П - покой происходит явно от греческого Ππ пи , который в свою очередь образуют от древнееврейского
"пе" .
Имя этой буквы непонятно - и вики и еврейская энциклопедия умалчивают о ней, другие же источники производят ее от "пэ" - ладонь.
Видимо, тут тоже произошло искажение (сознательное или нет) древнего смысла, поскольку в древнееврейском языке есть слово "пи" и оно означает "уста" , "устье".
Знакомые с Ветхим Заветом наверняка вспомнят такие топонимы как Пи-Гахироф (Уста пещер) или Пи-Бесеф (Уста Бубасты)
Форма буквы согласна с этим толкованием .
У слова "пи" есть еще другое значение - острие меча ("уста меча"), благодаря чему мы и встречаем постоянно в Писании выражение "меч вы пояст" - меч не рубит, а пожирает.
Какая связь между "устами" и "покой"?
Предположений два.
Первое - исходя из значения "уста" . Как и в древнееврейском "пи" , которое означало сужение, узкое тесное место (поэтому и второе значение "острие меча"), славянское "уста" - однокоренное с "у-ский" (узкий) , "у-жики" (близкие, тесные), "ю-доль" (узкая долина), "у-род" (узко-рожденный) и т.п.
"Уста" - сужающееся место (во время говорения, еды, дыхания) .
Само слово "пить" в своих видоизменениях (пей, пью) говорит, что корень этого слова - одиночная буква П.
Очевидная корелляция с "пой" ,"петь" - видимо от того, что оба эти действия связаны с устами.
В употреблении слова "покой" и однокоренного "почивать" тоже можно усмотреть это сужения , сближения .
С другой стороны, написание буквы П и прямое значение слова "покой" означает "опираться, твердо основываться" .
В Священном Писании славянском мы тоже видим это значение , например
""и бу́детъ егда́ почі́ютъ но́зи жерце́въ воздвиза́ющихъ киво́тъ завѣ́та Го́спода всея́ земли́ въ водѣ́ Иорда́на, вода́ Иорда́нова оскудѣ́етъ, вода́ же низтеку́щая ста́нетъ." (Нав. 3,19)
Евангельский богач, говорящий душе "яждь , пий , почивай", говорит это не только в смысле "отдыхай, расслабляйся", но и в смысле "будь уверена, будь основана и утверждена", так что Бог говорит ему "Безумне в нощь сию душу твою истяжут от тебе" не только противопоставляя отдыху, но и противопоставляя основанию на деньгах основание на Боге.
. Нечто подобное мы видим и у св.Давида :
"А́зъ же рѣ́хъ во оби́лiи мое́мъ: не подви́жуся во вѣ́къ.
Го́споди, во́лею твое́ю пода́ждь добро́тѣ мое́й си́лу:
отврати́лъ же еси́ лице́ твое́, и бы́хъ смуще́нъ." (Пс. 29,7)
- как только пророк оперся на обилие свое, Бог отвратил лицо свое.
Каким образом уста связаны с опорой? Если иметь в виду слова св.Иоанна Златоуста (из толкования на 104 псалом) о том, что "уста Бога есть Слово Его", и св.Давида "Сло́вомъ Госпо́днимъ небеса́ утверди́шася, и Ду́хомъ у́стъ его́ вся́ си́ла и́хъ:" то мы увидим нечто иное в букве "П" - а именно некую икону неба - не только видимого, но и неба как состояния духа. В самом деле, если "Бог простирает небо яко кожу" - палатку по толкованиям святых отцов, то буква П есть прямое изображение такой палатки (речь идет, естественно о смысловом образе, а не о физической форме неба)
Небо связано с покоем не только в Священном Писании, но и в эстетическом восприятии всех людей.
Поскольку же апостол говорит "Видимая (т.е. земное) временна невидимая же (т.е. небесное) вечна", то небо имеет и значение вечности, неподвижности.
Об этом - св. Давид в Псалтири "Постави я(небеса) в век века, повеление положи и не мимо иде"(Пс. 149) .
Здесь мы видим некое совпадение с устами, поскольку у нас у каждого во рту есть небо.
Оно называется , правда нёбо
,
однако и В.Даль и профессор Черных в своем историко-этимологическом словаре не находят иного происхождения нёба, как от неба .
Форма нёба же достаточно очевидно представляется буквой П. В этом отношении интересно, что на латыни нёбо - palatum, "палатка"- опять буква П.
Таким образом, уста связаны с покоем через небо.
В самом деле, у человека две челюсти - подвижная (нижняя) и неподвижная (верхняя) . Нёбо относится к неподвижной челюсти. Интересно, что
нёбо человека имеет свою "занавеску".
Еще один смысл буквы П- это иго (то есть ярмо) - очевидно, Христово
Ярмо прямо имеет П-образную форму
И мы о нем уже говорили в букве "В" , где сама буква трактовались как два вола, стянутых этим ярмом - и в букве "А" - где изображение быка развернута вверх, потому что иго Христово прижимает его не к земле, а к небу.
И теперь становится понятным, что само иго Христово - это буквально небо и буквально - покой.
Как это ни парадоксально, но тяжесть и страдания , которые испытывают подвижники - это тяжесть ... покоя.
Обычный мирской покой тянет вниз, покой Христов- вверх.
Как это может быть?
