Короткий текст, но крайне насыщенный.
Если вкратце- это маленький камешек, который разбивает вдребезги все стекло ОВЦСовского богословия "единства".
Перевод:
При этом приверженцы Вихника , не удержавшись, зажавши уши (Деян. 7,58) , как в древности побивавшие камнями Стефана, истинного свидетеля Слова - и это одно только хорошо делая, как недостойные слышать это , - стали шуметь и все приводить в безпорядок и чуть не в рукопашную схватку не вступили с православными , придавая ручную силу в помощь утружденному языку. Наконец, бросившись, они прибегли к последнему своему убежищу - мерзкому Святополку , и клевещут на православных , будто они задумывают новшества и могут восстать против его власти, если не будут единомысленны с князем в учении, потому что противумыслие есть и противодействие.
Он, призвав последователей Мефодия , говорит: "Что за раскол производится среди вас и каждый день по-неприятельски вы схватываетесь друг с другом? Не братья ли вы все , не христианского ли удела? Почему же вы не соглашаетесь друг с другом и не стремитесь к единству?"
Они же при посредстве Горазда и Климента - ибо это они вели разговор - как своими устами отвечали: "Длинные речи , князь , нам нужно бы вести об этом деле, потому что не касательно маловажного возникает у нас опасность, но относительно догмата церковного, касающегося Блаженной Троицы, и души, что для нас всего дороже.
Но так как твое незнакомство с Писаниями не позволяет тебе выслушивать более продолжительные и более глубокие рассуждения, то на твой вопрос у нас простая речь: мы разделяемся потому, что и Господь пришел ввергнуть меч и отделить лучшее от худшего, и о Давиде мы слышим, что он ненавидит ненавидящих Господа и особенно чтит друзей Божиих. Христианами же никогда не можем мы считать тех, которые не принимают Евангелия, ибо как в Нем Один из Троицы , Сын Божий , сказал: "Дух Истины, Иже от Отца исходит"( Ин 15,26) , эти люди говорят, что Дух исходит из Сына. Между тем, если бы это было совершенно так, то какое было бы препятствие Господу сказать "Дух Истины, Который от Меня исходит"? Это- одно[соображение ]. А другое провозгласил о Святом Духе второй, бывший в Константинополе собор первосвятителей , собравшихся со всей вселенной, так как для этого и собирался- на опровержение духоборца Македония. Он изложил Символ Веры не в опровержение постановленного Никейским Собором , но что опустил тот собор[Никейский] , - так как тогда не возбуждались споры о Духе - то восполняет этот [Константинопольский] и [подобно тому как] дочь довершает недостающее у матери. В этом то Символе, который ежедневно произносишь в церкви и ты, князь, переведенном с греческих книг, мы можем увидеть, верить ли в исповедание Духа, исходящего от Сына, или из Отца. Как же нам согласиться с теми, которые мудрствуют вопреки Евангелию и изложению отцов с помощью Духа , с теми, которые вопят от земли наподобие чревовещателей (Ис 8,19 , 19,3) ? Какое общение у света с тьмою? - говорит Божественный апостол. Итак, если они переменят свои мнения и присоединятся к Евангелию и отцам, то мы прибегнем к ним , как к братьям и сойдемся и обнимемся. Если же они , отделяя себя от единого Наставника нашего Христа, пойдут по руководству ума своего и осуетятся в помышлениях своих (Рим 1,21) , то мы никогда не позволим себе толковать догмат о Троице под влиянием таких наставников".
Так отвечал сонм православных через Горазда и Климента , говоривших от его лица.
Комментарий к переводу
1. " приверженцы Вихника"
буквально στασιωται - "стасиоты", это ,... спортивные болельщики. Ультрас.
Это не шутка. Собственно болельщиками назывались "димы" (δημας), а стасиоты - это молодые люди, настроенные бить , крошить и убивать по приказу своего командира.
