Протодиакона много печалит во многом знании. И хоть бы проблеск мысли в этом болоте - что не недостаток знания приводит к благоговению перед Церковью, а гнилой мозг приводит к извращению любого знания, которое в него поступает.
И грец бы с ним - так они еще и гордятся и превозносятся этим извращением , и презирают благоговейных, как тупых и необразованных.
И самое смешное - что все, что они "знают" есть на самом деле пустота и прах.
Причем даже не самих книг и рукописей - а собственного воображения, которое закусив удила, в большинстве случаев не видит даже того, что написано.
Что же касается разницы между семинарией и академией - то она действительная - и преднамеренная.
И заключается в том, что по большей части в академию подбирают именно лиц определенного склада ума - "профессорского", которые испытывают минимум благоговения перед Церковью и максимум благоговения перед иностранными еретиками. Есть, конечно, исключения - обознались, например, или у человека внезапно мозги вправились.
Того же протодиакона в бытность его студентом послали на развращение не просто так - а убедившись , что он готов и согласен. Потому что уже в самой семинарии очень тонко и осторожно вселяют те же мысли, что потом раскрываются "академикам" во всем их величии зловония.Уничтожение авторитета Священного Писания (через ложную текстологию) издевательско-пренебрежительное отношение к Житиям Святых, сатанинский взгляд на историю Церкви - когда любое , самое невинное действие или явление толкуется самым нечестивым и наихудшим способом , развращение благоговейного отношение к Богослужению ,даже не как к "человеческому фактору", но как искажение, враждебное "подлинной древней Церкви" - и скотское отношение даже к заповедям Божиим.
Причем удивительно, что учащиеся академии знают МЕНЬШЕ самих себя, когда они учились в семинарии (если они что-либо знали).
В самом деле, в семинарии учат ту же историю Русской Церкви преимущественно по Макарию и Филарету, а в Академии - по Голубинскому и Карташеву (это в лучшем случае) .
Сравните их сочинения сами.
Если святители-ученые просто и ясно излагали факты, в более менее стройной системе, факты как проявление Божественного Промысла, то господа Голубинский, Карташев фактов не излагают вообще.
Если из их сочинений убрать все, кроме изложения фактов, то останется на каждого по брошюрке объема первого класса воскресной школы.
Все их тома забиты спекуляциями и "историческими рассуждениями" , единственная цель которых - доказать несуществование тех фактов, которые им не нравятся.
Если человек им поверит, то станет знать об истории Русской Церкви МЕНЬШЕ.
Причем , смешно и одновременно страшно - что простому человеку для приобретения знания достаточно прочитать одну строчку, а академисту для потери этого знания нужно лопатить горы абсолютно неперевариваемой (даже в литературном стиле) ахинеи.
Каков плод?
Простой человек ЗНАЕТ и при этом считает себя необразованным,
академист НЕ ЗНАЕТ, и при этом презирает простого человека, потому что тот не лопатил горы ахинеи, в отличие от него.
Плод добросовестного академического образования - в том, что человек вообще практически уже ничего не знает - потому что почти все отвергает.
Вместо знания его ум превращается в кладбище похабных анекдотов
Еще более страшное, что академист не просто перестает знать, он теряет способность что-либо узнать.
Во-первых. потому что он умный и сам готов учить неграмотную серость.
Во-вторых , он же столько прочитал по этой теме, да еще на иностранных языках (по умолчанию это английский, немецкий и французский - академист не может даже курсовой написать, если он не перечитал кучу европейской литературы и не напитался европейскими еретиками) разуверился во всем , и больше он не может - потому что несварение.
Это не что иное, как та самая закваска книжников и фарисеев, которую Господь завещал опасаться как огня.
И только милостью Божией академик спустя десятилетия , может быть, столкнется с настоящей наукой и уже сам лично, из своего опыта, и обращаясь к источникам, или попав в окружение к благоговейному священнику, к своему изумлению начнет по капельке, по крошке - как голодного возвращают к нормальному питанию - узнавать, что все, что написано в Житиях Святых, что все, что Священное Предание Церкви , что все, чему учили простые и благоговейные святители-ученые - истина, а то, что ему скармливали в академии - пустые фантазии обезумевших людей, единственная причина которых - жажда славы и ненависть к тому предмету, который они "облагодетельствовали" своим вниманием .
Во многом знании не многая печаль
Это изречение - продукт невежества и гордости.
Во многой мудрости многий труд.
Многая печаль - от чтения дутых адским ветром профессоров.
_______________________________
UPD - не вообще профессоров - св. Филарет Московский тоже был профессором - а от дутых адским ветром.
Однажды Диоген стал топтать при Платоне тряпку со словами "так я попираю гордыню Платона".
"Другой гордыней", спокойно заметил Платон.