Азбука . Часть шестая . Генеалогия "И"

Apr 30, 2019 09:10


Буква "И"
странная.
В греческом алфавите после Ηη (славянской Иже) идет фита Θθ. Числовое значение фиты - 9 тоже подразумевает последовательность после 8 - числового значения иты. В древнееврейском тоже после
"хиют" - 8 идет
"тэт"-9.

В славянском внезапно после Иже -8 идет И -10 , а фита
(которая также имеет значение девяти ) стоит в конце алфавита.

Странность заключается и в том, что все буквы имеют название, - и до "и" ( иже) и после ("како")
Логически это необъяснить, а значит - тут некоторая тайна.
Что за тайна - сказать точно может только сам св.Кирилл , а мы попробуем поразмышлять на эту тему с той или иной степени достоверности.

Очевидно, что славянское "и" связано с греческой йотой Ιι  и древнееврейским йод

И эта буква уникальна тем, что только о ней говорится в Евангелии.
Вспомним эти слова Господа нашего Иисуса Христа.

"Ами́нь бо глаго́лю ва́мъ: до́ндеже пре́йдетъ не́бо и земля́, Ио́та еди́на, или́ еди́на черта́ не пре́йдетъ от­ зако́на, до́ндеже вся́ бу́дутъ." (Мф 5,18)

Смысл этих слов понятен, но в простоте его содержится нечто глубокое и очень важное.
Чтобы найти это важное, посмотрим толкования святых отцов на это место.

Святой Иоанн Златоуст:
"Слова эти имеют такой смысл: невозможно, чтобы закон остался без исполнения, но и малейшая черта его должна быть выполнена, что и доказал Господь Своим примером, во всей точности исполнивши закон. Здесь также Он дает нам разуметь, что и весь мир должен принять иной вид. Не без причины Он сказал так, но с тою целью, чтобы возвысить дух слушателя и показать, что Он праведно поступает, учреждая новые правила жизни; если вся тварь должна принять новый вид, то и род человеческий должен быть призван к другому отечеству - к образу жизни высшей."

Блаженный Иероним продолжает его мысль:
"

"Нам обещаются Новые небеса и Новая земля, которые создаст Господь. Итак, если новые должны быть сотворены, то древние, естественно, должны отойти. А в дальнейших словах под образом буквы показывается, что даже самое по видимому малое в законе исполнено духовными священнодействиями и повторится по содержанию своему в Евангелии. Итак, какое образование и ученость необходимы для того, чтобы показать, что в ежедневных жертвоприношениях исполняются также различные священнодействия и даже то, что кажется [в законе] суеверным?"

Таким образом, йота поставлена здесь как нечто, что связано с новым небом и новой землей - т.е. вечностью (символ которой - число восемь, восьмой день). Таким образом , св.Кирилл возможно изменил греческий порядок букв не только потому ,что славянские Иже и И произносятся одинаково и означают один и тот же звук, но и по глубокой богословской связи.

Но продолжим читать святых отцов:
Евфимий Зигабен: "Слово «аминь» есть наречие утвердительное, обозначающее то же, что «истинно». Смысл последующих слов - такой: пока будет стоять мир (это видно из слов: «дондеже небо и земля»), не останется неисполненным даже незначительное предписание закона, до тех пор пока все законное не сделается или не исполнится на деле Мною. Словами: «иота и черта» обозначил самое незначительное, потому что они в числе букв были самые простые, так как легче других начертывались. Иота есть прямая линия, а черта - кривая. Все равно, как Он сказал бы так: «доколе не прейдет небо и земля, Я не допущу этого». Так говорил Христос, утверждая, что Он не разоряет Закона, так как не мог еще сделать того, что он заповедует; до самой смерти Он исполнял его."

Здесь толкователь обращает внимание не только на йоту, но и на "черту".
В самом деле, если бы речь шла просто о символе чего-то малого и незначительного, то достаточно было бы одной йоты. Но тут стоит еще и черта. Зачем?

Грамматисты-гебраисты наверняка скажут, что под "чертами" имеются в виду незначительные разницы между некоторыми арамейскими буквами, из-за которых их часто невозможно различить , особенно в рукописном тексте. Часто одна буква отличается от другой именно маленькой кривой загогулиной, "чертой".

Но тут есть и еще кое-что.
Если мы посмотрим на греческий текст Евангелия
ἀμὴν γὰρ λέγω ὑμῖν ἕως ἂν παρέλθῃ ὁ οὐρανὸς καὶ ἡ γῆ ἰῶτα ἓν ἢ μία κεραία οὐ μὴ παρέλθῃ ἀπο­̀ τοῦ νόμου ἕως ἂν πάν­τα γένηται
То увидим, что здесь не γραμμα или γραφα , которые традиционно используются для обозначения письменных черт. Греческое слово "κερας" означает "рог". κεραια, производная от κερας - это поперечная балка, брус.

Блаженный Феофилакт: ""Здесь Господь показывает, что мир прейдет и изменится. Поэтому Он говорит, что, пока стоит вселенная, не исчезнет и малейшая буква из закона. Одни под йотой и чертой разумеют двенадцать заповедей, другие - крест. Йота - прямой брус креста, а черта - поперечный. Итак, говорят, что сказанное относительно креста,- исполнится"
Разумеется, "иные" , которые так говорят - это  сам блаженный Феофилакт.