Очень знакомо в наших реалиях, да?
https://was.media/2017-10-27-sportivnye-fanaty-protiv-imperatora/Стасиоты также -
философы, которые учили о неизменяемости Вселенной (и невозможности движения в том числе) , но здесь это забавное совпадение.
2. "Стефана - истинного свидетеля Слова"
в оригинале του λογου γενναιον μαρτυρα - букв. "Слова родного мученика" - как мы помним по гречески "свидетель"="мученик" .
3. "и чуть не в рукопашную схватку не вступили с православными"
- в оригинале "εις χειρας ηλθον τοις ορθοδοξοις"- "руки наложили на православных" .
Перевод скверный - немного сдвинуты акценты - и вот звериная ярость , готовая избить святых, превратилась в "рукопашную схватку", намекая, что православные тоже хороши.
4."мерзкому Святополку"
букв. κονιορτον "поднятый прах".
5. " и клевещут на православных"
διαβαλλουςα - диавольствовали
6. "потому что не касательно маловажного"
в оригинале ου γαρ περι ελαχιστων ουδε περι ελαχιστα ημιν ο κινδινος ισταται
"потому что не о наименьших и не наименьшая нам стоит опасность".
Такая опасность, что разделение предпочтительнее единства.
8. "Но так как твое незнакомство с Писаниями не позволяет тебе выслушивать" .
Опять достаточно скверный перевод.
Создается впечатление, будто святые Климент и Горазд гордятся своим знанием Писания перед скромным простым человеком, у которого государственные дела отнимают досуг , который бы он может и хотел посвятить священным предметам.
Типа "Чего с тобой тупарем разговаривать".
А между тем оригинал совсем другой.
σοι το των γραφων ανομιλητον.
Ты же для Писания аномилитон.
Тут то самая "омилия" которая не проповедь, а дружеская беседа.
Аномилитон - это человек, отрицающийся знакомства, бегущий от общения, не желающий общаться.
И смысл слов святых такой: "Если ты от Священного Писания бегаешь, как от чумы, и оно наводит на тебя смертельную тоску и скуку, то как мы можем объяснить тебе смысл нашей битвы с папистами?"
Как известно, святые отцы отвращение к чтению Священного Писания называют одним из ясных признаков тяжелой болезни если не смерти души. Причина же этому проста - человек, предающийся блудным порокам необходимо испытывает скуку и тоску от священных предметов. Они жгут и мучают его совесть , пока он не принесет искреннее покаяние. Собственно говоря по этой логике и действовали паписты
1. Человека совращают на блуд плотский
2. Блуд плотский вызывает отвращение к предметам духовным
3. Отвращение к предметам духовным вызывает невежество в них.
4. Невежество в духовных предметах делает совершенно легкой добычей для любого лжеучения.
5. тем легче будет принято лжеучение , которое покровительствует любимой блудной страсти.
Опять повторю - эта методика,единая чуть не для всех тоталитарных сект, придумана не кем иным, как папистами.
Порнократия - это не частный эпизод Темных Веков - это естественное развитие папизма.
9. " так как тогда не возбуждались споры о Духе"
- в оригинале ζητηματων - исследования, изучения вопроса, а не споры.
10. "как дочь довершает недостающее у матери. "
- опять неверный перевод , причем отражающий именно папское мировоззрение , которое гласит, что Церковь "развивает догматы через исследования".
В оригинале σωζουσα το τησ μητρος η φυγατηρ - "спасает материнское дочь", "хранит материнское дочь".
Второй Вселенский Собор не придумал ничего нового и даже не давал каких-то определений, он "спасал", "сохранял" ту часть от апостолов известного Предания, которую пытались повредить еретики.
11. "которые мудрствуют вопреки Евангелию" -
опять здесь в оригинале не "против" - αντι , а "около" παρα - та же самая параномия , которой они уничтожали православных физически, они используют для уничтожения веры. Нечто, находящееся близ Евангелия , но не являющееся Им. Сатана, который преобразуется в ангела света. В самом деле, какого бы успеха добились бы паписты , если бы открыто признавали, что они проповедуют разврат и поклонение древним языческим чертям? Когда вся Вселенная слышала о Евангелии и ищет Христа?
