлечь на себя чрезмерной вражды и бесполезной опасности… Ибо тайна беззакония уже в действии. Здесь он указывает на Нерона как на прообраз антихриста.
Гомилии на 2-е послание к Фессалоникийцам"
Подобным образом толковал это место и свт. Феофан Затворник, уточняя:
"Наши толкователи удерживающею антихриста силою, между прочим, считали и Римское царство. В их время, когда Римское царство еще существовало, можно было на то указывать, основываясь на пророчестве Даниила. В наше время какой-нибудь вес можно давать подобной мысли разве только в таком случае, если под Римским царством разуметь царскую власть вообще, -и это таким образом: царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии); тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время Французской революции. Некому будет сказать: veto - властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовских стремлений, тогда и антихрист явится. До того же времени подождет, удержится. На такие мысли наводят слова святого Златоуста, который в свое время царскую власть представлял под видом Римского государства. «Когда, говорит, прекратится существование Римского государства (то есть царской власти), тогда придет антихрист. Потому что до тех пор, пока будет бояться этого государства (этой царской власти), никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено (власть эта прекратится), водворится безначалие - и он устремится похитить всю и человеческую, и божескую власть»."