Показывают человеческие уста.
В самом деле, неподвижная часть уст находится вверху.
Подвижная - внизу.
Когда человек не говорит (уста в покое) , тогда нижняя челюсть отдыхает, опираясь .... на верхнюю.
Покой , направленный вверх.
Если же вы откроете рот и подержите нижнюю челюсть в опущенном положении, то почувствуете, как напрягаются ,устают мышцы челюсти.
Хотя казалось бы - должно быть все наоборот.
Но когда человек умирает - тогда происходит ровно наоборот - челюсть сама собой опускается, отваливается.
Таким образом мирской покой - направленный вниз, это покой мертвого, он доставляет напряжение и тяжесть святым.
Святой покой - покой живого, направленный вверх - доставляет напряжение и тяжесть мертвым.
Пока человек в состоянии мертвенности , ему тяжко и невыносимо иго Христово.
Для святых же это же иго - покой и отдых, а невыносимо и тяжко то, что мертвенный человек ощущает как покой.
В этом отношении как не вспомнить видение св.Антония Великого, который видел, что Бог сказал его Ангелу Хранителю - не давать св.Антонию покоя.
Таким образом апофеоз дела спасения - Вознесение Христово - это как раз то самое "внити Христу в покой Свой" о котором говорит св.Апостол, отсюда и люди "покойники" - те, которые пошли за Христом, именно об этом упокоении и молится Церковь.
Вот что об этом покое пишет св.Григорий Палама:
"Итак, Бог желая нам дать посильное ведение таковых именно дел, и показать, что именно их должно искать более, нежели всего чувственного, седьмой день, в который почил от творения чувственного мира, благословил и освятил, как некое возвращение, путем упокоения, от нижнего мира (тон каа́то) к тому, который принадлежит лучшей и сверхмирной сфере.
Потому что, сказать словами великого Дионисия: Бог, по преизбытку благости, бывает вне Самого Себя, и вследствие сбережения всех свойств к сему во всем возвращается, согласно могущей перемещаться (экстатикин) сверхсущественной силе, которая и по существу имеет статистический характер (анэкфититон) Его Самого;
Сошедши же человеколюбиво, насколько Он пожелал и насколько была в том необходимость, и сей наш чувственный мир создав в шесть дней, в седьмой - на свойственную Ему высоту, которую, однако, и не оставлял, Он, как это отвечало Божеству, возвратился (в Себя), и покой того дня более благословенным показал, научая и нас желать восходить, насколько возможно, в оный покой, который заключается в нашем умном созерцании, и чрез него в восхождении нашей мысли к Богу. К сему покою и Апостол ясно побуждает; потому что представив слова- сказанные Богом чрез Псалмопевца о народе Иудейском, именно: «Яко кляхся во гневе Моем, Аще внидут в покой Мой» (Пс.94:11), - он затем прибавляет: «Рече негде о седмом (дне) сице: и почи Бог в день седмый от всех дел Своих» (Евр.4:4). И несколько дальше: «Потщимся убо и мы внити во оный покой» (Евр.4:11); потому что тот, кто войдет, и сам почиет от своих трудов, как - Бог от Своих."
(Гомилия 17-я
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/17 )
-------------------------------------------
Числовое значение буквы П - 80
В Писании это число в собственном виде (т.е. не "сто восемьдесят" или "восемьдесят тысяч") встречается крайне редко .
А именно
1) 80 лет земля покоилась после избиения Аодом моавитян
2) читаемые ежедневно на первом часе слова св.Моисея ""дні́е лѣ́тъ на́шихъ въ ни́хже се́дмьдесятъ лѣ́тъ, а́ще же въ си́лахъ, о́смьдесятъ лѣ́тъ, и мно́жае и́хъ тру́дъ и болѣ́знь: я́ко прiи́де кро́тость на ны́, и нака́жемся." (Пс. 89, 10) - обратим внимание, что "множае их труд и болезнь", а по истечении 80 лет жизни - истекают труд и болезнь, т. е. речь опять идет о покое.
3) 80 мер пшеницы, которыми были заменены 100 мер в притче о неправедном управителе для того, чтобы найти покой после того, как его выгонят.
Хотя совпадения достаточно ясные, но малочисленность их и то, что в Писании скорее числу 7 приписывается значение "покой" (суббота, юбилеи и т.д.), не дают особо яркой картины.
-------------------------------------------------------------
Обратимся теперь к китайским иероглифам.
Первое совпадение, которое бросается в глаза - это знак "меч".
Он выглядит вот так:
刀
Этот знак считают идеографическим (т.е. формой выражающим понятие) ,но адекватного объяснения этой форме я не нашел.
Вспомним что говорилось в начале о мече и устах.
Уста же обозначаются идеограммой 口 (а "слово" - вполне ожидаемо производное от уст - 言,а 謂 - это и "слово, название" - и "основание" ,"фундамент")
Покой обозначается несколькими знаками:
休 安 и 静 , из которого первый представляется самим китайцам понятным (человек под деревом) , а прочие истолковать я считаю для себя пока невозможным.
В отношении второго знака интересно, что
安 это покой,
宴 (покой с солнцем внутри) это праздничная трапеза-вечеря
晏 (покой с солнцем наружи) это спокойствие и - одновременно торжественное возвышенное обозначение смерти.