12. "если они переменят свои мнения"
μεταβαλουνται τας γνωσεις буквально "перебросят" , "отбросят Знания" - с артиклем - имеются в виду не знания вообще, а некие конкретные "знания" , которые изврашают их умы и заставляют искажать учение Церкви - что же это за знания, если не оккультизм, который совершенно открыто проповедовался "учеными" кружка Алкуина -
тем же Рабаном Мавром ?
Вообще же все предложение ει μεν ουν μεταβαλουνται τας γνωσεις και μετα του ευαγγελιου και των πατερων στησονται буквально означает
"если же перестанут метаться за некими Знаниями и станут на Евангелии и отцах"
И это то самое, что говорил грузинский делегат на Ферраро-Флорентийском соборе в ответ на папские богословствования: "Аристотель- нет, Платон - нет, Василий Великий - да, Иоанн Златоуст - да". -
Совершенно то самое означает, что сциентизм и папизм - слова синонимы. Вот что может сделать с христианством стремление следовать своей собственной гордыне и водительству "свободного ума" - оно становится самым гнусным язычеством.
13. "и сойдемся и обнимемся."
- περιπλακησομεθα και περιπτυξομεθα - сверхсплетемся и сверхcогнемся - т.е. станем одним целым и даже будем почитать их как больших себя. - Сильнейшее выражение, которое показывает, что не гордыня и первенстволюбие двигали святыми Гораздом и Климентом, но непоколебимая стойкость в чистоте веры.
Комментарий к тексту:
1. Рукопашное богословие.
Думаю, все в курсе, как отчаянно не любят наши латинофроны слов святого Иоанна Златоуста об освящениии руки ударом. И это происходит не потому, что бы они были кроткие и непротивленцы злу насилием,а потому что полагают право бить и убивать только за собой. Обратим внимание , как либералы исходят пеной по поводу применения силы в защиты Церкви и православных , и в то же время целиком оправдывают, если не поддерживают таковое , направленное против Церкви.
И обратим внимание на особую роль в "рукопашном богословии" "ультрас".
Вот интересные иллюстрации.
Июнь, 1759 г. Белоруссия.
Святитель Георгий Конисский отправился посетить православные приходы в Орше.
В это время там находился с миссионерами доминиканец Овлочинский, который, узнав об ожидании православного епископа, собрал шляхтичей(ультрас) , миссионеров и жолнеров (польскую версию добробатов) и при самом въезде преосвященного из Кутеинского монастыря в город, собрались толпой, и сопровождали его насмешками, неистовыми криками и ругательствами.
Запретили звонить в колокола, разогнали городские цехи, которые вышли навстречу святителю с хоругвями.
Сего мало.
Во время самого Богослужения , когда св.Георгий начал говорить к народу поучение, ворвались в церковь и не уважая ни святыни ни святителя ни самого его возраста, неистовствовали в самом храме Божием.
С оружием в руках, в шапках они бегали , кричали, поносили архиерея , били народ, и выгнав из церкви, преследовали с камнями, пистолетами и обнаженными саблями до самого монастыря.
Святитель едва успел найти убежище в монастыре.
Но они, дойдя до полного неиствовства, осадили монастырь, с намерением тут же и убить его.
Святителя спасли монахи, положив на дно телеги и навалив сверху навоза.
В 1760 году полностью православной деревне Лядах, принадлежащей жене Сапеги , она построила униатскую церковь, у которой, однако не было паствы. тогда, собрав местных шляхтичей (опять - ультрас) , она бичами(!) как скот погнала своих крестьян из православной церкви в свою пустую униатскую.
В том же году униат Зенович во главе толпы воспитанников униатской семинарии напал ночью на архиерейский дом и православную семинарию . С бешенством разломав ворота, с ружьями и саблями они бегали по двору, кричали, стреляли, били стекла, переранили монахов, учеников и слуг, и кричали "Георгий, дайте нам Георгия" . Никто не знал куда от них бежать. Преосвященного едва спрятали в подвале.
