Когда человек мирской слышит о Страшном Суде, который подводит черту под всеми деяниями всех людей - и злодеев и добродеев, он хмыкает - придумали панимаишь угнетающие классы утешительную байку для пролетариев , чтобы они не сопротивлялись угнетению, и не обретали в борьбе право свое.
В последнее время христиан, терпящих напасти от беззаконных, поносят не только сектанты вроде синагоги, поливающей грязью всех "терпил" и обещающей им адские муки за то, что они терпилы - но и архиереи.
Вот
владыка Картезианец Тутунов сокрушается о том, что православная вера привила русскому человеку терпение, а не борцунство (нет, формально конечно он цитирует, и даже чуть-чуть не соглашается, но это варлаамитское лукавство изобличал еще св.Григорий Палама - если ты не соглашаешься, зачем цитируешь?)
Про типичного безбожничка с дивана или с кафедры и говорить нечего.
Страшный Суд - выдумка для терпил.
И первое и главное благо , которое делает несправедливость, принятая с терпением - она мгновенно учит человека истинности Страшного Суда.
Молодой , дерзый та наглый , когда ему сделают гадость, за которую он может отомстить, еще может попыжиться и покорчить из себя судью и устроить свою убогую вендетту червя, прячующегося от всякой тени.
Но вот он уже старик, у которого , например, вся семья погибла под артиллерийским обстрелом.
Или вот - его жена, в которой он души не чаял, ушла к другому.
Или его сын умирает от передоза.
Иди, мсти, чувак. Обретай в борьбе право свое.
И вот - да.
Атеист, безбожник, который без мата имени Христова слышать не мог, поднимает иссохший кулачок и грозит гневом Божиим и Страшным Судом.
И это правильно. Бог умеет ждать.
Содеянная несправедливость , за которую терпящий не может воздать праведным судом, свидетельствует о Страшном Суде с такой всесокрушающей и всеподавляющей силой, что в законы Ньютона безбожник верует меньше, чем в Праведный Гнев Божий.
Но это справедливо и в обратную сторону.
Ребенку свойственно верить в мистическое правосудие , праведный Суд Божий.
Бабушка, которая удерживает дитя от гадости, угрожая "Боженька накажет" не внушает ему какие-то категории, а формализует прирожденную концепцию. Ребенок не спрашивает - кто такой Боженька и почему он накажет и как узнает.
Вера в Страшный Суд присуща человеческой природе, и она теряется обратным образом от того, как получается.
Человек необходимо верует в Страшный Суд, когда терпит несправедливость.
Человек отвергает Страшный Суд - только когда наносит несправедливость.
Более того, отвержение веры в Страшный Суд - это та плата, которую взимает сатана за доступ к несправедливости и злодейству.
Злодей сначала вынужден отречься от этой веры - и только потом творит несправедливость.
И как каждая новая несправедливость вытерпленная только усиливает веру в Страшный Суд, так каждое новое содеянное беззаконие стирает , уничтожает веру в Страшный Суд.
Поэтому когда кто-нибудь развязный и нечестивый надменно заявляет, что Страшный Суд - байки для быдла, овощей - он ничего не сказал про Страшный Суд. Он сказал о том, что сам совершил сотни преступлений, за которые надеется не получить возмездия.