Как известно, протестанты (по крайней мере, большая их часть) полагают, что в Ветхом Завете есть запрет на священные изображения во избежание соблазна идолопоклонства. На самом деле , в Ветхом Завете есть запрет на почитание идолов и повеление создавать священные изображения (естественно, с тем уточнением, что это не "боги"). Если собрать свидетельства Писания , мы однако, получим довольно интересную и крайне любопытную картину. Любопытную с неожиданной стороны.
""Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою; "
(Исх. 26:31)
" и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
19 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
20 и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
21 И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;
22 там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым. " (Исх, кн. 25)
"На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов;"
( 3 Цар 6,18)
"23 И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей.
24 Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его.
25 В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима.
26 Высота одного херувима была десять локтей, также и другого херувима.
27 И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом.
28 И обложил он херувимов золотом.
29 И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. "
(3 Цар 6,23- 29)
"И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе. "
"Так сделал он столбы и два ряда гранатовых яблок вокруг сетки, чтобы покрыть венцы, которые на верху столбов; то же сделал и для другого венца.
19 А в притворе венцы на верху столбов сделаны на подобие лилии , в четыре локтя, "
"И поставил столбы к притвору храма; поставил столб направой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз. "
" Оно стояло на двенадцати волах: три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу и три глядели к востоку; море лежало на них, и зады их обращены были внутрь под него.
" на стенках, которые между наугольниками, изображены были львы, волы и херувимы; также и на наугольниках, а выше и ниже львов и волов - развесистые венки; "
(3 Цар 7)
В чем же любопытность этой картины? Посмотрим, какие же священные изображения разрешались в Ветхом Завете.
1) Ангелов
2) Животных
3) Растений
4) Неживой природы
Согласимся, что очень странный результат для "профилактики идолопоклонства", если учесть, что самый главный соблазн для сынов Израиля состоял в идолопоклонстве животным (Египетское язычество), ангелам (вавилонское язычество) и неживой природе - ветрам, морю, солнцу, луне ( финикийское и греческое язычество).
Как видим, не только не было запрета на все изображения, но наоборот, вся вселенная была изображаема в ветхозаветном храме. Вся вселенная, кроме ... человека. Изображений человека не было в Ветхом Завете. И ответ прозрачен и на поверхности. В храме Ветхого Завета изображалось то, что находилось в Царстве Бога. В Нем было все. В Нем не было только человека. Собственно за человеком и пришел Христос. И поэтому как только совершилось дело нашего спасения, немедленно начали изображаться и лики святых, как людей, пребывающих в Небесном Граде.
Мне кажется, тут очень важный урок, что сильно переживать за судьбу животных и вселенной не стоит. Они уже там, где мы должны быть. Стоит переживать только за судьбу людей.