Nov 29, 2016 10:44
Когда молодой человек попадает в духовные школы (по крайней мере , в Питерскую и Московскую) , главное, что он для себя "открывает" (хотя на самом деле, это его вскрывают) - что "церковный официоз" (то есть ясное и прямое учение Православной Церкви) - это очень невежественное и необъективное представление о действительности . На него обрушивают море "научно-исторической критики" , заключающейся в эротических фантазиях безбожных профессоров на тему догматов, истории и даже нравственности. Каковое море он должен не столько понимать , сколько почитать. Студент, который осмелится заявить, что всем сочинениям Карташева и Болотова место в нужнике , не дотянет даже до сессии. К концу обучения он из всех этих фантазий, которые противоречат не только другим фантазиям, но и сами себе, мало что помнит. Кроме одного. Что то, что "там в благочестивых книжках", да" эти невежественные жития святых", да "эти святые отцы - знаем мы их, это все политика" - это приукрашенная прилизанная действительность, за фасадом которой совсем другое. И он - продвинутый , мудрый и печальный носитель этого высшего знания.
Блог известного протодиакона свидетельствует о том, во что может превратиться эта убежденность, если ее вовремя не лечить.
Между тем, как святые отцы именно такое состояние "причастности к подлинному знанию, высшему общепринятного в Церкви" называют подлинным поклонением Ваалу.
"Она (речь идет о церкви, которая уклонилась вслед ересей) хлеб, который укрепляет, и вино, веселящее сердце человека (Псал. 103), и елей, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир (Иоанн. гл. 1). и серебро, о котором мы часто говорили: Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищенно седмирицею (Псал. 11:7), и золото, о котором мы читаем: аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене и междорамия ее в блещании злата (Псал. 67:14), обращает на идолов и сделала Ваала, означающего Высший и Терзание , потому что она или считает себя обладающею более высоким учением, нежели Церковь, или терзается сознанием ложности мнений." (блаженный Иероним)
Можно только дерзнуть добавить, что первое и второе всегда идут в месте. Что до тех пор, пока человек считает себя обладателем "подлинного знания, высшего Церкви", не будет ему ни секунды покоя, и будет это "знание" терзать и немилосердно мучать его, не давая ни молиться, ни понимать Священное Писание, ни даже читать святых отцов с исцелением и пользой души, слова их бессильно будут скользить по его каменному уму, как вода поверх залитого бетоном поля - пока он не поймет, что это не "знание", а разрушительное идолопоклонство. Многие не понимают этого даже до самого смертного часа. И тогда наступает пора спросить "главо , главо, разума упившись, где ся приклониши"?
Нарциссизм,
тонкое дело,
Вещаю