"Имеющим болезненные ощущения, принадлежащие нынешнему времени, по моему опыту, надобно советовать держать себя довольно тепло, давать покой телу, и беречься тяжелого в пище.
Предприятие искать причины болезни, чрез разложение воздуха, принадлежит, кажется, к гордости нашего мудрования, а не к премудрости.
Не дается врачам, ни понять болезнь, ни согласиться в лекарствах.
В молве носятся несколько лекарств, которые почитают верными, и указывают на опыты: но врачи не обращают на сие внимание.
Кажется, лучше искусства врачует - доброе намерение. Мне сказывали, что один врач из жалости догадочно составил капли, и вылечил сего, и многих потом. Священник, желая иметь возможность напутствовать больного с. причастием, дал ему омеопатический прием против рвоты, и вылечил сего, и потом нескольких тем же способом." (
письмо 605)
"Успокаивайте хотьковских, испуганных болезнию: потому что тревожное состояние духа вредно.
Не думаю, чтобы было привлечение эпидемии посредством приходящих к прочим.
Идущие не хорошо питаются, устают, потеют, зябнут, подвергаются много действию воздуха, неблагоприятно расположенного, и получают семя болезни, и занемогают, где оно усилится в них. В приближающихся к ним по такому же предварительному приготовлению к болезни, помогает открытию болезни робость.
Что некоторые местности более подвержены болезни, нежели другие, это приметно. Сырые и близкие к воде места хуже других, как всегда, так и на сей случай особенно.
Как бы то ни было, то верно, что полезно не смущатъся, надеяться на Бога и брать предосторожности.
Нужны довольная теплота в одежде и в жилище, употребление пищи не тяжелой, не сырой, и не такой, которая и в доброе время расстраивает.
Что хотят прибегнуть немедленно к духовному врачевству, то очень хорошо.
Паисию желаю выздоровления и более простого ужина."
>Письмо 645 Надеюсь, теперь понятно, почему с таким истерическим неиствовством в духовных школах проповедуют, что святые отцы не авторитетны в естественных науках, а надо слушать икспердов?