Прошло 250 лет.
что поменялось у папистов?
11 марта 2018 года , Киев. "Под давлением «Правого сектора», ворвавшегося на заседание сессии горсовета г. Бар Винницкой области, депутаты приняли решение отказать УПЦ (МП) в выделении участка под строительство храма. При этом неонацисты заставили народных избранников отписать землю непризнанному «Киевскому патриархату».
Своё присутствие в сессионном зале «активисты» пояснили тем, что, по их «проверенной информации» сессию якобы «должны были посетить неизвестные лица, которые имели целью не допустить предоставления жителям Бара земли для церкви». О том, кому в современной Украине кроме наци позволено подобным образом «посещать» сессии органов местной власти, разумеется, не уточнялось
«Кроме того, на повестке дня стоял вопрос предоставления земли московским попам под уже четвертую их церковь в городе», - открыли и главную причину своего «беспокойства о безопасности депутатов» правосеки.
«Националисты убедили пленарное заседание вместо церкви оккупанта поддержать УПЦ Киевского Патриархата”, - отчитались они на своём официальном сайте, признав, что «власть испугалась многочисленной группы националистов и пыталась привести аргументы, почему активисты не могут присутствовать в зале».
Однако «под острыми взглядами правосекторовцев депутаты сделали все, что от них требуется: первое - отменили вопрос о предоставлении земли московским попам, второе - выделение земли для строительства церкви УПЦ КП». Более того, «местные депутаты сразу приняли проект о застройке», - сообщают неприкосновенные «герои».
Проговорились они и о том, что в одном из самых густонаселённых районов центральной Украины за четверть столетия её существования у жителей так и не возникло желания иметь приходы самозваного «патриархата». И только на пятом году действующего режима, благодаря насилию его опричников «в районе начато создание структуры Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата».
2. Обратим внимание на тактику папистов, которой они следуют уже на протяжении тысячи лет.
Совращение в папизм (или хотя бы в разврат с последующим шантажом ) светской власти государства, с последующим принуждением подданных к папизму.
Еще более обратим внимания, что наши латинофроны и либералы никогда неиздали ни одного воя в отношении "слияния папизма и государства". Когда итальянский президент или король целуют лапку папы, они истекают умилением и благопоспешением.
Вой либероты (в том числе и церковной) про "слияние Церкви и государства" раздается уже тогда, когда государство перестает враждовать с настоящей Церковью. Не когда государство становится православным - а когда просто не преследует, не ненавидит , не отказывает в просьбах. Честно слово , я бы хотел дожить до православной монархии в России только ради удовольствия посмотреть на неистовое беснование либералов , которые режут себя ножами только потому, что президент перекрестился два раза в год по большим праздникам.
3. Обвиняют в новшествах, вводя новшества.
Обратим внимание, как вор громче всех орет "Держите вора". Обвиняют православных в новшествах те, кто сами их вводят. И именно эти рога торчат у наших "реформаторов"-обновленцев , в первую очередь сторонников безумного причащения без исповеди и подготовки - они вводят нечто неслыханное в Церкви, при этом утверждая, что это настоящий обычай Древней Церкви и в свою очередь обвиняя Церковь в том, что она держится "позднейшей неверной практики".
Смотрите, какое изумительное извращение ума- одновременно кричат о необходимости обновления Церкви, обвиняют Церковь в том, что она не такая как в древности , и при этом кричат, что они -то и есть настоящая древность. Как это умещается в одной голове - знают только страдающие шизофренией.
4. Обвинение православных как вредящих государству.
Однако предыдущее извращение уступает еще изумительнейшему извращению.
