Азбука . Часть шестая . Генеалогия "Ук Ферт Хер"

Jun 19, 2019 14:02


Здесь попытаемся рассмотреть эти три буквы вместе.
Почему?
Во-первых, "настоящий" алфавит - т.е. древнееврейский, заканчивается на букве Т.
Следовательно, вполне естественно предположить, что следующие буквы имеют свой отдельный чин, хотя, может быть и связанный и продолжающий прежний.
Поскольку же мы столь часто сталкивались с Троичным смыслом многих букв, то рассматривать вместе три буквы, идущие после "окончания" алфавита - достаточно разумно, особенно учитывая, что затем идут три другие буквы, имеющие ту же Троичную  связь между собой - Ч,Ц и Ш.

Что более важно:
Во всей "генеалогии" есть один очень существенный недостаток.


А именно - рассматривались значения и написания букв, но совершенно не рассматривалось их звучание.
Главный тезис "Азбуки" - что каждая славянская (да и греческая , да и древнееврейская ) буква является своеобразной иконой  в том или ином ключе.  Иконой одновременно и Христовой - и Святой Троицы.

Неразделимое различие при письме графической формы, ее значения и звучания - это старинное уподобление именно Святой Троице.

Но письменность, по меткому изречению св.Антония Великого - это костыль для больного ума, восполняющий недостатки падшего человека (ограниченность его падшего ума и отсеченность от Первоума - Бога)

Есть иное подобие Святой Троице в человеке - это речевой аппарат.
Даже сциентисты (т.е. богоборцы)  видит в речевом аппарате человека три составляющих
Но если  мы внимательно посмотрим на то, как мы говорим, то обнаружим, что у каждого из нас не просто "речевой аппарат", а целый оркестр из трех музыкальных инструментов трех существующих типов - духовой, струнный и ударный . (Причем традиционные (неэлектронные) музыкальные инструменты всегда принадлежат одному из трех типов)
А именно.
Легкие, гортань и ротовая полость образуют духовой инструмент (труба)
Голосовые связки - это две натянутые струны.
Язык, зубы, нёбо  - ударно-перкуссионная установка.

Таким образом, наша речь - не что иное - как музыкальная пьеса, исполняемая этими тремя инструментами.
Можно даже увидеть явные указания на Лиц Святой Троицы в этих трех музыкальных инструментах.
  "Ударно перкуссионная установка"  с языком, как ударяющим инструментом - это указание на Святого Духа, Который Сам изволил явиться именно в виде огненных языков пламени.
Голосовые связки - две натянутые струны - указание на растянутое на Кресте тело Второй Ипостаси - Слова Божия.
Легкие (Утроба) и гортань - это указание , символ Отца.

И в этом отношении интересны именно эти три буквы "у", "ф" "х" - как произносимые звуки.
В самом деле, звук "ф" - это практически чистое дыхание, в его произнесении участвует только "духовой инструмент".
Звук "У"  это чистая гласная, которая создается только дыханием (духовой инструмент) и связками (струнный инструмент)
Звук "Х" - заднеязычный, в нем участвует дыхание (духовой инструмент) и язык с задней поверхностью нёба (перкуссия)
Таким образом, эти звуки не только в алфавите образуют троичное единство даже неким сходством в написании (в славянском письме) , но и в произношении достаточно ясно могут быть соотнесены как икона Св.Троицы с отдельными лицами. И при этом сохраняется даже подобие православной догматики о Связях между  Лицами - Сын рождается от Отца, Дух Святой исходит.

В пользу этого говорят некоторые события Священного Писания.

В самом деле, во время первого явления Воскресшего Христа апостолам мы читаем: "И сiе́ ре́къ, ду́ну и глаго́ла и́мъ: прiими́те Ду́хъ свя́тъ:" (Ин 20,22)

"дуну" - это фактически буква "Ф" (по произношению).
По нашему предположению Ф - это (как буква , играемая только "духовым инструментом") символ образ Отца.
На первый взгляд, противоречие - ведь Спаситель говорит "Приимите Дух Свят" - поэтому если "Ф" это дуновение, то это должен быть образ Святого Духа.

Но дело в том, что этот текст католики используют в качестве обоснования filioque - исхождения Святого Духа и от Сына - и именно по этому тексту есть большая полемика у св.Максима Грека во втором томе его сочинений.

