Сначала маленькая заметка о.Сергия.
Оригинал взят у
sergoshin в
Удерживающий в представлении американской пропаганды Кто же такой Удерживающий? Некоторое время назад произвольные толкователи Апокалипсиса, вдохновленные различного рода псевдоправославными лжеучениями, пытались внушить нам, что якобы царь являлся удерживающим мир от антихриста. Однако, мы уже сто лет живем без царской власти, и ничего не происходит. На резонные замечания по этому поводу толкователи начинают рассказывать историю Державной иконы - она, мол, явилась в день отречения императора от трона, следовательно, Богородица приняла на себя попечение о России и вот она теперь Удерживающая. Впрочем, доводы подобных толкователей несостоятельны. Им стоит напомнить, что Россия - вообще один из уделов Пресвятой Богородицы, о коем она имеет попечение на протяжении всей русской истории. Человеку, знакомому со святоотеческой традицией и свободному от навязываемых заблуждений сие, впрочем, доказывать не нужно. Равно как и понимать, что отнюдь не царская власть является Удерживающим, как и Пресвятая Дева.
Забавное толкование термина недавно было дано американской пропагандой. На днях по Яндексу дали ссылку на заявление Белого дома, в котором говорилось, что в настоящее время не кто иной, как президент США Дональд Трамп удерживает мир от хаоса. Заявление достаточно забавное, учитывая деятельность американской администрации в различных частях света, равно как и достаточно спорное, поскольку многие вполне резонно рассуждают о действиях Трампа, как, напротив, ведущих к хаосу.
Разумеется, в понимании святоотеческом Удерживающий - вовсе не царь и не Богородица. Удерживающим, следуя мысли отцов Церкви, является Сам Господь Иисус Христос. Об этом достаточно подробно пишет в своей книге "Путь разума в поисках истины" профессор А.И.Осипов. Он дает понять, что когда в мире находится дух Христов, мир далек от последних времен. По его мысли, именно дух Христов сейчас необратимо угасает во всем западном мире, разменявшем его на либеральные ценности. И подмена эта неравноценна, поскольку ведет к духовной гибели Запада, а через нее и к физическому вырождению, свидетелями чего мы сейчас и становимся.
----------------------
И мои пять копеек.
Справедливость этой точки зрения, что Удерживающий вовсе не православный монарх, очевидно доказывается тем, то этот Удерживающий был во времена апостола Павла, который и писал о Нем, и знали о Нем все христиане.
Никакой православной монархии в те времена и близко не был даже в проекте.
Хотя никто не отрицает, что именно православная монархия - единственный государственный строй, в котором исторически Церковь являла себя общественной легитимной силой ( при прочих строях Она существовала словно трансцедентно и даже вопреки власти и обществу) , т.е. имело максимально благоприятные условия исполнения Своей миссии.
Но с другой стороны - действительно многие подвижники благочестия русские называли Удерживающим именно православную монархию.
Да и профессор Осипов и особенно его блуждания разума в поисках недогматического богословия - достаточно подозрительные источники.
Утверждать, что Удерживающий - это Сам Христос - тоже противоречит просто Священному Писанию, потому что тогда нужно предположить, что будет время, когда Христос "будет от среды". Как же тогда Евангельское "Аз с вами есмь до скончания века" ?
Более того, это противоречит самому тексту Священного Писания.
Вот греческий оригинал :
καὶ νῦν τὸ κατέχον οἴδατε
И ны́нѣ удержавáющее вѣ́сте
и далее
μόνον ὁ κατέχων ἄρτι ἕως ἐκ μέσου γένηται
тóчiю держя́й ны́нѣ дóндеже от среды́ бýдетъ
И в греческом и славянском тексте это нечто СРЕДНЕГО РОДА . Деепричастие держай имеет одну форму и для среднего и мужского рода.
Представить, почему вдруг апостол Павел стал говорить о Спасителе в среднем роде - невозможно.
А теперь , когда все запуталось окончательно , позвольте показать, как эти кажущиеся противоречия приходят в согласие и единение - и как оказываются правы и апостол Павел,называвший Его средним родом, и святые отцы (и о.Сергий) , которые говорят , что Удерживающий это Христос, и наши отечественные подвижники, связывавшие Его с православной монархией.
Обратим внимание на само слово - κατέχον оно очень похоже на "катехизис" (который в греческом пишется через η-ту) , и есть ли тут какая-то глубинная связь - мне неведомо.