Одновременно кричат, что Церковность погубит государство, (блог протодиакона вообще не представляет ничего иного, как постоянные пророчества о вреде Церкви для государства. Это было бы не так смешно, если бы он при этом не вещал о вреде для государства.... самого государства - папизм очень жестко бьет по мозгам) ,
одновременно требуют чтобы государство слилось с ними (вернее, с папизмом- об этом умалчивают) ,
и в то же время восхваляют предателей этого государства
- и как мы видим на примере Вихинга , сами уже готовы при первой же возможности не просто предать - сдать со всеми потрохами это же столь любезное им Государство.
5. Обратим внимание на тезис "Противумыслие есть противодействие" . В запальчивости риторики слетела агнчья шкура и явились волчьи клыки.
Если несогласие в мыслях есть признак противогосударственной деятельности, то сами паписты этим признаются, что они являются врагами и разрушителями всех государств, которые не присягнули верности папе, как они.
6. Обвинение православных в расколе.
Паписты называют православных схизматиками задолго до 1054 года.
Когда наши академические мужи вещают, что раскол произошел в по властолюбию византийских патриархов - это бесстыжая ложь , к истории не имеющая никакого отношения.
Это Церковь ЛИШЬ в 1054 г анафематствовала папистов, которые уже двести лет назад сами откололись от Нее и уже открыто называли православных схизматиками.
Примерно как это сейчас делает ОВЦС в отношении людей, не принимающих его курса.
200 лет (!) Церковь не отсекала от себя гниющий член, который сам уже отрекся от Нее, ожидая безнадежного.
И само отсечение произошло не потому что терпение закончилось, а потому что это терпение подвигло принявших любовь за безнаказанность папистов уже на наглость крайней степени (как мы помним, кардинал Гумберт единолично дерзнул отлучить константинопольского патриарха не нуждаясь ни в каком соборе - да еще в Константинополе, да еще в храме самого патриарха)
И все эти обвинения за что?
За догматические аргументы от Священного Писания.
Папизм знает свое больное место - самое больное же его место в том, что он - не христианство. И стоит появиться Евангелию, как он с дымом исходит (иногда попутно ввергая пару тысяч людей в геннисаретское озеро), поэтому до сих пор единственные методы его борьбы - это насилие и преступления.
7. Эта речь св.Климента и Горазда снимает маску и с "церковного историка" Болотова , который, как известно, к концу своей недолгой жизни пришел к выводу, что филиокве это очень частный и не важный момент и может быть принят в качестве частного "Богословского мнения".
Мы видим, что это противоречит самым глубинным корням существования всех Славянских Церквей, это отвержение св.Кирилла и Мефодия, отвержение всего русского святоотеческого наследия.
И более того - это логика Святополка, который по словам св.Феофилакта, бегал от Священного Писания и святых отцов.
Человек, который посвятил всю свою жизнь церковной науке, внезапно оказывается на уровне "поднятого праха"- Святополка, который никогда не открывал Библии. Почему так произошло?
Болотов отказался от водительства Предания и Церкви и отдался под водительство своего собственного ума.
Который и привел его в положение человека , совершенно безсмысленного в этой области.
Разница в том, что Святополк при этом был умным политиком и отличным воином, а Болотов - нет.
Как только человек поставил свой гордый ум вместо водительства Святой Церкви - он низводится этим умом в самую глубину без-умия.
8. Краткая речь св. Климента и Горазда - прямой и ясный ответ ОВЦС бредням о "заповеди единства".
Даже комментировать тут нечего - рожон есть рожон.
9. Паписты ненавидят Бога и не являются христианами - это не фанатик Орфеос придумал - это слова святых Климента и Горазда - просветителей не только Болгарии но и Руси. Речь , разумеется , не идет о простых верующих - а о проповедниках, "активных практиках". Да, католическая мистика переполнена словом "любовь", только любят они какого-то другого бога.
10. Папистские откровения и пророчества -речи духов злобы от земли, о которых предупреждали и пророки. Это возвращение языческих теургий и мистерий , только на более опасном уровне, поскольку имеют христианский вид и оболочку.
11. Католичество - христианство по руководству ума своего - и в этом невыносимая притягательность его для горделивых богословов. И последняя точка этого пути - глубины ада.