Славянский алфавит св. Кирилла имеет одно начало и три завершения - еврейское (на "Твердо"), славянское (на "Юсах") и греческое (на "ижице").
Тем не менее уже после формального окончания еврейского алфавита мы встречаем букву
, копию древнегреческой буквы θ , которая в свою очередь происходит от древнееврейской "тэты"
.
По идее, эта буква должна быть - как и в греческом - после "Иже" и перед "И" .Поскольку числовое значение "фиты" - 9 - однозначно указывает ей место среди других букв ( у "Иже" числовое значение 8, у "И" - 10)
Тем не менее св.Кирилл нарушает порядок и помещает фиту в самом конце алфавита.
Что подразумевает собой крайне веские причины.
Мы же традиционно попробуем понять происхождение и значение этой буквы.
И оно достаточно интересное.
Существует одно древнееврейское слово "тит" ("фит") טיט
Обозначает оно глину , смешанную с водой.
На славянский оно переводится как "брение".
Например - у Исайи
"А́зъ же возста́вихъ, и́же от сѣ́вера и и́же от восто́къ со́лнечныхъ, прозову́тся и́менемъ мои́мъ: да прiи́дутъ кня́зи, и я́ко бре́нiе скуде́льника и я́ко скуде́льникъ то́пчущь бре́нiе, та́ко попра́ни бу́дете."
Это глина не как природный материал, а именно "брение", глина смешанная с водой (мы бы сказали - раствор) - то самое, которое сотвори Господь от плюновения слепому от рождения.
Пожалуй, это все что могу я сказать о "фите", но есть тут один, возможно, совсем не связанный аспект.
Одно из имен Божиих- "Благой".
По еврейски טוֹב Тов
И у "благ" есть однокоренное слово - "кольцо, перстень". טַעַבּתַ Табаат
Хотя вторая гласная тут другая , однако это вполне возможно (например, надевать кольцо - ַ ִטיבֵּע тибеа)
Примечательно оно тем, что если мы посмотрим на древнееврейскую
или славянскую
, то мы отчетливо увидим перстень.
Тут можно вспомнить притчу о блудном сыне, которому Отец после возвращения дает "перстень" - по толкованию святых отцов - усыновление Богу.
А также чин обручения, когда новобрачным надевают на руки перстни , после чего меняют их троекратно.
Если вспомнить, что Спаситель говорил в Евангелии о браке - "Яже Бог сочета , человек да не разлучает" , то фактически обручальные кольца, которые женатые носят на руке во время брака - это не просто украшения и даже не символы чего-то, фактически, это иконы Божественной благодати , признак действительного присутствия Бога.
И если мы посмотрим на венцы на иконах святых, которые имеют также кольцевую структуру , которые являются обетованием святым по апостолу Павлу "прочее соблюдается ми неувядаемый славы венец" , то можно признать, что эти венцы имеют такое же значение - т.е. это видимый , ощущаемый как свет , признак особенного присутствия Бога и его действующей силы.
Подобные венцы также возлагаются на головы новобрачным (хотя ныне они в форме короны, а не венка) .
Есть ли связь между перстнем и значением по произношению - "фита" , т.е. брение?
Есть.
Еврейское слово טָבעַ тава или товеа - однокоренное и с "тов" -благий и с "таваат" "перстень" , означает "ставить печать, чеканить".
В самом деле, наше просторечное название перстня "печаткой" происзходит от утолщения на вершине перстня, которое в старину имело уникальную форму и использовалось для запечатывания письма или в качестве печати на документах.
Что нужно для того, чтобы поставить печать?
Одного перстня мало.
Нужен мягкий , податливый полужидкий материал, который с одной стороны достаточно мягкий, чтобы принять печать, с другой стороны - достаточно прочный, чтобы сохранить этот отпечаток.
Брение.
Таким образом , брение - материал для печати от "перстня".
Что же такое брение, как не глина , смешанная с водой? по-крайней мере, значение еврейского "тит" - это именно глина смешанная с водой.
Что же такое глина , если не человек - Адам?
Что же такое вода ,если не таинство Святого Крещения?
И тут мы узнаем, что в еврейском языке к грозди однокоренных слов "кольцо" таваат , благой "тов" и печатать "товеа" относится слово... крещение (буквально погружение в воду) . טבַעָ . Оно и пишется , и произносится совершенно идентично "печатать" - тава или товеа.
