О гармонии во всяком деле.

Sep 27, 2020 00:29


Есть ли некий общий разумный принцип в гармонии, внутренней музыке  всякого дела?

Из сказанного блаженным Августином о том, что Бог вечно равен Самому Себе и в то же время приравнивает Себя  неким образом всякому творению (как единица имеет внутреннее равенство со всяким числом)
Из сказанного святым Дионисием Ареопагитом о том, что Бог  -  объединяющая  и сочетающая все Причина,

можно сказать с некоторой твердостью и уверенностью , что поиск гармонии и божественной музыки во всяком деле есть поиск в этом деле равенства, совпадения, объединения и соединения.



В самом деле.
Посмотрим на соревнования стрельбы из лука.
Как радуется и стрелок и зрители, когда он попадает точно в яблочко.
Почему?
Потому что они испытывают некое удовольствие от совпадения, равенства положения кончика стрелы и мишени, от их объединения.
А когда стрелок промахивается, то все наоборот, испытывают некое скорбное чувство.

Вспомним множество роликов на "тиктоке" и "ютубе" , содержание которых представляет случайные или намеренные совпадения.
Я не говорю, что это хорошо, это просто внутреннее свидетельство самой человеческой природы о том, что гармония и музыка там, где равенство, совпадение, сочетание, соединение.

Например, танец и родился ( правда, неким извращенным способом) от внутреннего ощущения этой гармонии при обычной ходьбе, но с участием равенства , совпадения , сочетания и соединения движения людей.

Сама игра на музыкальном инструменте представляет собой тоже своеобразный "танец" пальцев и рук. Особенно в оркестре - когда это делают множество людей.

Я вспомнил тут видение  одной христианки советских времен , где она  видела  двух уже ушедших ко Господу , кажется, оптинских  иеродиаконов, которые кадили некий храм, и их движения были настолько синхронны и совпадали, как на земле невозможно.

Это равенство, соединение, сочетание и совпадение Сама Церковь считает важной, когда в центре Литургии провозглашает " Даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа»."

Катавасия , антифоны, каноны , канонархи, сам знаменный (одноголосый) распев, сама система попевок, принцип организации храма, да и суть Божественной Литургии - во всем мы видим это стремление к равенству, сочетанию, соединению и совпадению.

Разумеется, это не обязательно равенство арифметическое и геометрическое - разновидностей равенства бесконечное множество.

Самое известное из них , не совпадающее с простым делением - это  "золотое сечение", где равенство состоит не в самих частях, а в их отношениях.

Другое приводит св.Августин в пятой книге "О музыке" - героический стих с разделением на 5 и 7 полустоп  .  Каковое разделение, разумеется, совершенно не случайно совпадает с традиционным японским стихотворным размером 5-7-5 в хокку и 5-7-5-7-7 в танка.

Из самого порядка вещей очевидно, что есть два вида равенства - совпадение по времени и соединение по времени друг за другом.
Так, одно и то же дело может иметь несколько видов гармоний -чинов.

Например, простое дело - налить воды из-под крана в кастрюлю.

Очевидно, что для этого надо сочетание действий с двумя объектами - краном и кастрюлей.

Представим, что это два певца или два музыкальных инструмента.

Краночель и Кастрюлиано

У каждого из них свои ноты (действия, которые с ними надо делать).
Например для кастрюли:
1) Переместить кастрюлю под кран.
2) Убрать кастрюлю из-под крана

Для крана:

1) открыть кран
2) закрыть кран.

И сочетание этих всего лишь четырех "нот" образует маленькую мелодию.
Их можно сыграть последовательно одна за другой

"Переместить кастрюлю под кран"- "Открыть кран"- "Пауза" -"Закрыть кран"-"Убрать кастрюлю из под крана"

или произвести совпадение.

"Переместить кастрюлю под кран"                           "Убрать кастрюлю"
      одновременно с                         - "Пауза"             одновременно с
"Открыть кран"                                                           "Закрыть кран" .

Эти ноты можно даже поменять местами  (например, сначала убрать кастрюлю из-под крана, а потом закрыть кран)
Это будет одно и то же дело, но с совершенно разными "мелодиями", с совершенно разными гармониями.
Причем пауза играет не меньшую роль, чем действия, поскольку именно во время нее происходит наполнение кастрюли.
И неправильно выдержанная пауза даст неполную кастрюлю.

Если же игру на Кранчели и Кастрюлиано доверить двум разным людям (например, детям), то скучное и тоскливое дело само по себе становится очевидно некоей музыкой, которая способна принести внутреннюю радость даже не задумывающимся о причине ее.

онгакушки, вещаю, Секретные материалы

Previous post Next post
Up