И именно понимание "Ф" как символа-иконы Отца, неожиданно освещает это таинственное действие Спасителя именно с точки зрения истинной - православной догматики.
В самом деле - говорит Сын. Дуновение - это образ Отца . От этого дуновения подается Дух Святый (по учению Евангелия и св.Максима Грека - не Сам Дух, а только особый Его дар отпускать грехи) .

Вспомним также видение пророка Илии Бога в Хориве.
"се́, ми́мо по́йдетъ Госпо́дь, и ду́хъ вели́къ и крѣ́покъ разоря́я го́ры и сокруша́я ка́менiе въ горѣ́ предъ Го́сподемъ, [но] не въ ду́сѣ Госпо́дь: и по ду́сѣ тру́съ, и не въ тру́сѣ Госпо́дь:
и по тру́сѣ о́гнь, и не во огни́ Госпо́дь: и по огни́ гла́съ хла́да то́нка, и та́мо Госпо́дь." (3Цар 11-12)

Св. Максим Исповедник пишет: " “Хорив” толкуется как “знак”, и это есть навык в добродетелях, [приобретенный] в новом духе благодати. "

Как мы помним, "знако" это буква "тав" ("твердо") - опять совпадение значения букв с духовным смыслом событий , толкуемым святыми отцами.

Но кроме того, мы видим, что греческая "хи" Х и славянское Х "хер" имеют то же начертание, что древнееврейская буква "Тав" . И слово "Хорив" начинается именно с буквы "Х".

Связь тоже очевидна.

Далее св. Максим Исповедник пишет: "почувствовав глас хлада тонка (3Цар.19:12), в котором был Бог, таинственно научается в отношении произносимых слов, образа жизни и нравов божественному непоколебимому и мирному, и совершенно невещественному, и простому, и свободному от всякого вида и образа состоянию, которое невозможно высказать или выразить."

Буква "Ф" именно такова.

Добавим, что существует иероглиф, имеющий точно такое же написание- 中.
Он обозначает средину, внутреннюю часть, сердцевину.
Что в отношении Бога   тоже совершенно недвусмысленно
И в заключение - св.Григорий Палама об этих событиях.

"Когда же исполнилось 50 дней после Воскресения, чего мы ныне творим память, - когда все Ученики собрались вместе и единодушно были в горнице оного святого места, а также и в горнице своей души, каждый сосредоточившись духом, потому что они отдались и прилежали молитве и священным песнопениям Богу,

"бысть", говорит Евангелист Лука, «внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще» (Деян.2:2).

Это - тот шум, о котором предрекла Анна Пророчица, когда приняла обетование о Самуиле, говоря: «Господь взыде на небеса, и возгреме: Той даст крепость и вознесет рог Христа Своего» (1Цар.2:10).
Этот шум был также предвозвещен и в видении Илии; ибо говорится: «Се глас хлада тонка, и тамо Господь» (3Цар.19:12); ибо «глас хлада тонка» это - шум ветра.

Предызображение сего гласа и дыхания ты можешь найти и в Евангелии Христовом. Ибо в последний день великого Праздника, т.е. в Пятидесятницу, стал Иисус - как повествует Богослов и Евангелист Иоанн, - и воззвал, говоря: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя Его» (Ин.7:37-39).

Но и по Воскресении, Он дохнул на Учеников Своих и сказал: «Приимите Дух Свят» (Ин.20:22).

Таким образом, оный глас предобозначал сей шум, и дуновение - сие дыхание, которое ныне бурно разлившись свыше, испустив с неба великий и мощный шум, призывает всю землю под солнцем и всем, в вере приходящим, дарует благодать и вселяется в них.

Является же с силою, как - все побеждающее и попирающее стены лукавого, уничтожающее грады и всякие твердыни врага, и смиряющее превозносившегося, возносящее же смиренных сердцем, и скрепляющее то, что было дурным образом разрешено, разбивающее же оковы грехов и разрешающее узы рабства.

Исполнило же Оно дом, где они находились, делая его духовной купелью, и этим исполняя оное обетование Спасителя, которое, возносясь, Он им изрек: «Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех» (Деян.1:5).

Но и то наименование, которое Он им дал, Он показал этим, как - справедливое: ибо силою сего шума с неба, Апостолы действительно стали «Сыны Громовы».
«И явишася им, - говорится, - разделени язы ́цы яко огненни: седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещевати» (Деян.2:3-4). "

церковно-славянский, Житие Константина Философа

Previous post Next post
Up