Азбука . Часть шестая . Генеалогия "Кси"

Jul 05, 2019 10:52

Последние четыре буквы славянского алфавита можно назвать последними достаточно условно.
В самом деле, от древних авторов до новых исследователей можно встретить разные порядки славянских букв.
У древнейшего свидетеля - Черноризца Храбра мы вообще встречаем два отдельных набора букв (условно греческий и условно славянский) , взаимный порядок которых не обозначен.
Поэтому мы будем следовать сложившейся традиции, в которой славянский алфавит заканчивается четырьмя греческими буквами - ξ ψ Θ υ , причем греческими не только по написанию, но и по имени - у них нет , как у всех остальных букв, особого славянского имени.
Это имеет некоторое таинственное значение, о котором было сказано в статье о юсах - этими четырьмя чистыми греческими буквами образуется третий - греческий конец алфавита. (о том, конец ли это, следует поговорить особо)

При том , что эти буквы греческие и имеют в славянском греческое имя, они имеют древнееврейские аналоги, которые позволяют сказать о них нечто большее.


Буква Ξ ξ "кси" происходит очевидно от древнееврейской буквы "Самех"

И если мы попытаемся понять значение этой буквы из еврейского языка, то обнаружим, что и сохранившееся в греческом произношение "кси"-"си" , и слово "самех" имеют смысл и значение - более того, оба они прекрасно подходят к парадигме славянского алфавита, как иконы Бога, составленной из букв- икон Бога.

Слово "самех" имеет два спектра значенией:
1. Опираться, полагаться , поддерживать.
2. Приближаться к кому-то, посвящать в священный сан и делегировать свои полномочия.

Слова же "си" (или "кси") в еврейском языке нет, зато есть корень "си" ("кси") , который имеет любопытное значение:

сиег ограждать, проводить грань,
сияг - ограничение, ограда, охрана, предосторожность
сием - завершение , конец
сиюм - окончание

Си ("кси") - это понятие творческого (т.е. не спонтанного, не случайного) завершения.
В самом деле , в самом начертании буквы "кси" - и в древнееврейском, и в греческом - можно отчетливо видеть как ограду, так и изображение Святой Троицы в виде трех черт - подобных иероглифическим "трем" 三 , которые и читаются схожим образом - "сан" (и в китайском и в японском)

Есть у ξ один исторический контекст, о котором стоит поговорить.
Это аспект апокалиптический.
В самом деле, греческая форма этой буквы заставляла некоторых видеть в ней змея с двумя рогами.
Более того, всем известное число зверя 666 в подлиннике выглядит как χξϛ , поэтому древние толкователи в попытках предугадать это таинственное имя помимо складывания числового значения отдельных букв обращали внимание и на собственно эти три буквы, толкуя их как антихриста(χ), сатану (древнего змия, дракона) ξ  и лжепророка ϛ

К этому можно вспомнить, что в знаменитом иноческом уставе преподобного Пахомия Великого, где разным психическим типам монахов назначались отдельные буквы , буква ξ предназначалась для самых гордых, строптивых и ропотников.

Если же посмотреть на значение слова "си"("кси") в еврейском - "конец, завершение, ограничение", то вполне складывается даже некое отрицательное отношение к этой букве, как символу зла и отвержения от Бога.

Однако , это принять невозможно.
В самом деле, если весь алфавит есть икона Пресвятой Троицы, то присутствие в ней символа зла столь же невозможно, как изображение каббалистических символов  на "Троице" преподобного Андрея Рублева. Хотя мы и встречаем изображение бесов на , скажем, иконе Страшного Суда, но это изображение иллюстративное, а не мистическое и не символическое.

Если говорить о числе имени зверя , то мы видим, что в него входит не только ξ но и χ , священный и великий смысл которой - как образа Божия - был достаточно очевиден. Следовательно, и ξ и ϛ  сами по себе столь же священны и велики.

И попадание их в число зверя - это не свидетельство об их злой символике, а наоборот, свидетельство об их особом священном значении , ведь нет ничего более священного и великого, чем имя Иисуса Христа , и именно это имя украдет антихрист и присвоит себе. Как нет более великого в людях и священного образа в творении, чем Пресвятая Владычица Богородица, и именно этот священный образ уворован сатаной в культе "мадонны" - "прекрасной дамы".

Крайнему вору и крайнему гордецу свойственно воровать самое ценное , а сатане - присваивать лживо себе Божественные аттрибуты.
Когда мученики воевали с идолами и низвергали их, их обвиняли в богоборчестве и безбожии , как борющихся с богами - в то время как они воевали с лживым присвоением Божественного достоинства демонами и скульптурными художествами.

Так и здесь , толкование формы χξϛ , как указание на злые личности,- с целью отвержения их -  совершенно справедливо , однако никак не затрагивает самого священного и великого значения этих букв, относящихся к Одному Богу.

Что же касается устава св.Пахомия, то невозможно не преклоняться перед мудростью этого великого святого отца , и необыкновенностью полученного откровения, но стоит отметить, что буквой ξ отмечались хоть наихудшие , но монахи. А не демоны и даже не миряне.
Люди, которые отверглись от мира, но имеют еще  недостатки и болезни.
И  я уверен, что состояние этих  "ξ " преподобного Пахомия  для нас сейчас абсолютно непостижимо .
Иначе говоря, ξ преподобного Пахомия - это последний , крайний ранг святости, подвижничества, а вовсе не символ злодея или грешника.
Что подтверждается и значением буквы "си" ("кси") в древнееврейском, как "конец, ограничение".
И одновременно значением слова "самех" как "посвящение",
----------------------------------------------------------------------
Числовое значение буквы ξ 60 .
В греческом алфавите она находится на "своем" месте - после Νν 50 .
Почему в славянском она перенесена в конец, из-за чего нарушен чин чисел - мне неизвестно, но можно утверждать, что причина этого достаточно важна.
В Священном Писании число "шестьдесят" встречается преимущественно  в значении числа людей.

шестьдесят агнцев, шестьдесят козлов и шестьдесят овнов принес в жертву Израиль при помазании жертвенника (вспомним значение "самех" - посвящать в священный сан)
шестьдесят городов было дано половине колена Манассиина в царстве Васанском
Об этих же городах упоминается. как крепких городах царя Соломона в Васане.
Шестьдесят "коров" (мера) муки составляло ежедневное продовольствие дворца Соломона
Шестьдесят локтей была ширина притвора храма Соломона
Шестьдесят знатных людей пленил Навузардан в Вавилон.
Шестьдесят наложниц было у Ровоама , сына Соломона
Шестьдесят локтей высоты и ширины должно было быть у Второго храма по повелению Кира.
Шестьдесят сильных и шестьдесят цариц стояло вокруг одра Возлюбленного из Песни Песней
Шестьдесят локтей было в столбах Третьего храма (видения св.Иезекииля) . Поскольку столбы храма - это прообраз великого святого, то это значение тоже можно отнести к числу людей.
Шестьдесят локтей была высота золотого идола Навуходоносора

В Новом Завете шестьдесят это средняя мера плодоношения для пшеницы из притчи (т.е. по Евангелию ξ это не только не символ зла, а наоборот символ высокого достоинства в святости)

На шестьдесят стадий отстоял от Иерусалима Эммаус, который известен только тем, что на пути в него явился ученикам Воскресший Христос.

---------------------------------------
Что касается иероглифов, то наиболее близким к "кси"  выглядит знак末 - конец , окончание .

церковно-славянский, Житие Константина Философа

Previous post Next post
Up