Образовано оно от приставки κατα (целиком, с головы до ног) и глагола εχω (держу). Тут кажется, все понятно- Удерживающее - это то, что держит целиком.
Обратим внимание на слова "ныне" в первом и втором предложении. В первом случае оно передано через традиционное νυν , а во втором - через ἄρτι. Тут некое непонимание кроется в том, что "ныне" в славянском несет две функции - означает и "сейчас" и "недавно", "на днях". Второе греческое слово "арти" означает именно "недавно". Господа синодальные переводчики перевели славянское "ныне" и греческое "арти" русским "теперь", чем совершенно затемнили совершенно очевидное указание апостола Павла на то, что же такое Удерживающее.
Смотрите ,что говорит апостол Павел в нормальном переводе с греческого и славянского:
"Только Держащее недавно пока не будет от Середины".
Итак , что мы знаем об Удерживающем?
1) Оно среднего рода
2) Оно - Держит сверху донизу, целиком.
3) Оно явилось недавно для апостола Павла и его слушателей.
4) Оно будет взято из Середины ( как известно, Середина - это эвфемизм Иерусалима)
Я думаю, продолжать нет необходимости- все и без меня догадались, что же это за Удерживающее , и почему святые отцы , когда говорили о Нем , говорили о Христе
Ну конечно, как же я удержусь от того, чтобы не выболтать!
Это Крест Христов.
Он держит сверху донизу, целиком - Христа.
Крест, который недавно - потому что распят Христос недавно для апостола Павла , и ныне там же , где и Ковчег Завета - в смысле,- что никто не знает где.
Но как же согласуются столь различные мнения?
Откровение Мефодия Патарского о последних днях перед пришествием антихриста
"И потом придет царь греческий в Иерусалим жить семь с половиной лет и спустя два года (другой список: десять с половиной лет) явится сын погибели . Родится в земле Зине (Хузифе) и вскормлен будет в Вифсаиде и царствует в Капернауме .И возвеселится Зин что родился он в нем, и Вифсаида, что вскормлен был там и Капернаум, что царствует в нем. Потому и Господь трижды сказал "Горе тебе Хоразине, Горе тебе Вифсаидо, горе тебе Капернауме, вознесыйся до небес до ада имаши снити."
И когда явится сын погибели , взойдет царь греческий на Голгофу ,где будет водружено Древо Креста на том месте, где пригвожден был Господь Бог наш и смерть принял вольную за нас, снимет венец свой с главы своей и возложит на Крест и воздвигнет руки свои на небо и предаст царство христианское Богу и Отцу.
И взойдет Крест с венцом на небо. И тому Кресту, на Котором был повешен Господь Бог наш за общее всех спасение, должно явиться перед пришествием его во обличение неверующим . И это да сбудется сказанное пророком Давидом "В последние дни Эфиопия предварит руку свою к Богу".
Потому Эфиопией назвал греков , поскольку от племени сына Хузиины Эфиоплянки дочери Фола царя Эфиопского , поэтому и сказал "Эфиопия предварит руки свои к Богу в последние дни.
Когда взойдет крест с венцом на небо и тут же предаст дух свой царь греческий.
И тогда рассыпится всякая власть и старейшинство . Тогда явится сын погибели , рождается от племени Данова по пророчеству Иакова патриарха как сказал "видел я змея лежащего при пути и держащего коня за пяту и сел конь на заднюю ногу ожидая избавления от Господа"
Собственно, для любого человека, который с простотой и верой принимает сказанное Церковью на Богослужении это совершенно не внезапно . Потому что каждую пятницу читается светилен "Крест - Хранитель всея вселенныя" - т.е. прямо называется Держащим.
Таким образом, при всей справедливости заметки о.Сергия, совершенно нет никакой необходимости клеймить Американскими Империалистами связывающих Удерживающее с православной монархией.
Вспомним тропарь Святому Кресту - "Спаси Господи".
Он победы-то просит не "православным христианам" (это уже переделка советского времени), а православному государю. Тесно связывая Крест и православную монархию.
Как и во многих других случаях, разные точки зрения святых отцов по одному предмету - это не взаимоисключающие противоречия, а аспекты одного предмета, словесно невыразимого целиком.
Пора бы к этому нам привыкать - у нас четыре Евангелия такие.