А Иоанн Креститель - Иоканан Ма-твиль
И если мы вспомним последовательность крещения , то мы обнаруживаем, что сначала человека погружают в воду (глина смешивается с водой) , затем на получившееся брение ставится печать.
Буквально.
В таинстве Миропомазания священник помазывает новокрещенного и говорит "Печать дара Духа Святаго".
И в этом аспекте странное обещание Святого Духа через пророка Исайю, читаемое в качестве паримии на Крещение - что с пришествием Христа пустыня жаждущая превратится в болото, - в самом деле, болото совсем не представляется чем-то прекрасным и желанным - становится ясным и очевидным. Пустыня - это человеческое естество, не имеющее воды - т.е. таинства Святого Крещения. Болото - это та же пустыня, залитая водой и ставшая "брением" , т.е. человечество , принявшее крещение и ставшее "брением", которое способно принять печать.
Если вспомнить исцеление Евангельского слепорожденного брением, то и там святые отцы таинственно изъясняют этот случай именно как исцеление через крещение всего человечества от слепоты. Причем не просто через брение, а через прикосновение пальца - т.е. опять же Бог накладывает на это брение Свою печать - и человек исцелился от слепоты.
В этом аспекте становится ясным, почему после св.Крещения человек еще не спасен , а ему требуется подвизаться против греха .
Как печать на брении не тверда , пока не пройдет время и не закрепится, и только когда брение снова затвердеет, печать на нем останется уже навсегда. И на то время, пока происходит отвердение, нужно хранить , беречь эту печать - чтобы ее не смазали, и тем более не поставили поверх нее другую печать - например, антихристову, о которой святые отцы говорят , что это в первую очередь печать греха.
-----------------------------------------------------------------
Числовое значение "фиты" - девять.
Оно неожиданно невыразительное и маловстречающееся в Священном Писании - по сравнению и с десятью, и с восемью.
Девять тельцов полагалось приносить в жертву на пятый день отдания праздника труб
Девять локтей была длина одра у князя титанов- Рефаимов.
Девять городов было в одной из областей жребия Иуды
Девять лет царствовал Осия в Иудее (неугодный Богу)
Остальные случаи упоминания девяти - это как часть оставшаяся от десяти (например, десятина трудившихся над Вторым храмом) или девять из десяти , не поблагодаривших Христа за исцеление или девять из десяти помышлений скрываемых в сердце праведного.
Но есть одно неожиданное подтверждение сказанному о брении и печати в самой природе человека.
Вспомним, что говорят святые пророки и апостолы о сотворени каждого человека - он как брение в руках горшечника.
В самом деле , сама физическая субстанция, из которой зачинается и развивается человек - это коллоидный раствор белка, это буквально кусочек белковой грязи.
И из этой грязи формируется человек в течение девяти месяцев , как написано в третьей книге Ездры:
"и ка́ко ны́нѣ въ ложесна́хъ создано́ е́сть тѣ́ло, и подае́ши соста́вы? содержи́тся во огни́ и въ водѣ́ твое́ творе́нiе, и де́вять ме́сяцъ терпи́тъ твое́ созда́нiе твою́ тва́рь, я́же въ не́мъ создана́ е́сть:" (3 Ездры 8,8).
Что отсылает нас уже к книге Откровения, в котором совершенное рождение Нового Адама (т.е. всех спасенных людей во Христе) в вечность представлено в виде Жены облеченной в солнце, рождающей и терпящей великие муки.
--------------------------------------------------------------
К сожалению, никаких совпадений в иероглифах я не нашел, но для полноты пусть будет перечень знаков.
Брение (как земля смешанная с водой) :
泥 и 濘
Ил (как земля в осадке в воде) : 淤
Остальные знаки обозначают грязь, нечто нечистое, мусор и пыль.
Кольцо, как перстень: 篏 嵌 но это скорее описательный знак , поскольку перстни в дальневосточной культуре не были особо распространены.
輪 - кольцо как геометрическая фигура с оттенком замкнутости на себя, тесной связи между собой
鐶 - это кольцо , но уже скорее как браслет.
Печать как оттиск: 印 или 判
Есть интересный знак 認 , состоящий из "слово" + "терпение" , которое в свою очередь состоит из "клинок"и "сердце", и обозначает оно одобрение , утверждение (печать как знак качества, которую ставили мастера на свои изделия)
Печать как процесс с оттенком надавливания , пресса: 押 или 捺
И отдельно - священная печать, личная печать императора 璽