Как находящиеся во тьме ничего не могут ясно разобрать, и когда увидят веревку, думают, что это змея, а когда увидят горы и дебри, умирают от страха, так и корыстолюбцы по своей подозрительности страшатся того, что для других кажется не страшным.
Они страшатся бедности, или справедливее, страшатся не только бедности, но и всякого маловажного убытка.
Если потерпят какой-либо малый ущерб, то печалятся и сокрушаются гораздо более, нежели те, которые не имеют даже необходимой пищи.
Многие из богачей, не снеся такого несчастья, даже удавились. Равным образом, обиды и насилия для них кажутся столь несносными, что и от них многие лишили себя жизни.
Богатство, кроме служения себе самому, делает их ко всему прочему неспособными.
Когда оно заставляет их служить себе, тогда они решаются и на смерть, и на раны, и на всякое постыдное дело.
Это составляет самое крайнее несчастье.
Где надобно иметь терпение, там они слабее всех.
А где бы надлежало им быть осторожными, там они бывают чрезвычайно бесстыдны и наглы.
Подлинно, с ними происходит то же самое, что и с тем, кто все свое имущество расточит на ненужные вещи.
Таковой, неблагоразумно расточивши все свои стяжания, когда настает время для нужных издержек, ничего не имея, претерпевает тягчайшие бедствия.
Подобно тому, как актеры, изучив свои предосудительные искусства, когда показывают их, переносят много страшного и опасного, а в других, полезных и необходимых, делах оказываются всех смешнее, так точно и корыстолюбцы. Как те, ходя по протянутой веревке, показывают на ней большое присутствие духа, а когда какое-нибудь важное дело потребует от них отваги и мужества, то и придумать не могут, как на то решиться, так точно и богатые для денег на все решаются, а для любомудрия не могут отважиться решительно ни на что.
И как те занимаются и опасным, и бесполезным делом, так и эти переносят множество опасностей и трудностей, но ничего полезного, в конце концов, не достигают и покрываются сугубой тьмой"
Толкование на Матфея, беседа 20, гл. 5