Конфуций о "Щеневмэрлэ"

May 20, 2022 08:48

"Все музыкальные звуки рождаются в сердце человека. Чувства зарождаются внутри человека и воплощаются в виде звуков; когда же эти звуки приобретают законченность, их называют музыкальными тонами. Вот почему в хорошо управляемом обществе музыкальные звуки мирные и тем доставляют людям радость, а управление там гармонично; в неупорядоченном обществе музыкальные звуки злобны и тем вызывают гнев людей, а управление там извращенное; в гибнущем государстве музыкальные звуки печальны и тем вызывают тоску, а его народ в трудном положении.

Музыкальная нота гун символизирует правителя, музыкальная нота шан символизирует чиновников, музыкальная нота цзюэ символизирует народ, музыкальная нота чжи символизирует дела государства, музыкальная нота юй символизирует окружающие предметы.

Если эти пять нот гаммы не перепутаны, то нет и негармоничных, фальшивых звуков.

Если тон гун расстроен, то звуки беспорядочны, [а это значит, что] правитель высокомерен;
если тон шан расстроен, то звуки грубы, [а это значит, что] чиновники испорчены;
если тон цзюэ расстроен, то звуки тревожны, [а это значит, что] народ недоволен;
если тон чжи расстроен, то звуки печальны, [а это значит, что] народ в делах изнурен;
если тон юй расстроен, то звуки обрывисты, [а это значит, что] богатства [117] государства оскудели.

Когда же все пять тонов гаммы расстроены, они мешают друг другу, и это называется распущенностью.

При таком положении дни гибели государства близки

" Ли-цзы, глава 37, Юэцзи https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Drvnkit_fil/frametext12.htm

онгакушки

Previous post Next post
Up