Человек, ищущий благоугодить Господу, вступая в духовное делание, естественно, желает успеха.
Для сего старается узнатьи приметить некотоыя знамения успеха и знамения милости Божией.
Это частию и нужно, чтобы делатель не затруднялся сомнением, на правом ли он пути: и Господь дарует знамение милости Своей, чтобы привлекать человека к Себе, и возращать его в жизни духовной.
Приобретя в сем опыт, человек тем более ощущает в сем потребность.
Вступая в служение Богу, особенно, тайнодейственное, он чувствует особенную потребность благоуготовить себя, и в сем удостовериться явлением милости Божией.
Подвизаясь о сем, человек некоторым образом приостанавливается в стремлении к Богу, и занимается собою.
Господь принимает и сие: но хощет возвести человека к совершенной преданности.
Вопросы: достойно лия теперь приготовлен? Обретаю ли утешение благодатное? - должны быть повержены к стопам Господним без разрешения.
«Я ничто; но Ты, Господи, призываешь меня служить Тебе: влецы мя в след Тебе; твори из моего ничтожества, что Тебе благоугодно!»
Нет сомнения, что чем совершеннее человек придается Господу: тем обильнее Господь дарует ему Свое общение.
Дивна милость Господа, Который на пути внутренней сокровенной жизни, где нет старца наблюдателя и указателя, Сам указует, когда не довольно доброе, потому что требуется лучшее; и изрекает Свое слово: оставь себя и служи Господу.
Ангел ли Господень, по воле Господней, образует слово в сердце, или иное сокровенное действие благодати Божией, пусть останется сие в Его всеведении.
Но можем быть уверенны, что послано слово благое: воспользуемся им внимательно.
Мне кажется, вы можете продолжать ваши духовныя упражнения, не изменяя преданнаго и усвоеннаго: только надобно остерегаться самоизвольно и самоусиленно искать желаемаго устроения и утешения, а все делание приносить Господу в жертву совершенной преданности, с забвением своих си, аще и духовны." Св. Филарет Московский
Письмо 1317