Представьте себе , что вы смотрите чемпионат мира по боксу среди тяжеловесов. Два упитанных дяденьки мутузят друг друга по разрешенным местам , заливаются потом, выдыхаются или не выдыхаются на 12 раунде. Внезапно в следующем бою появляется худенький юноша, который с разбегу влетает на ринг и начинает на равных мочить тяжеловеса. Какая первая мысль ? Ничего себе. вот это да. Такой худенький, а вешает тяжеловесам- боксерам. Кажется, что сдует ветром, а смотрите-ка. проходит перывый бой. наступает следующий бой , на ринге появляется представитель той же школы, что и выдающийся юноша, но на этот раз это ... девушка, по комплекции еще более субтильная. И она с первого же удара укладывает тяжеловеса в нокдаун. Трибуны сходят с ума, все в шоке, трезвонят телефоны, тренеры в панике выясняют, кто это, откуда они взялись? Наступает третий бой. Теперь это четвероклассник! И он тоже укладывает тяжеловеса баиньки. Как? Как такое может быть? Проходит чемпионат, к неожиданным фаворитам подбегают толпы корреспондентов - что, что за школа, что за тренер, какие тренировки могут сделать из четвероклассника боксера-тяжеловеса? И в ответ слышим - "ну, мы зарядку по утрам делаем, а еще подтягиваемся на турнике на переменке".
Недоумение объясняется очень просто. Бедным детям вкололи лошадиную дозу допинга.
Некогда о.Андрей Кураев говорил, что у Церкви "миссионерская шизофрения" - столько погибающих в неверии людей - и никаких миссионерских всплесков за всю многовековую историю.
На самом деле никакой шизофрении нет и не было. Апостольский чин - это высший чин в иерархии святых. Равноапостольных святых, занимавшихся миссией , можно пересчитать по пальцам, по той простой причине, что миссионерство - это чемпионат мира в супертяжелом весе. Когда Господь говорит о заповедях, он повелевает их исполнять без всяких извинений или оправданий. Когда говорит о миссионерстве - "жатвы много делателей мало, молитесь Господину жатвы, да изведет делателей на жатву свою". Он и рад послать , да некого. Пророку Исайе Он говорит : " кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. " Но не прежде послан Исайя, чем после очищения от страстей. Миссионер, на котором некуда клейма ставить - это миссионер для диавола.
Он не требует безусловного исполнения , а спрашивает согласия. Бог даже не спрашивает, хочет ли Исайя пойти, Он говорит - "Мне КОГО послать. Никого нет."? Это вопрос Ворлдкрафтера , у которого полно лучников, но нет ни одного героя. Почему? Потому что это чемпионат мира среди супертяжей. Кто не готовый пойдет туда, того убьют. Вынесут с одного удара. И в истории Церкви ( в отличие от истории католиков, засылавших целые миссионерские флотилии в Южную Америку, Китай и Японию - или истории "свидетелей Иеговы") мы видим не толпы миссионеров, а единичных святых. Причем мы видим два пути этих святых в миссионеры. Или через прямое послушание Церкви - послушание епископу - св.Иннокентий Московский, св.Николай Японский, св.Герман Аляскинский , или через особое прямое откровение и послание Творца - св.Авраамий Ростовский, св.Трифон Вятский, св.Нина, св. Гурий Казанский. Причем миссионерство всегда было сопряжено с крайними лишениями , полным отречением от самого себя. потому что это чемпионат мира среди тяжеловесов духа.
Более того, в каждой епархии, почти на каждом приходе есть священники , которым благословлено заниматься миссией. И по общению с ними знаю, что эти священнослужители ощущают это послушание, как очень тяжелый крест - один из самых тяжелых среди священнических обязанностей. И сложение этого послушания воспринимается ими с облегчением. Я не знаю ни одного священника, который бы ПРОСИЛ у своего архиерея дать ему послушание миссионера.
И внезапно мы видим , как на этом чемпионате появляются мальчики и девочки, которые смело возвещают Слово Божие, ездят по чужим епархиям, миссионерствуют направо и налево. Действительно, что можно испытать, кроме удивления этими людьми и школой, которая их выпускает десятками. Однако, налицо есть некоторые странности.
1) Их никто не посылал. Они сами собрались и решили -" давайте возвещать Евангелие? А давайте. " Я с трудом представляю этих людей, которые бы сказали " а давайте будем таскать120 кг мешки с цементом? - А давайте!" . Людей , которые бы согласились на такую просьбу со стороны , потому что очень надо - представляю. Людей , которые сами захотели поворочать мешки с цементом - нет.
2) Их духовный опыт исчерпывается зарядкой по утрам и подтягиванием на турнике (разумеется, это только впечатление, вполне возможно, по ночам они вычитывают схмническое келейное правило).
Странности объясняются очень просто. Бедным детям вкололи лошадиную дозу допинга, под которой все по колено. Эта доза - опьяняющее чувство собственной значимости и власти.
Вот , он, допинг "сысоевцев". С трудом, с адскими усилиями , но удалось вытащить на свет Божий адский корень, который лежит в их "святоотечестве". Прямое признание того, что там творится.
"Осуждать можно только живого человека. (очевидно, миссионер хотел сказать "нельзя", но не справился с управлением)
Если человек умер, суд над ним уже вынесен - он или в раю или в аду.
Поэтому сысоевцы, как вы их называете, никого не осуждают, а просто констатируют Слово Божие. Как это делали и святые отцы."
http://ortheos.livejournal.com/210480.html?thread=1408304t1408304 ( Кстати, вот что говорит об этом Иоанн Златоуст :
Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру: а если он умер, то - тем более. Почему? Потому, что он своему Господеви стоит или падает(Римл. XIV, 4), не находясь более под властию человеческою.Притом опасно произносить суд свой о том, что сокрыто у Судии веков, который один знает и меру ведения и степень веры.Почему мы знаем, скажи мне, прошу тебя, за какия слова он подпадет обвинению или как оправдает себя в тот день, когда Бог будет судить сокровенныя дела людей. Поистине не испытани судове Его, и не изследовани путие Его: кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть (Римл. XI, 33-35; Иса. XL, 13)? )
Вот это ощущение "мы, как святые отцы, мы - как апостолы, кто меня не послушал - тот под анафемой, я могу определять , кто спасен, кто погиб" И все это под соусом якобы святых отцов ( которые говорят прямо противоположное) . Надергав цитат, и в принципе, в упор не замечая ни контекста ни действительного учения святых отцов, они убеждены: "Я говорю, как святой отец, поэтому вы обязаны меня слушать,а не послушаете - анафема ( вот этого Себе даже Господь не позволял)"
И это самое страшное - пытаешься им объяснить, что от этой гадости, которую им колят, они загнутся, а в ответ - "это не осуждениедопинг. Вот видите, он называется по другому". Бедные дети.
Отсюда и неожиданная и непонятная мне война, когда за тезис "нельзя осуждать ни одного человека", обвиняют в отвержении Евангелия, кощунстве. Это и есть стержень "миссии", это и есть содержание их миссионерства. Отними это - и останется подлинное миссионерство - тяжкий труд, полный самоотвержения , в котором за все провалы виноват лично миссионер, а не тот, кто его не послушал, труд без особой надежды на успех, труд отнимающий время и личную жизнь, труд по сравнению с которым даже схима кажется курортом.