Таким образом, йота имеет прямое отношение к мирозданию.
Йотой - малейшей и незначительнейшей буквой в некотором смысле (символическом, а не магическо-оккультном)   держатся нынешние небо и земля, она связана с будущей небом и землей, и это не что иное, как Крест Христов.

Как это?

Что означает само еврейское слово "йод"?

Рука.

По словам Священного Писания и учению Церкви, Бог держит весь мир в Своей Руке.
(тут вспомним и Новгородскую историю с иконой Христа-Пантократора, который Сам Собой сжимал ладонь в кулак " “Писари, писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукою, а напишите меня со сжатою рукою, так как в этой руке держу я сей Великий Новгород, а когда рука моя разожмется, тогда и городу сему придет конец”"

Более того, многие вспомнят, что в толкованиях тех же святых отцов,  именно буква Йота Ιι символизирует собой Иисуса Христа - и  как первая буква Его имени , и как 10. И что "Десница Божия", о которой так часто говорит пророк Моисей и св.Давид - это именно Слово Божие, Вторая Ипостась Святой Троицы.

И если мы посмотрим на древнееврейский "йод"
то увидим не только схематическое изображение руки, но и Догмат Церкви о Воплощении Христа - две черты в одну сторону - две природы, одна черта в другую - Одно Лицо, и неразрывное и неслитное соединение в вертикальной черте.

Далее, вспомним откровение Ангела св.Пахомию о его монашеском уставе с буквами, назначаемым разным родам братии. Именно буквой ι Ангел повелел называть самых кротких, чистых и смиренных братий- очевидно, как наиболее уподобившихся Самому Христу.  В самом деле, это еще наиболее деятельные и надежные послушники, которым можно доверить любое дело - буквально "руки" настоятеля .
------------------------------------------------------
Почему же у этой буквы нет имени?
Нет ли?
Можно конечно , поразсуждать тут что-то про апофатику и что в самом деле , букве ,которая является символом имени Христа, нет никакой нужды в ином имени.

Но  ведь и - это не просто звук. Он имеет смысл в славянском языке.

Соединительный союз.

И тут мы возвращаемся к предыдущей букве "Иже".
Которая  имеет прямое отношение к ... рукопожатию.
Которое, напомню, происходит вовсе не от обезьяны и показывания что в руке нет камня.
Наше рукопожатие при встрече восходит к священническому обычаю "протягивать руку общения" - как писал св.апостол Павел о Варнаве .

Вот как это происходит сейчас.



Священники перед чтением Символа Веры ("да единомыслие исповемы") протягивают друг другу руки и говорят "Христос посреде нас".

Где ?
Что находится между священниками?

Протянутые друг другу  и соединенные руки.

Которые графически образуют йоту .
Это и есть "Христос посреди нас". Буквально - и иконографически.

Рука соединяет людей не только на Литургии.

Во время венчания происходит "обручение" - т.е. соединение через руку, видимой иконой этого соединения является обручальное кольцо.
Рука соединяет во время хиротонии (посвящения в священника), и во время миропомазания (миро это икона возложения епископской руки) .

И наконец, в Ι можно увидеть жезл, который по Псалмам и Откровению дан Христу, чтобы пасти народы .
______________________

Числовое значение Ι ι - десять.
Почему - очевидно.
Собственно само название "десять" производят от "десницы" - правой руки . Десять пальцев у человека на руках, именно поэтому это основание счета.
Две скрижали Моисея, на которых написаны 10 заповедей , достаточно прозрачно соответствуют двум рукам человека
. Раскрытые скрижали = распростертые на Кресте руки Христа .

Интересно, что римское исчисление связывает число 10 тоже с двумя руками-  двумя ладонями, образующими букву Х - явный крест.

Число десять наряду с семью и тремя носит огромное символическое значение в Писании.
Учитывая все вышесказанное, предлагаю желающим самостоятельно посмотреть, как начинают играть великими смыслами упоминания числа 10 в Писании - например, 10 локтей в крыльях херувимов, простирающих их над ковчегом ( и изображающих распятие)  или в 10 городах и 10 минах  ,как символах крайнего совершенства  в притче о  минах.

---------------------------------------------
А теперь посмотрим на китайские иероглифы.
Первое, что мы видим - это что число 10 обозначается при счете знаком креста .


От чего иероглифически и Крест называется - 十字架 - "водруженный над землей знак 10"

Комментарии излишни.

А вот в документах число 10 обозначается знаком 拾, который имеет второе значение "подбирать с земли, находить" (вспомним притчу Христа о жене, имеющей 10 драхм) , и составлено графически из знака "рука" (слева) и 合 - "соединять, связывать"

Удивительные   совпадения, не находите?
Напомню - никаких культурных влияний и связей между св.Кириллом и китайскими иероглифами не было и быть не могло.
Связь тут - исключительно в объективной и внекультурной, надчеловеческой мудрости Божией.

В циклических знаках число 10 записывается как 癸 , но объяснить его я не в силах.

церковно-славянский, Житие Константина Философа

Previous post Next post
Up